г.Калуга |
|
8 апреля 2014 г. |
Дело N А36-6434/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 08.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Биологические очистные сооружения" (ул. Зайцева, д. 14, г. Данков, Липецкая область, 399851, ИНН 4811009570, ОГРН 1074811000021) |
- Олифирова П.А. - представитель (доверенность б/н от 09.01.2014, сроком на три года); |
от Совета депутатов города Данкова Липецкой области (ул. Володарского, д. 32, г. Данков, Липецкая область, 399850)
от Управления энергетики и тарифов Липецкой области (ул. Советская, д. 3, г. Липецк, 398001, ОГРН 1034800152705) |
- Переверзева А.Г. - представитель (доверенность N 22/02-05 от 08.10.2013, сроком на один год);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биологические очистные сооружения" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.10.2013 (судьи Захарова Е.И., Бессонова Е.В., Хорошилов А.А.) по делу N А36-6434/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Биологические очистные сооружения" (далее - ООО "БОС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов города Данкова Липецкой области от 23.12.2008 N 102 "Об утверждении тарифа на очистку сточных вод для ООО "Биологические очистные сооружения" с момента издания (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 16.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "БОС" обжаловало его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ООО "БОС" просит отменить состоявшиеся по делу решение и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, решением тридцать шестой очередной сессии первого созыва Совета депутатов города Данкова Липецкой области от 23.12.2008 N 102 был утвержден для ООО "БОС" тариф на очистку сточных вод в размере 6,10 руб. /куб. м без НДС, установлен период действия указанного акта с 01 февраля 2009 года по 31 января 2010 года.
Решение органа местного самоуправления 20.01.2009 было опубликовано в периодическом издании Данковского района Липецкой области (газета "Заветы Ильича" N 5) и с этого момента вступило в силу.
В последующем решением третьей очередной сессии второго созыва Совета депутатов города Данкова Липецкой области от 27 мая 2010 года N 38 оспариваемое решение было признано утратившим силу.
Полагая, что решение органа местного самоуправления от 23.12.2008 N 102 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере хозяйственной деятельности, ООО "БОС" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
В силу пункта 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе и тарифы на очистку сточных вод.
Из пункта 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила N 520) следует, что тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса устанавливаются регулирующим органом по заявлению указанной организации с представлением необходимой документации, касающейся ее деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона N 210-ФЗ одними из общих принципов регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период ООО "БОС" осуществляло эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоотведения и очистки сточных вод города Данкова Липецкой области.
08.10.2008 Общество обратилось с заявлением в администрацию Данковского района об установлении тарифа на вышеуказанную услугу в размере 12 рублей 50 копеек за куб. м. Поступившее обращение было передано в администрацию г. Данкова для рассмотрения по существу.
Органом по регулированию тарифов города Данкова поступившие документы были направлены в Управление энергетики и тарифов Липецкой области для проведения экспертизы фактических затрат на оказание услуг по очистке сточных вод ООО "БОС" и расчета экономически обоснованного тарифа на указанную услугу.
После проведения экспертизы Управлением даны предложения Совету депутатов города Данкова по величине размера тарифа на услугу по биологической очистке сточных вод, оказываемую ООО "БОС".
Принимая оспариваемое решение, органом местного самоуправления учитывалось вышеназванное экспертное заключение при установлении размера тарифа (6,10 руб./м3 без НДС).
Признавая решение Совета депутатов города Данкова от 23.12.2008 N 102 соответствующим действующему законодательству, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса закреплены в статье 8 Закона N 210-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой закона методами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
1) установление фиксированных тарифов на услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией;
2) установление предельных тарифов на услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;
3) индексация установленных тарифов на услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость оказываемых ею услуг;
4) установление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками.
В процессе регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Согласно статье 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования тарифов процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела, документы, представленные ООО "БОС" в регулирующий орган для установления тарифа, не содержали предложения заявителя об избрании метода регулирования испрашиваемой цены на оказываемую услугу, расчет финансовых потребностей хозяйствующего субъекта с расшифровкой затрат по видам деятельности документально подтвержден не был.
Сведения о наличии приборов учета, определяющих объем сточных вод, поступающих на очистные сооружения и на выпуске очищенных сточных вод, Обществом в регулирующий орган представлены не были.
При таких обстоятельствах расчет регулируемого тарифа обоснованно осуществлялся путем применения трех вариантов определения объема сточных вод: 1) нормативным расчетным методом, исходя из производительности технических средств (насосного оборудования) и фактически израсходованной электрической энергии насосным оборудованием в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.11.2007 г. N 311 "Об утверждении порядка учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями"; 2) через показатели баланса водопотребления в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167; 3) косвенным методом через объем накопленного шлама в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.11.2007 г. N 311 "Об утверждении порядка учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями".
В результате использования трех вариантов расчета объем сточных вод составил соответственно: 4 187,2 тыс. куб. м, 4 862,3 тыс. куб. м, 5 597 тыс. куб. м.
В связи с указанным экспертами был принят объем сточных вод на уровне 3 305 тыс. куб. м (объем, учитываемый при установлении тарифа на период с 01.10.2007 по 30.09.2008).
Не соглашаясь с указанной методикой расчета, ООО "БОС" считает, что при установлении размера тарифа необходимо было учитывать предложение Общества по объему сточных вод на 2009 год - 2 100 тыс. куб. м.
Признавая доводы Общества в этой части ошибочными, суд обоснованно действия регулирующего органа по расчету размера тарифа признал правомерными в связи со следующим.
Согласно пункту 10 "Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса", утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 г. N 101, объем воды (отведенных стоков), пропущенных через очистные сооружения, рекомендуется определять: а) при наличии приборов учета на очистных сооружениях - исходя из их показаний, с учетом фактически сложившихся объемов воды (отведенных стоков), пропущенных через очистные сооружения, за 3 года, предшествовавших периоду регулирования; б) при отсутствии приборов учета на очистных сооружениях - исходя из установленной мощности соответствующего оборудования. В случае отклонения установленной мощности очистных сооружений от фактической более -20% - по фактической.
Как следует из материалов дела, установленная мощность оборудования очистных сооружений, принадлежащих ООО "БОС", рассчитана на 25,6 тыс. куб. м в сутки (9,3 млн. куб. м в год).
Фактическая мощность очистных сооружений, заявленная Обществом, составляла 2,1 тыс. куб. м.
Объемы сточных вод, сложившиеся за предыдущие периоды, составили 3,8 млн. куб. м и 3, 305 млн. куб. м.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отклонении установленной мощности очистных сооружений от фактической значительно, более чем на 20%.
Правомерность расчета, в том числе экономическое обоснование принятого тарифа на очистку сточных вод, ООО "БОС" в установленном порядке не опровергло, допустимых доказательств в этой части суду представлено не было.
При таких обстоятельствах спора суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, а поэтому судебной коллегией отклоняются, так как указанные доводы основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.10.2013 по делу N А36-6434/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.