город Калуга |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А64-9333/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Козелкина И.И. Шильненковой М.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от истца ФГКУ "Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Тамбовской области"
от ответчика Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Тамбовской области |
Шепелева О.В. - дов. N 42 от 01.08.2013
не явился, извещен |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Тамбовской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу N А64-9333/2012,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области" (далее - ФГКУ УВО УМВД России по Тамбовской области) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Банк России в лице Главного управления Банка России по Тамбовской области, банк) о взыскании 643704 руб. 66 коп. задолженности по договору N 578 от 25.02.2009 на милицейскую охрану учреждения Банка России, из которых 607654 руб. 32 коп. - основной долг за период январь - март 2013 года и 36050 руб. 34 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.01.2012 по 19.12.2012.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2013 принят отказ истца от иска в части взыскания с ответчика 36 050 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.01.2012 по 19.12.2012 по договору от 25.02.2009 N 578, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2013 в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 01.10.2013 названное решение суда отменено, с Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Тамбовской области в пользу Федерального государственного казенного учреждения "Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области" взыскана задолженность по оплате охранных услуг в сумме 607 654 руб. 32 коп.
Не согласившись с постановлением суд апелляционной инстанции, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Тамбовской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Центральным банком Российской Федерации (заказчик) и Отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Тамбову (правопредшественник истца, исполнитель) 25.02.2009 был заключен договор N 578 на милицейскую охрану учреждения Банка России, по условиям которого "Банк" поручает, а "Охрана" принимает на себя обязательство с момента подписания Акта о выставлении постов в учреждении "Банка" охранять имущество "Банка", находящееся в группе зданий, расположенных на огороженной территории совместно с другими строениями служебного и хозяйственного назначения в зданиях по адресу: г. Тамбов ул. Октябрьская 7, ул. Державинская 28, ул. А.Бебеля 26, ул. Астраханская 169а.
В силу пункта 3.1 договора истец обязался организовывать и обеспечивать охрану имущества и ценностей "Банка", принимаемых под охрану; обеспечивать охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями в зоне своих постов и маршрутов патрулирования. Подготовку нарядов и выставление постов милиции (маршрутов патрулирования) осуществлять в соответствии с утвержденным актом междуведомственной комиссии (МВК) с 25 февраля 2009 года.
В соответствии с пунктом 3.2 договора ответчик обязался охрану банка осуществлять нарядом милиции отделения вневедомственной охраны общей численностью 54 человека с выставлением семи постоянных суточных одиночных постов и одного постоянного восьмичасового одиночного поста.
Пунктом 5.1 договора стороны установили, что оплачиваемая численность охраны согласно акту МВК от 16.02.2009 составляет 54 человека (в том числе командир взвода - 1, заместитель командира взвода - 1, командиров отделений - 4, милиционеров - 48).
В силу пункта 5.2 договора затраты на содержание сотрудников милиции и работников "Охраны" задействованных как для охраны, так и для обслуживания ТСО в "Банке", определяются сметой, составленной "Охраной" на основании Типовой сметы, разработанной ГУВО МВД России и согласованной с Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Смета является приложением к настоящему договору и может корректироваться в рамках статей сметы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оплата расходов по настоящему договору производится по квартально в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и на основании сметы путем перечисления "Банком" не позднее 15 числа 1 месяца квартала на текущий счет "Охраны" суммы расходов по выставляемым счетам. По истечении квартала производить взаиморасчет по фактическим затратам. При увеличении численности охраны на действующих объектах оплата производится после представления "Охраной" и рассмотрения "Банком" сметы на увеличенную относительно акта МВК численность и выставляемых счетов.
Как установлено пунктом 6.1 договора настоящий договор заключается сроком на 1 год и вступает в силу со дня его подписания. Если одна из сторон за два месяца до истечения срока договора не потребует изменения договорных обязательств или его прекращения, договор признается пролонгированным на прежних условиях и на тот же срок.
Изменение условий настоящего Договора производится по обоюдному согласию сторон, путем заключения дополнительного договора, являющегося неотъемлемой частью Договора, и не должно противоречить положениям Инструкции по организации охраны учреждений Центрального банка Российской Федерации (Банка России) подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
Актом межведомственной комиссии по обследованию учреждения Банка России от 10.02.2011, который, по утверждению представителя истца, соответствует акту от 25.02.2009, в результате обследования учреждения Банка России, расположенного по адресу: г. Тамбов ул. Октябрьская дом 7 установлено, что для организации охраны учреждения необходимо назначить наряд милиции в составе: старший наряда - 2 ед., постовые милиционеры - 8 ед. общая численность подразделения охраны - 31 ед. (командир взвода - 1 ед., заместитель командира взвода - 1 ед., командир отделения - 2 ед., милиционеры -27 ед.).
09.08.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Тамбову в связи с реорганизацией в форме слияния с Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области".
Дополнительным соглашением N 5 от 26.06.2012 к договору N 578 от 25.02.2009 стороны внесли следующие изменения:
пункт 5.2 изложен в следующей редакции:
"Цена Договора с 01.01.2012 определяется в соответствии с тарифами, утвержденными приказом начальника Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области от 12.12.2011 N 255, индексированными, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов" (6%), и пересмотру в течение года не подлежит, кроме случаев изменения объема услуг охраны.
Цена Договора указывается в Расчете численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов ГУ Банка России по Тамбовской области в 2012 году (Приложение N 6 к договору)".
пункт 5.3 изложен в следующей редакции:
"Оплата расходов по настоящему Договору производится ежемесячно в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на основании Расчета численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов ГУ Банка России по Тамбовской области в 2012 году, путем перечисления "Банком" не позднее, чем за 3 рабочих дня до окончания отчетного месяца на текущий счет "Охраны" суммы расходов по выставленному "Охраной" счету, с последующим представлением счета-фактуры в последний рабочий день отчетного месяца. "Охрана" гарантирует выполнение своих обязательств по настоящему договору до конца отчетного месяца.
Началом и окончанием оплаты расходов на содержание охраны по данному Договору являются утвержденные Акты о выставлении (снятии) в зданиях Главного управления Банка России по Тамбовской области постов ОВО УМВД России по г. Тамбову".
Пунктом 12 дополнительного соглашения N 5 от 26.06.2012 стороны распространили его действие на отношения, возникшие с 01.01.2012.
Ответчик оплатил услуги охраны платежным поручением от 27.06.2012 N 11143 на сумму 8 772 035 руб. 44 коп. (л.д. 2 т. 2).
Ссылаясь на то, что оказанные ответчику услуги были оплачены им не в полном объеме, ФГКУ УВО УМВД России по Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просило взыскать образовавшуюся за период января по март 2012 года задолженность в размере 607 654 руб. 32 коп., в том числе: за январь 2012 г. - 207 003 руб. 12 коп., за февраль 2012 г. - 193 648 руб. 08 коп., за март 2012-207 003 руб. 12 коп.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом, суд первой инстанции исходил из отсутствия долга Банка России в лице Главного управления Банка России по Тамбовской области перед ФГКУ УВО УМВД России по Тамбовской области за период с 01.01.2012 по 31.03.2012, признав дополнительное соглашение в части расчета численности ОВО ОМВД в количестве 1 поста (одиночный, в рабочие, выходные и праздничные дни) за период с января по март 2012 г. незаключенным, и придя к выводу, что исполнение договора N 578 от 25.02.2009 должно было оплачиваться по цене, установленной соглашением сторон в договоре.
Суд апелляционной инстанции обоснованно признал данные выводы арбитражного суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что между сторонами имеются правоотношения, возникшие из договора об оказании милицейских охранных услуг N 578 от 25.02.2009, регулируемые гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).
В связи с изменением нормативно-правовых актов МВД России ФГКУ УВО УМВД России по Тамбовской области обратилось к Главному управлению Банка России по Тамбовской области с вопросом о необходимости изменения размера оплаты оказываемых охранных услуг (письмо от 30.11.2011 N 13/1856).
Согласно п. 14 дополнительного соглашения N 5 от 26.06.2012 неотъемлемой частью данного соглашения является Приложение 1 "Расчет численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов Главного управления Банка России по Тамбовской области в 2012 году (Приложение 6 к договору).
Расчет состоит из двух частей: Расчет численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов Главного управления Банка России по Тамбовской области в 2012 году с 01.01.2012 по 31.12.2012 (1 часть) для суточного одиночного режима несения службы на посту по тарифу стоимости одного часа охраны 278,23 руб. и Расчет численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов Главного управления Банка России по Тамбовской области в 2012 году с 01.01.2012 по 31.03.2012 (2 часть) для одиночного режима несения службы на посту по тарифу стоимости одного часа охраны 278,23 руб.
В п. 15 Дополнительного соглашения N 5 стороны указали, что в связи с имеющимися разногласиями сторон в части Расчета численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов Главного управления Банка России по Тамбовской области в 2012 году за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 Приложение 1 "Расчет численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов Главного управления Банка России по Тамбовской области в 2012 году (Приложение 6 к договору) изложено в двух частях, первая из которых предусматривает сумму ежемесячной стоимости услуг "охраны" не оспариваемой сторонами, а вторая на сумму, по которой у сторон возникли разногласия по стоимости услуг.
Согласно п. 16 Дополнительного соглашения N 5 стороны пришли к соглашению о том, что по части 1-й Приложения 1 "Расчет численности сотрудников ОВО УМВД России по г. Тамбову и стоимости их содержания по охране объектов Главного управления Банка России по Тамбовской области в 2012 году" оплата будет произведена "Банком" в полном объеме до 30.06.2012 за период с 01.01.2012, а по 2-й части оплата будет произведена в случае принятия решения в пользу "Охраны" после вынесения его Арбитражным судом Тамбовской области.
Стороны договора N 578 от 25.02.2009 с отдельными исковыми требованиями об урегулировании разногласий по договору не обращались.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.
Тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 4 Федерального закона "О полиции").
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 N 752 "О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе" установлено, что тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, устанавливаются соответствующими подразделениями полиции на основании методики, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, при этом тарифы на услуги по охране имущества и объектов граждан (квартир и иных мест хранения имущества граждан) в 2011 году сохраняются на уровне, установленном на дату вступления в силу настоящего Постановления.
Тарифы, устанавливаемые на основании методики, предусмотренной п. 1 настоящего Постановления, начиная с 2012 года индексируются ежегодно, с 1 января, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и пересмотру в течение года не подлежат.
Тарифы на охрану имущества и объектов органов государственной власти Российской Федерации и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, сохраняются на уровне тарифов, действовавших в 2011 году, и пересмотру не подлежат (п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 N 752).
В соответствии с п. 6 Методики установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, утвержденной Приказом МВД РФ от 30.12.2011 N 1345, тариф на физическую охрану определяется исходя из соотношения суммы расходов, непосредственно связанных с оказанием услуг по охране имущества путем выставления постов в расчете на одного сотрудника и планового фонда служебного времени сотрудника, регламентируемого ведомственными нормативными актами.
Дополнительным соглашением N 5 стороны изложили п. 5.2 договора N 578 от 25.02.2009 в следующей редакции: "Цена договора с 01.01.2012 определяется в соответствии с тарифами, утвержденными приказом начальника УВО УМВД РФ по Тамбовской области от 12.12.2011 N 255, индексированными исходя из прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов" (6%), и пересмотру в течение года не подлежит, кроме случаев изменения объема услуг охраны".
Приказом начальника УВО УМВД РФ по Тамбовской области от 12.12.2011 N 255 (Приложение N 1) определен тариф охраны объекта полицейскими постами (один сотрудник).
Исходя из положений п. 3.2 договора охрана банка осуществляется общей численностью 54 человек, с выставлением семи постоянных суточных постов и одного постоянного восьмичасового одиночного поста.
Как следует из приложения N 1 к дополнительному соглашению N 5 от 26.06.2012 (Приложение N 6 к договору от 25.02.2009 N 578) (часть 1), у сторон отсутствуют разногласия по оплате услуг, оказанных одиночными постами в количестве 8 постов.
Спор возник по оплате услуг работника, находящегося в помещении милиции в цокольном этаже здания Главного управления Банка России по Тамбовской области, где установлено автоматизированное рабочее место системы охранно-тревожной и пожарной сигнализации, указанного в приложении N 1 к дополнительному соглашению N 5 от 26.06.2012 (Приложение N 6 к договору от 25.02.2009 N 578) (часть 2).
Как свидетельствуют материалы дела, ФГКУ "Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Тамбовской области" в силу п. 3.1 договора принял на себя обязательства обеспечить охрану имущества и ценностей банка путем выставления постов в соответствии с утвержденным актом межведомственной комиссии, что фактически осуществлялось истцом в спорный период.
Кроме того, как пояснил представитель истца, при утверждении банком "Графиков несения службы постовыми милиционерами по охране зданий Главного управления Банка России по Тамбовской области" несение службы работником, находящийся в помещении милиции в цокольном этаже здания банка, было согласовано.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом п. 3.1 цена договора с 01.01.2012 подлежит определению с учетом объема услуг, указанного в части 2 приложения N 1 к дополнительному соглашению N 5 от 26.06.2012 (Приложение N 6 к договору от 25.02.2009 N 578).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу N А64-9333/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.