г. Калуга |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А62-3540/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "МРСК Центра": |
представитель Быстров А.М., по доверенности от 03.06.2013 N 67 АА 0510907; |
от ответчика ОАО "Оборонэнергосбыт":
от ответчика ОАО "Смоленскэнергосбыт": от третьих лиц: |
представитель Бальжиров Б.В., по доверенности от 23.12.2013 N 13/02;
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу N А62-3540/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", ОГРН 1046900099498, (далее - ОАО "МРСК Центра, истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к открытому акционерному обществу "Смоленскэнергосбыт", ОГРН 1056758305042, (далее - ООА "Смоленскэнергосбыт", ответчик) и открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт", ОГРН 1097745448315, (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", соответчик) о взыскании в солидарном порядке неосновательного обогащения в виде стоимости услуг по передаче электроэнергии в размере 100 000 руб.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил размер требований, проси взыскать с ответчиков в солидарном порядке неосновательное обогащение в сумме 21 997 210 руб. 71 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012, удовлетворены исковые требования к ОАО "Смоленскэнергосбыт" о взыскании 21 997 210 руб. 71 коп. неосновательного обогащения и 4000 руб. в возмещение судебных расходов. Также с ОАО "Смоленскэнергосбыт" взыскано в доход федерального бюджета 128 986 руб. 05 коп. государственной пошлины. В удовлетворении иных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.03.2013 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
После принятия дела к новому рассмотрению истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил размер требований и просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке неосновательное обогащение в виде стоимости услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям в сумме 17 898 812 руб. 80 коп. Уточнение размера требований принято судом к рассмотрению по существу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Оборонэнергосбыт" в пользу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" взыскано неосновательное обогащение в размере 17 898 812 рублей 80 копеек, а также 4 000 рублей в возмещение судебных расходов. Кроме того, с ОАО "Оборонэнергосбыт" в доход федерального бюджета взыскано 108 494 рубля 06 копеек государственной пошлины.
В части требований о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 098 397 рублей 91 копейки производство по делу прекращено.
В части требований о взыскании неосновательного обогащения, предъявленных к ОАО "Смоленскэнергосбыт", отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ОАО "Смоленскэнергосбыт", третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ОАО "Смоленскэнергосбыт", третьих лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав объяснения представителей ответчика (ОАО "Оборонэнергосбыт"), истца, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что настоящий спор возник в связи с оказанием услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям истца в интересах конечных потребителей, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, в период 2011 года.
В соответствии со ст.ст. 9, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В связи с отсутствием в спорный период между истцом - ОАО "МРСК Центра" и ответчиками договора на оказание услуг по передаче электроэнергии в спорные точки поставки к рассматриваемым правоотношениям суды правомерно применили нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Из имеющихся в материалах дела актов технологического присоединения, актов балансового разграничения и эксплуатационной ответственности, а также характеристик токоприемников, следует, что поставка электроэнергии в спорный период осуществлялась в интересах конечных потребителей, энергопотребляющее оборудование которых имеет присоединение к электрическим сетям ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" опосредовано через электрические сети ОАО "Оборонэнерго".
ОАО "Оборонэнерго", в свою очередь, является организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Поставку электроэнергии на объекты потребления - учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, осуществляет ОАО "Оборонэнергосбыт" на основании государственного контракта на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2010 N 147/1/3/20649.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Электроэнергия для обеспечения объектов, подведомственных Минобороны России, приобретается соответчиком у ответчика на основании договора энергоснабжения от 23.03.2010 N 128045 (далее - договор энергоснабжения), заключенного между ОАО "Смоленскэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт", предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком электроэнергии покупателю на объекты Минобороны России, и урегулирование гарантирующим поставщиком взаимоотношений с сетевой организацией по передаче электроэнергии.
Факт поставки электроэнергии и оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей, подведомственных Минобороны России, установлен вступившими в законную силу судебными актами по делам N А62-3490/2011, N А62-8258/2011 и N А62-2775/2012, в которых указано, что расчеты за поставленную электроэнергию и, соответственно, за услуги по передаче электроэнергии должны осуществляться исходя из условий присоединения к электрическим сетям энергопринимающего оборудования конечных потребителей (по тарифам высокого, среднего и низкого напряжения).
Количество переданной электроэнергии и, соответственно, объем оказанных в спорный период услуг по передаче электроэнергии определялся сетевой организацией на основании показаний приборов учета, являющихся расчетными между ОАО "Оборонэнергосбыт" и конечными потребителями. Показания расчетных приборов учета электроэнергии отражены в актах первичного учета электроэнергии за спорный период, подписанных представителями конечных потребителей и смежной сетевой организации - ОАО "28 Электрическая сеть", правопреемником которой является ОАО "Оборонэнерго".
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку при рассмотрении требований, заявленных в делах N А62-3490/2011, N А62-8258/2011 и N А62-2775/2012, участвовали те же лица, что и в настоящем деле, суды верно указали, что судебные акты по этим делам носят преюдициальный характер для рассмотрения настоящего спора.
В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530) покупателями электрической энергии являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Согласно п. 6 Основных положений N 530 гарантирующий поставщик в соответствии с условиями договора энергоснабжения обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии.
В силу п. 5 Основных положений N 530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Пунктом 55 Основных положений N 530 установлено, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом "д" пункта 36 настоящего документа и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.
Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Основных положений N 530.
Частью 3 ст. 38 Закона N 35-ФЗ также установлен запрет на осуществление деятельности одного гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности других гарантирующих поставщиков.
Постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 05.08.2011 N 59 определены зоны деятельности ОАО "Смоленскэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт" в качестве гарантирующих поставщиков электроэнергии.
Соответственно, арбитражными судами сделан правильный вывод о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт", являющийся гарантирующим поставщиком второго уровня и осуществляющий поставку электроэнергии конечным потребителям, подведомственным Минобороны России, должен был урегулировать вопросы по передаче электроэнергии от точек отпуска электроэнергии из электрической сети ОАО "Оборонэнерго" до точек поставки электроэнергии конечным потребителям, чего в нарушение Основных положений N 530 им исполнено не было.
Различия при определении точек поставки электроэнергии и, соответственно, уровня напряжения, вызваны действиями гарантирующего поставщика второго уровня, который вопреки требованиям Правил N 530 не урегулировал с ОАО "Смоленскэнергосбыт" отношения по передаче электроэнергии (мощности) по спорным точкам поставки электроэнергии и уровням напряжения.
Исходя из вышеизложенного, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о невозможности со стороны ОАО "Смоленскэнергосбыт" урегулировать отношения по передаче электроэнергии с истцом по точкам поставки электроэнергии, отличным от указанных в договоре энергоснабжения, заключенным с гарантирующим поставщиком второго уровня.
Арбитражные суды правильно указали, что при отсутствии между истцом и ответчиком письменного договора об оказании услуг по передаче электроэнергии, а также с учетом положений Правил N 530 расчеты должны производиться исходя из уровня напряжения по точкам поставки электроэнергии конечных потребителей. Расчет за электроэнергию по тарифу высокого напряжения не означает, что услуги по доставке электроэнергии конечным потребителям не были оказаны.
Потребители электрической энергии оплачивают энергосбытовой компании стоимость потребленной электроэнергии по тарифам для конечных потребителей.
Поскольку уровень напряжения в точках присоединения энергопринимающих устройств конечных потребителей фактически определяется как уровень среднего напряжения (СН1 и СН2) и низкого напряжения (НН), услуги по передаче электрической энергии и мощности должны оплачиваться по этим же уровням напряжения.
Согласно материалам дела, оплата услуг истца за 2011 год произведена только по тарифу для уровня высокого напряжения. Разница между стоимостью услуг, исчисленной по тарифам для различных уровней напряжения, представляет собой неосновательное сбережение в сумме 17 989 812 рублей 80 копеек.
Таким образом, неосновательное обогащение возникло на стороне соответчика - ОАО "Оборонеэнергосбыт", не исполнившего свою обязанность по урегулированию правоотношений в части передачи электроэнергии от точек присоединения электрических сетей смежных сетевых организаций - ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнерго", до точек присоединения конечных потребителей к электрическим сетям ОАО "Оборонэнерго".
Расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии, осуществленный непосредственно гарантирующим поставщиком, исходя из разницы уровней напряжения, ответчик не оспорил, в нарушение ст.ст. 65, 68 АПК РФ доказательств несоответствия показаний расчетных приборов учета электроэнергии, устроенных у конечных потребителей не представил.
Исходя из вышеизложенного, арбитражными судами сделан обоснованный вывод об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, кассатор приводит те же доводы, что заявлялись им в суде апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки апелляционной коллегии и обоснованно отклонены ею.
Так, заявитель ссылается на то обстоятельство, что его статус гарантирующего поставщика, а также зона деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт", установлены лишь постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 05.08.2011 N 59, официально опубликованным только 30.12.2011. Соответственно полагает, что обязанность по урегулированию услуг по передаче электроэнергии до указанной даты возлагалась на ОАО "Смоленскэнергосбыт".
Однако, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" было определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны организаций.
Закон N 35-ФЗ определяет гарантирующего поставщика электрической энергии как коммерческую организацию, обязанную в соответствии с данным федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. К энергосбытовым организациям этот закон относит организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
До момента присвоения ОАО "Оборонэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика второго уровня в Смоленской области, общество было определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны. Соответственно именно на него возлагается обязанность по приобретению электрической энергии для потребителей, в рамках заключенных между ОАО "Оборонэнергосбыт" и потребителями договоров энергоснабжения.
ОАО "Оборонэнергосбыт" стало осуществлять поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации на основании государственного контракта от 30.12.2010 N 147/1/3/20649.
Как установлено судом, ОАО "Оборонэнергосбыт" в рамках договора энергоснабжения от 23.03.2010 N 128045 не предоставило в полном объеме ОАО "Смоленскэнергосбыт" перечень точек поставки (нижние точки поставки), в которые необходимо было осуществить поставку электрической энергии и соответственно урегулировать отношения связанные с передачей электрической энергии.
В точки поставки, которые были определены сторонами договора энергоснабжения, электроэнергия поставлялась в полном объеме и соответственно оплачивалась сетевой компании ОАО "МРСК Центра" гарантирующим поставщиком ОАО "Смоленскэнергосбыт" в полном объеме. При этом, подтверждая то обстоятельство, что по нижним точкам поставки ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило договоры энергоснабжения с потребителями, с его стороны не было предоставлено никаких доказательств, подтверждающих самостоятельное урегулирование отношений по передаче электрической энергии в точки поставки своих потребителей (нижние точки поставки), не включенные в перечень являющийся приложением к договору энергоснабжения от 23.03.2010 N 128045.
Заявитель также считает, что судами первой и апелляционной инстанций не учтена неправомерность расчета объемов и стоимости услуг, исходя из актов первичного учета, составленных третьим лицом - ОАО "Оборонэнерго" и подписанных потребителем - Минобороны России, а также выводы относительно нахождения приборов учета в верхних точках поставки, основанных на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Указанные доводы также являлись предметом оценки арбитражных судов и обоснованно отклонены ими в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что определение объема переданной электрической энергии и соответственно ее стоимости было осуществлено истцом на основании информации полученной от смежной сетевой организации ОАО "Оборонэнерго" на основании приборов учета, установленных в точках присоединения потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" к сетям ОАО "Оборонэнерго" и которые являлись расчетными в рамках договорных отношений с его потребителями. Показания приборов учета отражены в актах первичного учета электроэнергии за оспариваемый период, подписанных представителями конечных потребителей и смежной сетевой организацией ОАО "Оборонэнерго".
Поскольку между истцом и ОАО "Смоленскэнергосбыт" точки присоединения потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" к сетям ОАО "Оборонэнерго" не были урегулированы в полном объеме, а также в связи с тем обстоятельством, что ОАО "Оборонэнергосбыт" не предоставил эти данные в рамках договора энергоснабжения, суды пришли к обоснованному выводу, что никаких документов по спорным оказанным услугам по передаче электроэнергии между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Смоленскэнергосбыт", а также между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнергосбыт" не могло быть составлено.
Руководствуясь пунктом 3.1 части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду непредставления со стороны ответчика в судебное заседание информации, касающейся иных объемов поставленной электрической энергии по точкам поставки своих потребителей (нижним точкам поставки), в форме контррасчета заявленным требованиям, суд обоснованно признал правомерным расчета истца, исходя из приобщенных в материалы дела документов.
Таким образом, все доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования и оценки судов, и не опровергают правильности выводов суда, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а выражают лишь несогласие с ними.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой представленных в дело доказательств, данных судами первой и апелляционной инстанций, в силу ст. 286 АПК РФ не может служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу N А62-3540/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.