Можно ли учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли обязательную плату за невыполненную квоту по трудоустройству инвалидов?
В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли (за исключением расходов, перечисленных в статье 270 НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 13 Закона РФ от 19.04.91 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно статье 21 данного закона для организаций, численность работников которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона г. Москвы от 12.11.97 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Квота считается выполненной, если работодатель принял на работу инвалидов, заключив с ними трудовые договоры, согласно которым период работы в текущем месяце составил не менее пятнадцати календарных дней.
Если установленная квота для приема на работу инвалидов не выполняется, работодатели ежемесячно вносят в бюджет г. Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы.
Таким образом, в рамках реализации вышеназванных федеральных законов и Закона г. Москвы работодатель либо несет расходы, связанные с организацией дополнительных рабочих мест для инвалидов, либо ежемесячно вносит в бюджет г. Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, то есть осуществляет указанные расходы в рамках своей деятельности.
Возможность замены квотирования рабочих мест для инвалидов внесением обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в бюджет исключает квалификацию указанной платы в качестве налогового платежа или штрафной санкции.
Следовательно, расходы организации, связанные с ежемесячной уплатой в бюджет г. Москвы обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 26-12/49184 от 23 июля 2004 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1