г.Калуга |
|
2 апреля 2014 г. |
Дело N А54-165/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2014.
Полный текст постановления изготовлен 02.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (Московское шоссе, д. 12, г. Рязань, 390044, ИНН 6234008239, ОГРН 1046209016831) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Кредитного потребительского кооператива граждан "Региональные инвестиции" (ул. Горького, д. 17, г. Рязань, 390046, ИНН 6231035065, ОГРН 1026201256641)
от Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 44402 (пер. Хользунова, д. 18, г. Москва, 119435)
от Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 45179 (ул. Белякова, д. 11, г. Рязань, 390015)
от Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 62632-В (ул. Белякова, д. 11, г. Рязань, 390015)
от Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 06987-Б (ул. Белякова, д. 11. г. Рязань, 390015)
от открытого акционерного общества "Славянка" (Суворовская площадь, д. 2, стр. 3, г. Москва, 129110)
от Главного управления "Рязанская энергетическая комиссия" Рязанской области (ул. МОГЭС, д. 12, г. Рязань, 390013) |
- Елова М.В. - представитель (доверенность б/н от 28.03.2014, сроком на один год);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дел извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кредитного потребительского кооператива граждан "Региональные инвестиции" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.06.2013 (судья Картошкина Е.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 (судьи Тиминская О.А., Мордасов Е.В., Заикина Н.В.) по делу N А54-165/2013,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу граждан "Региональные инвестиции" (далее - КПКГ "Региональные инвестиции") о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 2-4 кварталы 2010 года в сумме 38 418 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 19.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе КПКГ "Региональные инвестиции", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя КПКГ "Региональные инвестиции", явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности от 27.07.2012 сер. 062 N 00074 КПКГ "Региональные инвестиции" является организацией, оказывающей услуги по принятию и размещению отходов производства и потребления. Для осуществления указанной деятельности ответчик эксплуатирует специально оборудованное место - свалку ТБО.
В течение 2-4 кварталов 2010 года - период, за который взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду, кооператив осуществлял свою хозяйственную деятельность на основании лицензии от 17.10.2008 N ОТ-03-003286.
По договору на размещение отходов от 01.07.2010 N 1070, заключенному между ОАО "Славянка" (заказчик) и КПКГ "Региональные инвестиции" (исполнитель), последний оказывал заказчику услуги по размещению отходов на принадлежащей кооперативу свалке ТБО, которые образовались, в том числе от деятельности федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 44402 в лице филиала - войсковая часть 45179.
Признавая свою обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в связи с размещением отходов на свалке ТБО, принадлежащей КПКГ "Региональные инвестиции", ФБУ войсковая часть 44402 осуществляло начисление указанных платежей на основании представляемых в уполномоченный орган расчетов.
В связи с неуплатой учреждением в добровольном порядке платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 38 418 руб., начисленных за 2-4 кварталы 2010 года за размещение отходов на свалке ТБО, Управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском о взыскании их с ФБУ войсковая часть 44402 в принудительном порядке.
Решением суда от 20.11.2012 по делу N А54-4746/2012 отказано во взыскании с ответчика платежей, начисленных за 2-4 кварталы 2010 года за размещение отходов на свалке ТБО, принадлежащей КПКГ "Региональные инвестиции".
Основанием для принятия указанного судебного акта послужили выводы суда об отсутствии у ФБУ войсковая часть 44402 обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с размещением отходов на свалке ТБО, принадлежащей специализированной организации.
Как указано в решение суда от 20.11.2012 по делу N А54-4746/2012, платежи за размещение отходов производства и потребления на специализированных свалках ТБО на основании заключенного соответствующего соглашения должно вносить лицо, владеющее этой свалкой.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с КПКГ "Региональные инвестиции" платежей в сумме 38 418 руб., начисленных за 2-4 кварталы 2010 года, в связи с размещением ФБУ войсковая часть 44402 отходов производства и потребления.
Удовлетворяя исковые требования, заявленные в рамках настоящего дела, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвосто-хранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, на основании соответствующих лицензий кооператив осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, удалению и обработке сточных вод, отходов, обработка металлических отходов и лома, обработка неметаллических отходов и лома и других, для чего эксплуатирует специально оборудованное место - полигон ТБО.
В 2010 году КПКГ "Региональные инвестиции" на основании заключенного с ОАО "Славянка" договора оказывал последнему услуги по размещению отходов производства и потребления, образовывающихся в результате деятельности, в том числе федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 44402 в лице филиала - войсковая часть 45179, на санкционированной свалке промышленных отходов г. Рязани.
Ответчик, являясь специализированной организацией, эксплуатирующей полигон ТБО, занимался размещением отходов производства и потребления именно в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, в связи с чем являлся лицом, обязанным исчислять и уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Давая оценку статье 16 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на предмет её конституционности, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 05.03.2013 N 5-П указал на неопределенность правового регулирования порядка начисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также определения субъектов этих платежей.
Вместе с тем, учитывая, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер, Конституционный Суд РФ указал на обязанность хозяйствующих субъектов вносить такие платежи.
Деятельность специализированных организаций, связанная с размещением отходов на свалках ТБО, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что не исключает обязанности внесения соответствующих платежей таким хозяйствующим субъектом.
При этом порядок распределения расходов, связанных с исполнением обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, может быть определен соглашением между специализированной организацией, размещающей отходы, и лицом, от деятельности которого образуются эти расходы.
Договором на размещение отходов от 01.07.2010 N 1070 такой порядок сторонами предусмотрен не был, а поэтому обязанность КПКГ "Региональные инвестиции" по внесению платежей за размещение отходов, производимых ФБУ войсковая часть 44402, не исключается.
При таких обстоятельствах спора исковые требования Управления Росприроднадзора о взыскании с КПКГ "Региональные инвестиции" платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 38 418 руб. за периоды 2-4 кварталы 2010 года удовлетворены правомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, а также основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.06.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А54-165/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.