г. Калуга |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А62-3198/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца МУП "Кутузовское" Администрации Ельниноского городского поселения Ельнинского района: |
не явились, извещено надлежаще; |
от ответчика ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго": |
не явились, извещено надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22 октября 2013 (судья Соловьева А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2014 (судьи Байрамова Н.Ю., Можеева Е.И., Сентюрина И.Г.) по делу N А62-3198/2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра", общество) задолженности по оплате за оказанные услуги по договору от 01.07.2010 N 210657/Э за период с января по август 2013 года в сумме 2 922 205 рублей 36 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 140 392 рубля 19 копеек.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.10.2013 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ОАО "МРСК Центра" в пользу МУП "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области 537 456 рублей 67 копеек, в том числе: долг в размере 454 838 рублей 82 копейки и проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 20.02.2013 по 11.10.2013 в сумме 82 617 рублей 85 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части отказа в заявленных требованиях, МУП "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лица,участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что между ОАО "МРСК Центра" (заказчик) и МУП "Кутузовское" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2010 N 210657/Э, согласно пункта 2.1. которого исполнитель обязуется оказывать ответчику (заказчику) услуги по передаче электроэнергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Сторонами согласованы точки присоединения электрических сетей исполнителя к электрическим сетям заказчика, а также расчетные приборы учета электроэнергии.
Во исполнение обязательств по договору, в период с января по август 2013 года предприятие оказало обществу услуги по передаче электрической энергии на общую сумму 6 808 516 рублей, оплаченных обществом частично - в сумме 4 341 149 рублей 46 копеек. Неисполнение обществом обязательства по оплате в неоспариваемой части услуг по передаче электроэнергии и наличие разногласий относительно применяемого варианта тарифа на услуги по передаче электроэнергии послужило основанием для обращения предприятия в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением о взыскании суммы долга.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из необходимости взыскания с общества задолженности исходя из выбранного им одноставочного тарифа для проведения расчетов за услуги по передаче электрической энергии в 2013 году.
Судебные акты судов двух инстанций мотивированы необоснованностью произведения предприятием расчета стоимости услуг по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу, утвержденному постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 25.12.2012 N 482, в виду изменения с 12.06.2012 порядка определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, установленном пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), взыскания с общества задолженности исходя из выбранного им одноставочного тарифа для проведения расчетов за услуги по передаче электрической энергии в 2013 году, а также обоснованностью начисления процентов по статье 395 Гражданского кодекса РФ за неправомерное пользование денежными средствами.
Заявитель кассационной жалобы, обосновывая свою позицию, ссылается на необходимость произведения расчета стоимости услуг по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу, утвержденному постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 25.12.2012 N 482, поскольку энергопринимающие устройства ОАО "МРСК Центра" непосредственно присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящими в Единую Национальную (Общероссийскую) электросеть, в связи с чем расчеты с данным потребителем за услуги по передаче электрической энергии могут производиться только по двухставочному тарифу.
Данный довод кассационной жалобы был предметом исследования и оценки судов двух инстанций, и обоснованно отклонен ими.
Пунктом 4 ст. 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отношениям по договору снабжения электроэнергией правила §6 главы 30 Гражданского кодекса РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Из смысла положений вышеуказанных законов следует, что нормы права, регулирующие правоотношения субъектов электроэнергетики обязательны для них с момента введения этих норм в действие и должны применяться ими непосредственно и независимо от внесения в договор соответствующих изменений.
В силу п. 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в 2 вариантах: двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей; одноставочный тариф в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с положениями ст. ст. 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами; оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, договор сторон по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии и носит публичный характер.
Данное обстоятельство вытекает из положений ст. 426 Гражданского кодекса РФ и п. п. 8, 34 - 36 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Поэтому правильным является вывод арбитражных судов о том, что расчеты на услуги за передачу электроэнергии, оказанные истцом ответчику в 2013 году должны осуществляться сторонами в порядке, установленном законодательством, действующим на момент осуществления расчетов.
Пунктом 8 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, находящимся в собственности данной сетевой организации или на ином законном основании (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил N 861.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (далее постановление N 442)" предусмотрено, что настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Настоящее постановление N 442 вступило в силу 12 июня 2012 года.
Данным постановлением внесены изменения в Правила N 861.
Правилами N 861 в редакции постановления N 442 изменена ранее существовавшая схема определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Применяемая ранее величина заявленной мощности в качестве одной из составляющих для расчета за оказанные услуги исключена. Более того, ее применение сторонами запрещено.
В силу пункта 2 Правил N 861 в редакции постановления N 442 заявленная мощность - это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Согласно п. 47 Правил N 861 в редакции, действовавшей в спорный период, планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 15.1 Правила N 861 в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 года (далее Основы N 1178), для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители, а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации)... Указанные лица вправе (в том числе, в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Доводы заявителя о том, что ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" не вправе со ссылкой на п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 в одностороннем порядке в течение периода регулирования изменить вариант тарифа, применяемого при расчетах за услуги с двухставочного на одноставочный, отклоняется кассационным судом в связи с тем, что вышеуказанной норме права суды дали толкование в совокупности с другими правовыми нормами и пришли к правильному выводу о том, что произведенный истцом расчет задолженности за услуги, оказанные в 2013 году, с применением двухставочного варианта тарифа не соответствует требованиям действовавшего в указанный период законодательства.
Возможность применения иного расчетного способа определения объема и стоимости оказанных в этот период услуг с использованием двухставочного варианта тарифа в отношении точек поставок, не оборудованных приборами учета, фиксирующими величину фактической мощности, истцом не обоснована ссылками на действующее законодательство и условия договора сторон.
Помимо этого, абзац 21 Пункта 81 указанного Постановления N 1178 трактуется заявителем жалобы в противоречии с действующим законодательством. Указанная норма применяется только к отношениям между субъектами, указанными в абзаце 18 пункта 81 указанного постановления N 1178, т.е. "расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), действующими в интересах указанных потребителей". Однако отношения между истцом и ответчиком как равных территориальных сетевых организаций, не подпадают в указанную категорию отношений.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах, вступивших в законную силу, по делам: N А08-8114/2012, N А09-9238/2012.
Поскольку пункт 15 (1) Правил N 861 носит императивный характер для сторон рассматриваемого договора и должен ими применяться независимо от согласованного ранее порядка расчетов стоимости оказанных услуг, вывод судов о том, расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии произведен предприятием по двухставочному тарифу необоснованно, - следует признать правомерным.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования арбитражных судов двух инстанцтй и им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы арбитражного апелляционного суда, а выражают лишь несогласие с ними. Переоценка доказательств в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для удовлетворения настоящей кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 22 октября 2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2014 по делу N А62-3198/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.