г.Калуга |
|
8 апреля 2014 г. |
Дело N А62-5299/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Бит" (ОГРН 1026701448465, ИНН 6730003887, ул. Исаковского, д.14, кв. 14, г.Смоленск, 214014): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526, пл. Ленина, д.1, г.Смоленск, 214008): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, ул. Октябрьской революции, д.1/2, 214000, г. Смоленск): Кутейникова Е.Э. - представителя по доверенности от 17.12.2013 N 1-5583;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бит" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.09.2013 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-5299/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БИТ" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Бит") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) о признании незаконными отказов от 12.05.2012 N 07861/08 и N 07862/08 и возложении на Департамент обязанности предоставить Обществу в собственность за плату земельный участок площадью 465 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013013:23 и земельный участок площадью 3273 кв. м с кадастровым номером 67:27:0013013:20, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. 2-я Садовая.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Смоленска (далее также - Администрация).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя Администрации, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Судами двух инстанций установлено, 09.02.1999 между Комитетом по управлению имуществом г. Смоленска (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 1293 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель для размещения мелкооптового рынка передает на неопределенный срок, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 3273 кв. м с кадастровым номером 67:27:01:30:13:20, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. 2-я Садовая.
Кроме этого, 16.01.2004 между указанными выше сторонами заключен на неопределенный срок договор N 4531 аренды земельного участка площадью 465 кв. м с кадастровым номером 67:27:01 30 13:0023, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. 2-я Садовая, для использования земельного участка под мелкооптовый рынок и общественный туалет.
На упомянутых земельных участках расположен специализированный вещевой рынок "Смоленский", включающий в себя вещевой рынок "Смоленский", здание администрации рынка и общественный туалет. На перечисленные постройки оформлены технические паспорта.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.01.2013 по делу N А62-6792/2012 заявителю - ООО "Бит", отказано в иске о признании права собственности на поименованные выше объекты недвижимости, поскольку они возведены самовольно.
04.05.2012 Общество обратилось в Департамент с заявлениями о предоставлении ему в собственность за плату земельных участков, арендуемых на основании договоров аренды от 09.02.1999 N 1293 и от 16.01.2004 N 4531.
Департамент направил заявителю письма от 12.05.2012 N 07861/08 и 07862/08, в которых сообщил об отсутствии правовых оснований для принятия решения по существу заявлений, указав, что на испрашиваемых участках объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, отсутствуют.
Общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Суды обеих инстанций не усмотрели нарушений прав и законных интересов заявителя ввиду чего отказали в удовлетворении заявленных требований, правильно руководствуясь следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Таким образом, действие данной нормы распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, реализация права на выкуп земельного участка зависит от нахождения на нем объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Названный Перечень документов утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Перечнем предусмотрено предоставление заявителем выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке (пункт 4) или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации (пункт 4.2).
Как установлено судами, при обращении с заявлениями о выкупе земельных участков ООО "Бит" не представило документов, подтверждающих наличие у него зарегистрированных прав на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемых земельных участках.
Полно и всесторонне исследовав, а также оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам, определенным статьей 71 АПК РФ, с учетом даты принятия оспариваемых отказов Департамента, суды установили, что Обществом при обращении с заявлением о предоставлении земельных участков в порядке статьи 36 ЗК РФ не представлено документов, бесспорно свидетельствующих о наличии у последнего права собственности на указанные выше объекты.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как указал апелляционный суд, заявитель не обосновал необходимость предоставления ему в целях обслуживания расположенного на земельном участке объекта площадью 31,3 кв. м земельного участка в испрашиваемой площади.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о соответствии действующему законодательству решений Департамента об отказе в предоставлении земельных участков и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой и суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу N А62-5299/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.