г. Тула |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А62-2537/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Юрченковой Людмилы Александровны (г. Смоленск, ОГРН 304673118200144, ИНН 672900453865), ответчика - администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Юрченковой Людмилы Александровны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.09.2013 по делу N А62-2537/2013 (судья Печорина В.А.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Юрченкова Людмила Александровна (далее по тексту - ИП Юрченкова Л.А., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Смоленска (далее по тексту - ответчик, администрация) от 19.03.2013 N 16/02-341 об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, об обязании ответчика включить земельный участок площадью 30 кв. м с кадастровым номером 67:27:0012708:39 под размещение торгового модуля на остановке "улица Радищева", расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденную постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.09.2013 в удовлетворении требований предпринимателю отказано. Судебный акт мотивирован тем, что невключение в схему размещения торговых объектов принадлежащего предпринимателю торгового объекта не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Считая решение суда первой инстанции незаконным, ИП Юрченкова Л.А обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что торговый объект заявителя на момент разработки и утверждения схемы находился в эксплуатации и соответствовал всем требованиям действующего законодательства. Ссылается также на то, что невключение объекта заявителя в схему создает для предпринимателя невозможность осуществления хозяйственной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Смоленска, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В обоснование своих возражений указала на то, что действующее законодательство не содержит положений, обязывающих органы местного самоуправления включать в схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарные объекты торговли (киоски, павильоны и пр.) какого-либо конкретного лица, основываясь лишь на его инициативе.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 20.12.2002 между Комитетом по управлению имуществом города Смоленска (арендатор) и ИП Юрченковой Л.А. (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 3589, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 30 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, с кадастровым номером 67:27:01 27 08:0039, для замены остановочного торгового модуля на остановке "Улица Радищева".
Постановлением администрации г. Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска".
Департамент имущественных и земельных отношений на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации принял решение о прекращении договора аренды земельного участка от 20.12.2002 N 3589, о чем арендатор был уведомлен письмом от 06.02.2013 N 01449/09.
ИП Юрченкова Л.А. 04.03.2013 обратилась в администрацию с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденную постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-ад (далее по тексту - схема размещения торговых объектов), принадлежащего ей остановочного торгового модуля (павильона), расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина.
Рассмотрев заявление ИП Юрченковой Л.А., администрация города Смоленска письмом от 19.03.2013 N 16/02-341 отказала заявителю во включении в схему размещения торговых объектов принадлежащего предпринимателю павильона со ссылкой на то, что схема размещения торговых объектов разработана в целях обеспечения развития территории, достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановления администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" и утверждена постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм.
Одновременно было сообщено, что в соответствии с пунктом 3.10.7 технических требований к элементам автобусных остановок, правил их размещения на автомобильных дорогах согласно OCT 218.1.0020 2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков; а в соответствии с пунктом 3.16.1 торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
Полагая, что указанный ненормативный акт администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ИП Юрченковой Л.А в сфере предпринимательской деятельности, она обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, среди прочих, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Частями 1, 3 статьи 7 Закона N 131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее по тексту - Правила).
На основании пункта 2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В силу пункта 3 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
В соответствии с пунктом 4 Правил для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов, согласно которому схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов Смоленской области и муниципальных районов Смоленской области, определенными в соответствии с уставом муниципального образования Смоленской области, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципального района Смоленской области с учетом мнения органов местного самоуправления городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального района Смоленской области.
Согласно пункту 7 Порядка органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 8 Порядка уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов.
На основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 9 Порядка).
В силу пункта 10 Порядка при разработке схемы уполномоченный орган должен учитывать требования Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в области образования, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ограничения, установленные Федеральным законом "Об ограничении курения табака"; размещение существующих нестационарных торговых объектов; необходимость восполнения недостатка стационарной торговой сети и (или) недостатка тех или иных групп товаров.
Схемой должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (пункт 11 Порядка).
Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что включение нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется без участия собственников нестационарных торговых объектов, не связано с их волеизъявлением и относится к исключительной компетенции органа власти.
Схема размещения нестационарных торговых объектов принимается органом местного самоуправления исходя из необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, что, как справедливо указал суд первой инстанции, не обязывает органы местного самоуправления при разработке и утверждении схемы руководствоваться заявлениями хозяйствующих субъектов.
Положения пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, на который ссылается индивидуальный предприниматель в обоснование апелляционной жалобы, в данном случае также не налагают на уполномоченные органы соответствующую обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантируют право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
Указанная правовая позиция изложена в определении Высшего арбитражного суда от 10.01.2013 N ВАС-17539/12.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Следовательно, законодателем изначально предусмотрена возможность перемещения такого временного объекта без причинения какого-либо ущерба либо изменения его назначения, что опровергает доводы заявителя о необоснованном препятствовании осуществлению им хозяйственной деятельности, а также о том, что ИП Юрченкова Л.А. поставлена в неравные условия по отношению к тем хозяйствующим субъектам, чьи торговые объекты включены в схему.
При этом судебная коллегия учитывает, что наличие у заявителя права собственности на нестационарные торговые объекты само по себе не порождает прав на земельные участки, на которых они расположены.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в данном случае отсутствует предусмотренная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого решения администрации города Смоленска от 19.03.2013 N 16/02-341.
Ссылка ИП Юрченковой Л.А. на нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку они не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, доводов апелляционной жалобы, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.09.2013 по делу N А62-2537/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Юрченковой Людмилы Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2537/2013
Истец: ИП Юрченкова Л. А.
Ответчик: Администрация города Смоленска
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-822/14
30.03.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1062/15
26.01.2015 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2537/13
24.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-822/14
17.01.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7372/13
19.09.2013 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2537/13