г.Калуга |
|
4 апреля 2014 г. |
Дело N А09-5338/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 04.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Брянской области (ул. Горького, д. 34, г. Брянск, 241050, ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) |
- Покотило А.В. - представитель (доверенность N 6 от 31.01.2014, сроком до 23.01.2017); |
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (пер. Осоавиахима, д. 3-г, г. Брянск, 241019, ИНН 3250056001, ОГРН 1043244011271) |
- Разомбеева А.С. - представитель (доверенность N 12 от 18.03.2014, сроком до 31.12.2014) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.09.2013 (судья Халепо В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Тиминская О.А.) по делу N А09-5338/2013,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Брянской области (далее - Центробанк) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (далее - Управление Росприроднадзора по Брянской области, Управление) по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 805 179 рублей 53 копеек и об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка путем принятия решения о возврате заявителю излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2010 года, 2011 и 2012 годы в сумме 667 659 рублей 13 копеек (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 05.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Управление Росприроднадзора по Брянской области просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе Банку в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, 29.03.2013 Центробанк обратился в Управление Росприроднадзора с письмом за исх. N 7-4-11/3436, приложив к нему уточненные расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы, в котором просил возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду, начисленную за размещение отходов производства и потребления за указанный период в сумме 805 179 рублей 53 копеек, в том числе: за 2010 год в размере 585 642 рублей 30 копеек, за 2011 год - 112 365 рублей 44 копеек, за 2012 год - 107 171 рубля 79 копеек.
Письмом от 22.04.2013 за исх. N 872 Управление отказало Банку произвести корректировку платежей и возвратить денежные средства, ссылаясь на наличие у Центробанка обязанности по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Полагая, что отказ Управления в возврате излишне уплаченных платежей является незаконным и нарушает права Центробанка, последний обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3, частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 632 его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Как следует из материалов дела, для вывоза и утилизации (захоронения) отходов производства и потребления, образуемых в процессе осуществления своей деятельности структурным подразделением - Главное управление Банка России по Брянской области, заявителем в период 2008-2012 заключались соответствующие договора со специализированными организациями.
Во исполнение заключенных соглашений, исполнители (специализированные организации) своими средствами, транспортом и рабочей силой вывозили и утилизировали на специально оборудованных полигонах отходы производства и потребления, образуемые в результате деятельности заказчика.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Согласно статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что у Банка России отсутствует обязанность по внесению в бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с передачей специализированным организациям образуемых отходов производства и потребления для дальнейшего вывоза, размещения и захоронения (утилизации) этих отходов на специализированных полигонах, принадлежащих указанным организациям.
Как следует из материалов дела, в период 2010-2012 годов ЦБ РФ ошибочно исчислял и уплачивал в бюджет платежи за размещение отходов производства и потребления на специализированных полигонах.
Размер платежей за указанный период составил 805 925 руб. 89 коп., которые в установленные сроки были уплачены заявителем.
Заявленная к возврату из бюджета сумма платежей составляет 667 659 руб. 13 коп., которая плательщиком была ошибочно начислена за 2-4 кварталы 2010 года, 2011 и 2012 годы.
Правильность расчета сумм платежей за вышеуказанные периоды Управление Росприроднадзора по Брянской области не оспаривало.
При таких обстоятельствах отказ Управления в возврате Центробанку излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду суд обоснованно признал незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, а также основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу N А09-5338/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.