г.Калуга |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А36-3609/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 11.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" (ОГРН 1024800823123, ИНН 4823006703, пл. Металлургов, д.2, г.Липецк, 398040) - Торшина А.Н. (дов. от 26.03.2014), Крамарова М.А. (дов. от 27.08.2012 N 346),
от заинтересованного лица: Управления энергетики и тарифов Липецкой области (ОГРН 1034800152705, ИНН 4826029850, ул. Советская, 3, г.Липецк, 398001) - Ольхова А.П. (дов. от 30.08.2012 N 01-8), Паршиной М.А. (дов. от 12.02.2013 N 01-1),
от третьего лица: Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, ул.50 лет НЛМК, д.33, г.Липецк, 398001) - Бурлаковой Л.А. (дов. от 31.05.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.11.2013 (судьи Хорошилов А.А., Бессонова Е.В., Дружинин А.В.) по делу N А36-3609/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании постановления Управления энергетики и тарифов Липецкой области (далее - Управление) от 29.12.2011 N 66/9 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" (в редакции от 29.06.2012 N 26/1) недействующим в период с 01.11.2012 по 31.12.2012 в части установления Единых (котловых) тарифов для конечных потребителей на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области (приложение N 1 к постановлению).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 25.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.11.2013 в удовлетворении заявленных ОАО "НЛМК" требований отказано. Постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.12.2011 N 66/9 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" (в редакции от 29.06.2012 N 26/1) в оспариваемой части, а именно приложение 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для конечных потребителей на 2012 год на территории Липецкой области", в период с 01.11.2012 по 31.12.2012 признано соответствующим статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 3 (1) Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункту 12 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N1178.
В кассационной жалобе ОАО "НЛМК" просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В отзыве на жалобу Управление указало на несостоятельность доводов кассационной жалобы.
ОАО "МРСК Центра" в отзыве на жалобу указала, что оспариваемый нормативный акт принят государственным органом в пределах его полномочий.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей ОАО "НЛМК", Управления и ОАО "МРСК Центра", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.12.2011 Управлением энергетики и тарифов Липецкой области принято постановление N 66/9 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" (далее - постановление от 29.12.2011 N 66/9), которым, в том числе, с 1 января 2012 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области (приложение 1).
Постановление опубликовано в "Липецкой газете" от 30.12.2011 N 250.
В связи с необходимостью установления (пересмотра) на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" с 01.07.2012 долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2 полугодие 2012 года, постановлением от 08.06.2012 N 23/1 в постановление от 29.12.2011 N 66/9 внесены изменения, в том числе приложения 1, 2, 4, 6 изложены в новой редакции.
В частности в соответствии с приложением N 1 с 1 января 2012 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области с календарной разбивкой (с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.12.2012).
Постановлением от 29.06.2012 N 26/1 в постановление от 29.12.2011 N 66/9 внесены изменения в приложения 4, 6, согласно которым они были дополнены показателями НВВ филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", рассчитанными на 2015-2017 годы.
Постановлением Управления от 27.12.2012 N 58/10 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" с 1 января 2013 года установлены новые единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области (приложение 1), а также признаны утратившими силу с 1 января 2013 года пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 постановления от 29.12.2011 N 66/9, от 08.06.2012 N 23/1, от 23.11.2012 N 50/20.
Полагая, что постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.12.2011 N 66/9 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" (в редакции от 29.06.2012 N 26/1), а именно приложение 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для конечных потребителей на 2012 год на территории Липецкой области", в период с 01.11.2012 по 31.12.2012 не соответствовало статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 3 (1) Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункту 12 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N1178, ОАО "НЛМК" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого нормативного акта требованиям Закона об электроэнергетике, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым в части постановлением.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда соответствующими материалам дела и нормам действующего законодательства.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона об электроэнергетике - Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике - Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В силу статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (пункт 1). При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Абзацем первым пункта 3 (1) Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 предусмотрено, что в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. - с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочные параметры регулирования деятельности указанных организаций с 1 ноября 2012 г. до окончания долгосрочного периода регулирования подлежат пересмотру (установлению) до 15 октября 2012 г.
При этом в абзаце втором пункта 3 (1) Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 указано, что переход с 1 ноября 2012 г. к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. - с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется на основании представляемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 сентября 2012 г. заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров (абзац второй данного пункта).
При отсутствии согласования Федеральной службы по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности указанных организаций с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных настоящим постановлением, регулирование их деятельности осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и долгосрочные параметры регулирования деятельности такой организации, предусмотренные пунктом 38 Основ ценообразования, подлежат согласованию с Федеральной службой по тарифам (абзац третий пункта 3 (1)).
На основании приказов от 12.10.2012 N 233 и от 12.10.2012 N 234-э/2-2 ФСТ России отказало Управлению в согласовании перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала и в согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности филиала ОАО "МРСК Центра" с применением метода доходности инвестированного капитала.
Следовательно, исходя из положений абзацев третьего и четвертого пункта 3 (1) Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 регулирование деятельности таких организаций должно осуществляться с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с учетом положений абзаца пятнадцатого пункта 12 Основ ценообразования (абзац четвертый данного пункта).
В абзаце четырнадцатом пункта 12 "Основ ценообразования" указано, что в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, переход после 1 июля 2012 г. к регулированию цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в течение долгосрочного периода регулирования осуществляется при условии согласования с Федеральной службой по тарифам долгосрочных параметров регулирования, указанных в пункте 38 настоящего документа. При этом базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый при переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не может превышать базовый уровень операционных расходов, установленный при применении метода доходности инвестированного капитала, увеличенный на расходы на обслуживание заемных средств.
При этом согласно абзацу пятнадцатому пункта 12 "Основ ценообразования" в случае отсутствия указанного согласования Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирование деятельности таких организаций осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При этом в составе необходимой валовой выручки соответствующих организаций расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли не учитываются, величина амортизации основных средств учитывается на уровне, определенном исходя из данных бухгалтерского учета на конец года, предшествующего первому году текущего долгосрочного периода, увеличенном на сумму амортизационных отчислений, начисляемых в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала до перехода к регулированию тарифов с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и уменьшенном на сумму амортизационных отчислений, относящихся к объектам основных средств, выведенных из эксплуатации за аналогичный период, а индекс эффективности подконтрольных расходов для такой организации устанавливается регулирующими органами в размере 5 процентов на соответствующий долгосрочный период регулирования.
Арбитражным судом установлено, что в связи с отказом ФСТ России в согласовании перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала (приказ ФСТ России от 12.10.2012 N 233-э/1-2) Управление энергетики и тарифов Липецкой области на основании пункта 3 (1) Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 и с учетом положений абзаца пятнадцатого пункта 12 "Основ ценообразования" осуществило требуемые от него действия по регулирования (пересмотру) тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 01.11.2012, результатом которых явилось принятие постановления от 23.11.2012 N 50/20.
Разрешая спор, суд проверил оспариваемое постановление Управления на соответствие правовым актам, имеющим большую юридическую силу, издание уполномоченным органом в пределах его компетенции и не нашел оснований для признания постановления Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.12.2011 N 66/9 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области" (в редакции от 29.06.2012 N 26/1) недействующим в период с 01.11.2012 по 31.12.2012 в части установления Единых (котловых) тарифов для конечных потребителей на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области (приложение N 1 к постановлению) несоответствующими нормам действующего законодательства.
Проверив наличие факта нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов общества установил, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не представлено суду доказательств указанных в обосновании своих доводов.
Судом первой инстанции установлено, что для регулирования единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области с 01.11.2012 Управлением проведен анализ экономической обоснованности расходов ОАО "МРСК Центра", выводы отражены в экспертном заключении от 20.11.2012, из которого следует, что необходимая валовая выручка (НВВ) филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" с 01.11.2012 пересчитана в соответствии с Методическим указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, с учетом положения абзаца 15 пункта 12 Основ ценообразования.
При этом размер подконтрольных расходов по всем статьям расходов учтен на уровне, принятом на 2012 год при RAB-регулировании, с добавлением в соответствии с п.12 Методических указаний расходов по коллективному договору и расходов на обслуживание заемных средства, и отражен в п.3.2.1 экспертного заключения от 20.11.2012, а размер неподконтрольных расходов на ноябрь - декабрь по статьям затрат принят в объемах, указанных в п.3.2.2 экспертного заключения.
В результате проведенного анализа экономической обоснованности расходов ОАО "МРСК Центра" общая НВВ по филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" на ноябрь-декабрь 2012 года принята экспертами Управления на уровне, исходя из не превышения уровня расходов, в соответствии с которыми сформированы тарифы на 2-ое полугодие 2012 года. В связи с этим корректировка "котловых тарифов" на услуги по передаче электрической энергии с 01.11.2012 не была произведена.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судом нижестоящей инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование обществом действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.11.2013 по делу N А36-3609/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.