г.Калуга |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А62-2537/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола помощником судьи |
Шелудяева В.Н.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ИП Юрченковой Л.А., г.Смоленск, ОГРН 304673118200144 |
Веревкин С.В.-дов. от 01.04.2013 Юрченков И.В.-дов.от 28.03.2011 N 67 АА 0111690 на 3 года |
от заинтересованного лица - Админи- страции г.Смоленска, г.Смоленск, ОГРН 1026701449719 от третьего лица - Департамента иму- ственных и земельных отношений Смоленской области, г.Смоленск, ОГРН 1026701437212 |
Кутейников Е.Э.- дов. от 17.12.2013 N 1-5583
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Юрченковой Л.А. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.09.2013 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Тиминская О.А.) по делу N А62-2537/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Юрченкова Людмила Александровна обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Администрации города Смоленска (далее - Администрация) от 19.03.2013 N 16/02-341 об отказе во включении торгового модуля на остановке "улица Радищева", расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденную постановлением Администрации от 25.12.2012 N 2317-адм (далее - Схема размещения нестационарных торговых объектов), и об обязании Администрации включить земельный участок площадью 30 кв. м с кадастровым номером 67:27:0012708:39 под размещение названного торгового модуля в Схему размещения нестационарных торговых объектов (уточненные требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014, в удовлетворении требований предпринимателю отказано.
В кассационной жалобе Юрченкова Л.А просит состоявшиеся судебные решения отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов суда двух инстанций об отсутствии нарушения прав и интересов предпринимателя невключением торгового модуля в Схему размещения нестационарных торговых объектов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители Юрченковой Л.А. поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель Администрации поддержал доводы отзыва на жалобу.
Департамент надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя Департамента в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей предпринимателя и Администрации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 20.12.2002 между Комитетом по управлению имуществом города Смоленска (арендодатель) и предпринимателем Юрченковой Л.А. (арендатор) был заключен на неопределенный срок договор аренды земельного участка N 3589, по условиям которого земельный участок общей площадью 30 кв. м, с кадастровым номером 67:27:01 27 08:0039, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, передан в пользование Юрченковой Л.А. для замены остановочного торгового модуля на остановке "Улица Радищева".
Юрченковой Л.А. на арендованном земельном участке был возведен торговый модуль на основании утвержденного 19.09.2002 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска архитектурно-планировочного задания.
Постановлением Администрации от 25.12.2012 N 2317-адм утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов. В данную схему торговый модуль Юрченковой Л.А. не вошел.
6 февраля 2013 г. Департамент (арендодатель по договору аренды) направил Юрченковой Л.А. письмом за N 01449/09 уведомление о прекращении договорных арендных отношений по истечении трех месяцев с момента получения уведомления и возврате земельного участка по акту приема-передачи.
4 марта 2013 г. Юрченкова Л.А. обратилась в Администрацию с заявлением о включении принадлежащего ей остановочного торгового модуля (павильона) в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом от 19.03.2013 N 16/02-341 Администрация отказала предпринимателю во включении спорного объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов, ссылаясь на то что указанная Схема разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" и утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм. Кроме того, в письме Администрация сослалась на то, что в соответствии с пунктом 3.10.7 технических требований к элементам автобусных остановок, правил их размещения на автомобильных дорогах согласно ОСТ 218.1.00202003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков, в соответствии с пунктом 3.16.1 торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (т.1, л.д.11).
Полагая, что отказ Администрации, изложенный в письме от 19.03.2013, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Юрченковой Л.А. в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что невключение в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего Юрченковой Л.А. торгового объекта не нарушает её прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, так как п. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ гарантирует пользователям нестационарных торговых объектов право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока пользования земельным участком, но при этом не налагает на уполномоченные органы обязанность по включению имеющихся нестационарных торговых объектов в утверждаемые Схемы. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; включение объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества; волеизъявление собственника нестационарного торгового объекта при этом не учитывается.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с обжалуемыми судебными актами, так как они приняты с нарушением норм материального права и выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.1ст.198, ч.4 ст.200, ч.3 ст.201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" одной из целью настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу ч.1 ст.10 названного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - ч.3 ст.10 Закона N 381-ФЗ.
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно пунктам 7 - 10 названного Порядка органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы размещения выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов. На основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с ч.4 ст.19 Закона N 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом N 381-ФЗ, Правилами N 772 и Порядком предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в неё изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов. Тем более, что в указанных нормативных актах говорится о необходимости достижения утвержденными схемами размещения нестационарных торговых объектов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а не о доведении до минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В Письме от 27.01.2014 N ЕВ-820/08 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратило внимание на проблемы, возникающие в сфере нестационарной (мелкорозничной) торговли в субъектах Российской Федерации в связи с неправильным толкованием и применением органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления норм Закона N 381-ФЗ. Минпромторг России отметил, что имеются случаи произвольного пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов, невключение в схемы размещения или исключение их них уже функционирующих объектов, что приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов. Это противоречит смыслу ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод суда двух инстанций о том, что действующее законодательство не налагает на уполномоченные органы обязанность по включению имеющихся нестационарных торговых объектов в утверждаемые схемы, не верен и противоречит вышеназванным нормам права.
Торговый объект, принадлежащий заявителю на праве собственности, эксплуатируется с 2002 года на арендуемом земельном участке.
Как видно из материалов дела и установлено судом, спорный нестационарный торговый модуль соответствует требованиям ОСТ 218.1.002-2003 по всем показателям. Два киоска, примыкающие к автопавильону, расположены за пределами участков, отведенных под площадку ожидания, посадочную площадку и остановочную площадку, торговая деятельность в автопавильоне не осуществляется (т.1, л.д.100-111).
При таких обстоятельствах довод Администрации г.Смоленска, изложенный в отказе Юрченковой Л.А. и в дополнении к отзыву на кассационную жалобу о том, что расположение торгового модуля Юрченковой Л.А. не соответствует требованиям ОСТ 218.1.002-2003 надуман.
На момент утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов Юрченкова Л.А. пользовалась земельным участком на основании договора аренды.
Исходя из вышеизложенного, у Администрации не имелось правовых оснований для невключения торгового модуля (павильона) предпринимателя в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности действий Администрации, не верны.
Не верен вывод судов и в той части, что решением Администрации об отказе Юрченковой Л.А. во включении её торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов не нарушены её права в сфере предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, договор аренды на земельный участок был заключен с Юрченковой Л.А. 20.12.2002 и действовал до момента, пока торговый объект Юрченковой Л.А. не был включен в Схему.
После утверждения постановлением Администрации от 25.12.2012 N 2317-адм Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в которую торговый модуль Юрченковой Л.А. не вошел, Департамент 06.02.2013 направил Юрченковой Л.А. уведомление о прекращении арендных отношений. Никаких оснований для прекращения арендных отношений в данном уведомлении не указано, только имеется ссылка на постановление Администрации от 25.12.2012 N 2317-адм об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов (т.1, л.д.46). Таким образом, довод заявителя кассационной жалобы о том, что невключение её торгового объекта в Схему размещения явилось причиной прекращения Департаментом арендных отношений на землю, заслуживает внимания.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 19.09.2013 и постановление от 17.01.2014 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области. При новом рассмотрении учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287; ч.1 ч.2 ст.288; ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 по делу N А62-2537/2013 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.