г. Калуга |
|
2 апреля 2014 г. |
Дело N А23-2208/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Шильненковой М.В. |
|
Егоровой С.Г. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от истца |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика |
Тыриной М.Н. (дов. N 3700-11-11/13 от 15.01.2013); |
от третьего лица |
не явился, извещен надлежаще, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А23-2208/2013,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения село Высокиничи Жуковского района калужской области (далее - истец), ОГРН 1064011001790, обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик), г. Москва, ОГРН 1037739085636, о взыскании убытков в сумме 1 575 459 руб. 76 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федерального казначейства по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.09.2013 (судья Сидорычева Л.П.) исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 1 300 000 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (судьи Тучкова О.Г., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) решение Арбитражного суда Калужской области от 23.09.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Жуковского районного суда Калужской области от 16.03.2009 исковые требования участкового уполномоченного милиции Жуковского РОВД Тарасенко Т.А. удовлетворены. Суд обязал Администрацию сельского поселения село Высокиничи предоставить Тарасенко Т.А. отдельную квартиру по нормам, установленным жилищным законодательством.
Определением Жуковского районного суда Калужской области от 29.10.2009 изменен способ исполнения решения. С Администрации сельского поселения село Высокиничи в пользу Тарасенко Т.А. в счет приобретения им однокомнатной квартиры взыскано 1 300 000 руб.
Данное определение исполнено Администрацией в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями согласно реестру платежных поручений, постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 24.01.2012 N 13949/12/30/40.
Ссылаясь на обязанность государства по возмещению расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями лиц, определенных в Законе Российской Федерации "О милиции", а также на положения ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Администрация сельского поселения село Высокиничи Жуковского района Калужской области обратилась в Арбитражный суд Калужской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 1 300 000 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 30 Закона РФ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Таким образом, законодательством органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным полиции (ранее - милиции).
При этом законодатель, обязав органы местного самоуправления обеспечить сотрудников полиции - участковых уполномоченных полиции квартирами, не указал источник их финансирования.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным полиции (милиции) по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Факт расходов органа местного самоуправления по обеспечению участкового уполномоченного полиции (милиции) квартирой подтверждается материалами дела, в том числе вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции.
Поскольку льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам полиции (милиции) предусмотрены федеральным законодательством, учитывая, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, руководствуясь Законом РФ "О милиции", действующим в период вынесения судебных актов судом общей юрисдикции в отношении обеспечения жилищных прав Тарасенко Т.А., определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что расходы по предоставлению жилого помещения, понесенные администрацией сельского поселения, в настоящем случае подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, в связи с чем взыскали в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 300 000 руб.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 23.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А23-2208/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
М.В. Шильненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.