г. Тула |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А62-3540/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А.,
при участии от истца - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Смоленск, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) - Быстрова А.М. (доверенность от 03.06.2013), от ответчика - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (г. Москва, ИНН 7704731218, ОГРН 1097745448315) - Бальжирова Б.В. (доверенности N 11/02 от 31.05.2013) и Черновой Т.В. (доверенность N 18/02 от 31.05.2013), в отсутствие представителей ответчика - открытого акционерного общества "Смоленскэнергосбыт" (г. Смоленск, ИНН 6731048633, ОГРН 1056758305042,) и третьих лиц: открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (г. Москва, ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230), департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике г. Смоленск, ИНН 6730029638, ОГРН 1026701441568), извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 по делу N А62-3540/2012 (судья Титов А.П.),
установил следующее.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - истец, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к открытому акционерному обществу "Смоленскэнергосбыт" (далее - ответчик, гарантирующий поставщик) и открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт" (далее также - соответчик, покупатель) о взыскании в солидарном порядке неосновательного обогащения в виде стоимости услуг по передаче электроэнергии в сумму размере 100 тыс. рублей.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил размер требований и просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке неосновательное обогащение в сумме 21 997 210 рублей 71 копейки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - третье лицо, смежная сетевая организация).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012, удовлетворены исковые требования к ОАО "Смоленскэнергосбыт" о взыскании 21 997 210 рублей 71 копейки неосновательного обогащения и 4 000 рублей в возмещение судебных расходов. Также с ОАО "Смоленскэнергосбыт" взыскано в доход федерального бюджета 128 986 рублей 05 копеек государственной пошлины. В удовлетворении иных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.03.2013 судебные акты арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
После принятия дела на новое рассмотрение истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил размер требований и просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке неосновательное обогащение в виде стоимости услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям в сумме 17 898 812 рублей 80 копеек. Уточнение размера требований принято судом к рассмотрению по существу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Оборонэнергосбыт" в пользу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" взыскано неосновательное обогащение в размере 17 898 812 рублей 80 копеек, а также 4 000 рублей в возмещение судебных расходов. Кроме того, с ОАО "Оборонэнергосбыт" в доход федерального бюджета взыскано 108 494 рубля 06 копеек государственной пошлины.
В части требований о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 098 397 рублей 91 копейки производство по делу прекращено.
В части требований о взыскании неосновательного обогащения, предъявленных к ОАО "Смоленскэнергосбыт", отказано.
ОАО "Оборонэнергосбыт" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в спорный период единственным гарантирующим поставщиком на территории Смоленской области являлось ОАО "Смоленскэнергосбыт", в связи с чем обязанность по урегулированию услуг по передаче электроэнергии до 30.12.2011 возлагалась на данную организацию.
В отзывах на апелляционную жалобу истец и ОАО "Смоленскэнергосбыт", опровергая изложенные в ней доводы, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что настоящий спор возник в связи с оказанием услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям в интересах конечных потребителей в период 2011 года.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, в спорный период регулировались Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее также - Правила N 861).
В соответствии со статьями 9 и 26 Закона N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Статьей 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При отсутствии в спорный период между истцом - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" и ответчиком - ОАО "Смоленскэнергосбыт" письменного договора на оказание услуг по передаче электроэнергии к рассматриваемым правоотношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
При взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества без оснований и за счет истца, а также стоимость такого приобретения (сбережения).
Из представленных в дело актов технологического присоединения, актов балансового разграничения и эксплуатационной ответственности, а также характеристик токоприемников, поставка электроэнергии в спорный период осуществлялась в интересах конечных потребителей, энергопотребляющее оборудование которых имеет присоединение к электрическим сетям ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" опосредовано через электрические сети ОАО "Оборонэнерго".
В свою очередь, ОАО "Оборонэнерго" является организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Поставку электроэнергии на объекты потребления - учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, осуществляет ОАО "Оборонэнергосбыт" на основании государственного контракта на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2010 N 147/1/3/20649.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Электроэнергия для обеспечения объектов, подведомственных Минобороны России, приобретается соответчиком у ответчика на основании договора энергоснабжения от 23.03.2010 N 128045 (далее - договор энергоснабжения), заключенного между ОАО "Смоленскэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт", предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком электроэнергии покупателю на объекты Минобороны России, и урегулирование гарантирующим поставщиком взаимоотношений с сетевой организацией по передаче электроэнергии.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что гарантирующий поставщик - ОАО "Смоленскэнергосбыт" поставлял электроэнергию покупателю - ОАО "Оборонэнерго", осуществляя расчеты по тарифу высокого уровня напряжения, что ответчиками не оспаривается.
Количество переданной электроэнергии и, соответственно, объем оказанных в спорный период услуг по передаче электроэнергии определялся сетевой организацией на основании показаний приборов учета, являющихся расчетными между ОАО "Оборонэнергосбыт" и конечными потребителями. Показания расчетных приборов учета электроэнергии отражены в актах первичного учета электроэнергии за спорный период, подписанных представителями конечных потребителей и смежной сетевой организации - ОАО "28 Электрическая сеть", правопреемником которой является ОАО "Оборонэнерго".
Факт поставки электроэнергии и оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей, подведомственных Минобороны России, установлен вступившими в законную силу судебными актами по делам N А62-3490/2011, N А62-8258/2011 и N А62-2775/2012, в которых указано, что расчеты за поставленную электроэнергию и, соответственно, за услуги по передаче электроэнергии должны осуществляться исходя из условий присоединения к электрическим сетям энергопринимающего оборудования конечных потребителей (по тарифам высокого, среднего и низкого напряжения).
Поскольку при рассмотрении требований, заявленных в делах N А62-3490/2011, N А62-8258/2011 и N А62-2775/2012, участвовали те же лица, что и в настоящем деле, судебные акты по этим делам в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации носят преюдициальный характер для рассмотрения настоящего спора.
Расчеты между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией за оказанные в спорный период произведены по высокому уровню напряжения исходя из согласованных между гарантирующим поставщиком - ОАО "Смоленскэнергосбыт", и покупателем - ОАО "Оборонэнерго", точек поставки, что соответствует условиям заключенного сторонами договора энергоснабжения, в который никаких изменений не вносилось.
Пунктом 2 Правил N 530 определено понятие покупателей электрической энергии, которыми являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Согласно пункту 6 Правил N 530 гарантирующий поставщик в соответствии с условиями договора энергоснабжения обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 5 Правил N 530 предусмотрено, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
В силу пункта 55 Правил N 530 границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом "д" пункта 36 настоящего документа и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.
Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил N 530.
Также частью 3 статьи 38 Закона N 35-ФЗ установлен запрет на осуществление деятельности одного гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности других гарантирующих поставщиков.
Как установлено судом, постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 05.08.2011 N 59 определены зоны деятельности ОАО "Смоленскэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт" в качестве гарантирующих поставщиков электроэнергии.
При таких обстоятельствах соответчик - ОАО "Оборонэнергосбыт", являющийся гарантирующим поставщиком второго уровня, осуществляющим поставку электроэнергии конечным потребителям, подведомственным Минобороны России, обязан урегулировать вопросы по передаче электроэнергии от точек отпуска электроэнергии из электрической сети ОАО "Оборонэнерго" до точек поставки электроэнергии конечным потребителям.
Однако соответчик указанное обязательство в нарушение Правил N 530 не исполнил.
Различия при определении точек поставки электроэнергии и, соответственно, уровня напряжения вызваны действиями гарантирующего поставщика второго уровня, который вопреки требованиям Правил N 530 урегулировал с ОАО "Смоленскэнергосбыт" отношения по передаче электроэнергии (мощности) не по тем точкам поставки электроэнергии и уровням напряжения.
Таким образом, учитывая запрет на осуществление деятельности в границах различных гарантирующих поставщиков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Смоленскэнергосбыт" не могло урегулировать отношения по передаче электроэнергии с истцом по точкам поставки электроэнергии, отличным от указанных в договоре энергоснабжения, заключенным с гарантирующим поставщиком второго уровня.
Уровень напряжения, по которому осуществлялся расчет за услуги по передаче электроэнергии между ОАО "Смоленскэнергосбыт" и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", не соответствующий фактическим точкам и уровням поступления электроэнергии конечным потребителям, не влияет на объем обязательств перед сетевой организацией по оплате услуг по передаче электроэнергии.
При отсутствии между истцом и ответчиком письменного договора об оказании услуг по передаче электроэнергии, а также с учетом положений Правил N 530 расчеты должны производиться исходя из уровня напряжения по точкам поставки электроэнергии конечных потребителей. Расчет за электроэнергию по тарифу высокого напряжения не означает, что услуги по доставке электроэнергии конечным потребителям не были оказаны.
Потребители электрической энергии оплачивают энергосбытовой компании стоимость потребленной электроэнергии по тарифам для конечных потребителей.
Поскольку уровень напряжения в точках присоединения энергопринимающих устройств конечных потребителей фактически определяется как уровень среднего напряжения (СН1 и СН2) и низкого напряжения (НН), услуги по передаче электрической энергии и мощности должны оплачиваться по этим же уровням напряжения.
Согласно материалам дела, оплата услуг истца за 2011 год произведена только по тарифу для уровня высокого напряжения. Разница между стоимостью услуг, исчисленной по тарифам для различных уровней напряжения, представляет собой неосновательное сбережение в сумме 17 989 812 рублей 80 копеек.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, неосновательное обогащение возникло на стороне соответчика - ОАО "Оборонэнрегосбыт", не исполнившего свою обязанность по урегулированию правоотношений в части передачи электроэнергии от точек присоединения электрических сетей смежных сетевых организаций - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" и ОАО "Оборонэнерго", до точек присоединения конечных потребителей к электрическим сетям ОАО "Оборонэнерго".
Расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии, осуществленный непосредственно гарантирующим поставщиком исходя из разницы уровней напряжения и признанный истцом соответствующим действительности, со стороны соответчика - ОАО "Оборонэнергосбыт" - не оспорен.
Доказательств несоответствия показаний расчетных приборов учета электроэнергии, устроенных у конечных потребителей в нарушение статей 65 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом разницы между фактическим объемом оказанных услуг по передаче электроэнергии, определенным в нижних точках, и оплаченным объемом, определенным в верхних точках, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что денежные средства в сумме 17 989 812 рублей 80 копеек подлежат возврату истцу именно соответчиком по делу - ОАО "Оборонэнергосбыт" как неосновательное обогащение.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком второго уровня, обязано было урегулировать вопросы по передаче электроэнергии от точек отпуска электроэнергии из электрической сети ОАО "Оборонэнерго" до точек поставки электроэнергии конечным потребителям, не может быть принят во внимание судом.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы ссылается на то, что статус гарантирующего поставщика, а также зона деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" впервые были установлены постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 05.08.2011 N 59. Поскольку указанное постановление было официально опубликовано только 30.12.2011, обязанность по урегулированию услуг по передаче электроэнергии до указанной даты возлагалась на ОАО "Смоленскэнергосбыт".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" было определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны организаций.
К поставщикам электрической энергии относятся гарантирующие поставщики, энергосбытовые или энергоснабжающие организация, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии (мощности) различным потребителям.
Закон N 35-ФЗ определяет гарантирующего поставщика электрической энергии как коммерческую организацию, обязанную в соответствии с данным федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. К энергосбытовым организациям этот закон относит организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Пунктом 4 Правил N 861 определено, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. При этом услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
До момента присвоения ОАО "Оборонэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика второго уровня общество было определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны. Соответственно именно на него возлагается обязанность по приобретению электрической энергии для потребителей, в рамках заключенных между ОАО "Оборонэнергосбыт" и потребителями договоров энергоснабжения.
Как установлено судом, ОАО "Оборонэнергосбыт" в рамках договора энергоснабжения от 23.03.2010 N 128045 не предоставило в полном объеме ОАО "Смоленскэнергосбьгг" перечень точек поставки (нижние точки поставки), в которые необходимо было осуществить поставку электрической энергии и соответственно урегулировать отношения связанные с передачей электрической энергии.
В точки поставки, которые были определены сторонами договора энергоснабжения, электроэнергия поставлялась в полном объеме и соответственно оплачивалась сетевой компании ОАО "МРСК Центра" гарантирующим поставщиком ОАО "Смоленскэнергосбьгг" в полном объеме. При этом, подтверждая то обстоятельство, что по нижним точкам поставки ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило договоры энергоснабжения с потребителями, в тоже время с его стороны не было предоставлено никаких доказательств, подтверждающих самостоятельное урегулирование отношений по передаче электрической энергии в точки поставки своих потребителей (нижние точки поставки), не включенные в перечень являющийся приложением к договору энергоснабжения от 23.03.2010 N 128045.
Порядок опубликования, вступления в силу и действие областных правовых актов, включая постановления органа исполнительной власти Смоленской области, осуществляющего государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с законом Смоленской области от 07.05.2002 N 48-з.
Согласно пункту 5 статьи 1 указанного закона, указы губернатора Смоленской области, постановления администрации Смоленской области, постановления органа исполнительной власти Смоленской области, осуществляющего государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, приказы руководителей иных органов исполнительной власти Смоленской области, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию, если прямо предусматривают это или если для них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, уставом Смоленской области, настоящим областным законом, иными областными законами предусмотрено официальное опубликование. Пункт 7 статьи 1 закона устанавливает, что датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в "Вестнике Смоленской областной Думы".
Постановление департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 05.08.2011 N 59 "Об определении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Смоленской области" было опубликовано в N 87 от 11.08.2011 "Смоленской газеты".
В связи с изложенным ссылка жалобы на то, что обязанность по урегулированию услуг по передаче электроэнергии в спорный период до 30.12.2011 возлагалась на гарантирующего поставщика ОАО "Смоленскэнергосбыт", является необоснованной.
С даты официального опубликования областного нормативного акта, была определена зона деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" как гарантирующего поставщика. До наделения статусом гарантирующего поставщика ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществлял свою деятельность как сбытовая организация и единственный поставщик на указанной территории и в отношении потребителей Министерства обороны. Однако как до указанной даты опубликования постановления, так и после ОАО "Оборонэнергосбыт" никак не урегулировало отношения связанные с передачей электрической энергии своим потребителям.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности истцом объема переданной энергии и размера подлежащего взысканию неосновательного обогащения, отклоняется судом по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, определение объема переданной электрической энергии и соответственно ее стоимости было осуществлено истцом на основании информации полученной от смежной сетевой организации ОАО "Оборонэнерго" на основании приборов учета, установленных в точках присоединения потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" к сетям ОАО "Оборонэнерго" и которые являлись расчетными в рамках договорных отношений с его потребителями. Показания приборов учета отражены в актах первичного учета электроэнергии за оспариваемый период, подписанных представителями конечных потребителей и смежной сетевой организацией ОАО "Оборонэнерго".
Поскольку между истцом и ОАО "Смоленскэнергосбыт" точки присоединения потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" к сетям ОАО "Оборонэнерго" не были урегулированы в полном объеме, а также в связи с тем обстоятельством, что ОАО "Оборонэнергосбыт" не предоставил их в рамках договора энергоснабжения, то соответственно никаких документов по оказанным услугам по передаче электроэнергии между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Смоленскэнергосбыт", а тем более между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнергосбыт" составлено быть не могло.
В связи с этим непредоставление со стороны ответчика в судебное заседание информации, касающейся объемов поставленной электрической энергии по точкам поставки своих потребителей (нижним точкам поставки), в форме контррасчета заявленным требованиям, подтверждает обоснованность расчета истца и документов на которых он основан, предоставленных в материалы дела.
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт неосновательного обогащения установлен, а доказательств, опровергающих расчет истца, соответчиком не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования о взыскании неосновательного обогащения в сумме 17 898 812 рублей 80 копеек.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 по делу N А62-3540/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3540/2012
Истец: ОАО "МРСК Центра"
Ответчик: ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Смоленскэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Центральный"
Третье лицо: ОАО "Оборонэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-308/13
29.11.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7425/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12
22.04.2013 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12
20.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-308/13
27.02.2013 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12
12.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5480/12
12.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5569/12
31.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5569/12
31.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5480/12
25.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5480/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12