Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение I
Выписка
из Единых правил к Договору международной железнодорожной перевозки пассажиров и багажа (CIV)
Дополнение A к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (COTIF) от 9 мая 1980 г. с изменениями, внесенными Протоколом об изменении Конвенции о международных железнодорожных перевозках от 3 июня 1999 г.
Титул I
Общие положения
Статья 3
Определения
Для целей указанных единых правил понятие:
(a) "перевозчик" означает договорного перевозчика, с которым пассажир заключил договор на перевозку согласно Единым правилам, или последующего перевозчика, который несет ответственность на основании указанного договора;
(b) "заменяющий перевозчик" означает перевозчика, который не заключил договор на перевозку с пассажиром, но которому перевозчик, указанный в пункте (a), полностью или частично доверил осуществление перевозки по железной дороге;
(c) "общие условия перевозки" означают условия перевозчика в форме общих условий или тарифов, которые действуют на основании закона в каждом государстве-члене ЕС и которые посредством заключения договора на перевозку стали его неотъемлемой частью;
(d) "транспортное средство" означает автотранспортное средство или прицеп, перевозимые по случаю перевозки пассажиров.
Титул II
Заключение и исполнение Договора на перевозку
Статья 6
Договор на перевозку
1. В соответствии с договором на перевозку перевозчик берет на себя обязательство перевезти пассажира, а также, в соответствующих случаях, багаж и транспортные средства к месту назначения и доставить багаж и транспортные средства до места назначения.
2. Договор на перевозку должен быть подтвержден одним или несколькими билетами, выданными пассажиру. Однако согласно Статье 9 отсутствие, неправильность или потеря билета не должны влиять на существование или действительность договора, который сохраняет свое действие согласно указанным Единым правилам.
3. Билет должен являться подлинным доказательством заключения и содержания договора на перевозку.
Статья 7
Билет
1. Форма и содержание билетов, а также язык и символы, на которых они должны быть напечатаны и оформлены, определены в общих условиях перевозки.
2. В билете должно быть указано как минимум следующее:
(a) перевозчик или перевозчики;
(b) заявление о том, что перевозка осуществляется в соответствии с настоящими Едиными правилами, несмотря на любые положения об обратном; заявление может быть обозначено аббревиатурой CIV;
(c) любые другие заявления, необходимые для подтверждения заключения и содержания договора на перевозку и позволяющие пассажиру отстаивать права, возникающие в результате заключения указанного договора.
3. При получении билета пассажир должен убедиться в том, что билет оформлен в соответствии с инструкциями.
4. Билет должен допускать право передачи, если он не был оформлен на имя пассажира и если поездка не началась.
5. Билет может быть оформлен в виде электронной регистрации данных, которые могут быть преобразованы в разборчивые письменные символы. Процедура, используемая для регистрации и обработки данных, должна быть эквивалентной с функциональной точки зрения, в частности, в том, что касается доказательной ценности билета, представленного указанными данными.
Статья 8
Оплата и возмещение стоимости перевозки
1. Если иное не предусмотрено в соглашении между пассажиром и перевозчиком, стоимость проезда оплачивается заранее.
2. В общих условиях перевозки определены условия возмещения стоимости перевозки.
Статья 9
Право на перевозку. Лишение права на перевозку
1. Пассажир с самого начала своей поездки должен иметь в наличии действительный билет и предъявлять его при проверке билетов. Общие условия перевозки могут предусматривать:
(a) что пассажир, который не предъявляет действительный билет, должен помимо стоимости перевозки произвести дополнительную оплату;
(b) что пассажир, который отказывается оплатить стоимость перевозки или по требованию произвести дополнительную оплату, должен прекратить свою поездку;
(c) условия возмещения дополнительной оплаты, если это предусмотрено.
2. В общих условиях перевозки может быть предусмотрено, что пассажиры, которые:
(a) представляют угрозу для безопасного и надлежащего функционирования обслуживания или для безопасности других пассажиров;
(b) недопустимым образом создают неудобства другим пассажирам,
должны быть лишены права на перевозку или обязаны прекратить свою поездку и что такие лица не имеют права на возмещение стоимости перевозки или любой другой оплаты за перевозку зарегистрированного багажа, которую они могли уплатить.
Статья 10
Выполнение административных формальностей
Пассажир должен выполнить формальности, требуемые таможенными или иными административными органами власти.
Статья 11
Отмена и движение поездов с опозданием. Пропущенные пересадки
Перевозчик при необходимости должен удостоверить на билете, что поезд был отменен или пересадка не состоялась.
Титул III
Перевозка ручной клади, животных, зарегистрированного багажа и транспортных средств
Глава I
Общие положения
Статья 12
Соответствующие требованиям предметы и животные
1. Пассажир может брать с собой предметы, которые можно легко переносить (ручную кладь), а также живых животных в соответствии с общими условиями перевозки. Кроме этого, пассажир может брать с собой громоздкие предметы в соответствии с особыми положениями, содержащимися в общих условиях перевозки. Предметы и животные, которые могут причинить беспокойство или неудобство другим пассажирам или причинить вред, не должны перевозиться в качестве ручной клади.
2. Пассажир может отправлять предметы и животных в качестве зарегистрированного багажа в соответствии с общими условиями перевозки.
3. Перевозчик может разрешить перевозку транспортных средств в связи с перевозкой пассажиров в соответствии с особыми положениями, содержащимися в общих условиях перевозки.
4. Перевозка опасных грузов в качестве ручной клади, зарегистрированного багажа, а также внутри или снаружи транспортных средств, которые в соответствии с настоящим Разделом перевозятся по железной дороге, должна выполняться с соблюдением Правил по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (RID).
Статья 13
Проверка
1. В том случае если имеется обоснованная причина подозревать несоблюдение условий перевозки, перевозчик вправе проверить, соответствуют ли перевозимые предметы (ручная кладь, зарегистрированный багаж, транспортные средства, включая их содержимое) и животные условиям перевозки, за исключением случаев, когда законодательство и предписания государства, на территории которого будет проводиться проверка, запрещают ее проведение. Пассажира необходимо пригласить присутствовать при проверке. Если он не появился или нет возможности установить с ним контакт, перевозчик должен потребовать присутствия двух независимых свидетелей.
2. Если установлено, что условия перевозки не соблюдались, перевозчик может потребовать от пассажира оплатить расходы, возникшие в результате проведения проверки.
Статья 14
Выполнение административных формальностей
Пассажир должен соблюдать формальности, требуемые таможенными или иными административными органами власти в тех случаях, когда он перевозит предметы (ручную кладь, зарегистрированный багаж, транспортные средства, включая их содержимое) или животных. Он должен присутствовать при проверке указанных предметов, если иное не предусмотрено законодательством и предписаниями каждого государства.
Глава II
Ручная кладь и животные
Статья 15
Надзор
Обязанностью пассажира является осуществление надзора за ручной кладью и животными, которые он берет с собой в вагон поезда.
Глава III
Зарегистрированный багаж
Статья 16
Отправка зарегистрированного багажа
1. Договорные обязательства в отношении отправки зарегистрированного багажа должны устанавливаться ваучером регистрации багажа, выдаваемым пассажиру.
2. Согласно Статье 22 отсутствие, неправильность или потеря ваучера регистрации багажа не должны влиять на наличие или действительность соглашений в отношении отправки зарегистрированного багажа, которые сохраняют свое действие в соответствии с настоящими Едиными правилами.
3. Ваучер регистрации багажа должен являться подлинным доказательством регистрации багажа и условий его перевозки.
4. При отсутствии доказательства об обратном следует исходить из того, что, когда перевозчик принял зарегистрированный багаж, он, очевидно, был в хорошем состоянии и что количество и масса предметов багажа соответствовали записям в ваучере регистрационного багажа.
Статья 17
Ваучер регистрации багажа
1. Форма и содержание ваучера регистрации багажа, а также язык и символы, на которых ваучеры должны печататься и оформляться, устанавливаются общими условиями перевозки. Статья 7(5) применяется mutatis mutandis.
2. В ваучере регистрации багажа должно быть указано как минимум следующее:
(a) перевозчик или перевозчики;
(b) заявление о том, что перевозка осуществляется в соответствии с настоящими Едиными правилами, несмотря на любые положения об обратном; заявление может быть обозначено аббревиатурой CIV;
(c) любые другие заявления, необходимые для подтверждения договорных обязательств в отношении отправки зарегистрированного багажа и позволяющие пассажиру отстаивать права, возникающие в результате заключения договора на перевозку.
3. При получении ваучера регистрации багажа пассажир должен убедиться в том, что он оформлен в соответствии с инструкциями.
Статья 18
Регистрация и перевозка
1. Если в общих условиях перевозки не предусмотрено иное, багаж должен быть зарегистрирован только при предъявлении билета, действительного как минимум до пункта назначения багажа. В остальном, регистрация багажа должна осуществляться в соответствии с предписаниями, действующими в месте отправления.
2. Если общие условия перевозки предусматривают, что багаж должен быть принят к перевозке без предъявления билета, положения настоящих единых правил, устанавливающие права и обязанности пассажира в отношении его зарегистрированного багажа, применяются mutatis mutandis в отношении отправителя зарегистрированного багажа.
3. Перевозчик может отправить зарегистрированный багаж другим поездом или иным видом транспорта, а также другим маршрутом, отличным от того, которым воспользовался пассажир.
Статья 19
Оплата стоимости перевозки зарегистрированного багажа
Если иное не предусмотрено соглашением между пассажиром и перевозчиком, оплата стоимости перевозки зарегистрированного багажа должна осуществляться при регистрации.
Статья 20
Маркировка зарегистрированного багажа
Пассажир должен указать на каждом предмете зарегистрированного багажа в хорошо видимом месте, достаточно надежным и понятным способом:
(a) свое имя и адрес;
(b) место назначения.
Статья 21
Право распоряжения зарегистрированным багажом
1. Если обстоятельства позволяют и если это не противоречит таможенным требованиям или требованиям других административных органов власти, пассажир может потребовать возвращения багажа в место отправления при сдаче ваучера регистрации багажа и, если это требуется согласно общим условиям перевозки, при предъявлении билета.
2. Общие условия перевозки могут содержать иные положения относительно права распоряжения зарегистрированным багажом, в частности, изменения места назначения и возможных финансовых последствий, ответственность за которые несет пассажир.
Статья 22
Доставка
1. Зарегистрированный багаж должен доставляться при предъявлении ваучера регистрации багажа и, в соответствующих случаях, при оплате сумм, подлежащих уплате за отправку груза.
Перевозчик вправе, но не обязан, проверить, вправе ли обладатель ваучера получить доставку.
2. Багаж считается доставленным обладателю ваучера регистрации багажа, если в соответствии с предписаниями, действующими в месте назначения:
(a) багаж был передан таможенным или городским органам власти в их помещениях или на складах в тех случаях, когда они не находятся под надзором перевозчика;
(b) живые животные были переданы третьим лицам.
3. Обладатель ваучера регистрации багажа может потребовать доставку багажа к месту назначения, как только истечет согласованное время и, в соответствующем случае, время, необходимое для операций, выполняемых таможенными или иными административными органами.
4. При непредоставлении ваучера регистрации багажа перевозчик обязан только доставить багаж лицу, подтвердившему на это свое право; если представленное доказательство окажется недостаточным, перевозчик может потребовать предоставления гарантии.
5. Багаж должен быть доставлен к месту назначения, в отношении которого он был зарегистрирован.
6. Обладатель ваучера регистрации багажа, багаж которого не был доставлен, может потребовать, чтобы на ваучере проставили отметки о дне и времени, когда он потребовал доставку в соответствии с параграфом 3.
7. Уполномоченное лицо может отказаться принять багаж, если перевозчик не соблюдает его требование о проведении проверки зарегистрированного багажа для установления инкриминируемого ущерба.
8. Во всех других отношениях, доставка багажа должна осуществляться в соответствии с предписаниями, действующими в месте назначения.
Глава IV
Транспортные средства
Статья 23
Условия перевозки
Особые положения, регулирующие перевозку транспортных средств, содержащиеся в общих условиях перевозки, должны устанавливать, в частности, условия, регулирующие принятие к перевозке, регистрацию, погрузку и перевозку, разгрузку и доставку, а также обязанности пассажиров.
Статья 24
Ваучер на перевозку
1. Договорные обязательства в отношении перевозки транспортных средств должны устанавливаться ваучером на перевозку, выдаваемым пассажиру. Ваучер на перевозку может быть интегрирован в билет пассажира.
2. Особые положения, регулирующие перевозку транспортных средств, содержащиеся в общих условиях перевозки, должны определять форму и содержание ваучера на перевозку, а также язык и символы, на которых ваучер должен печататься и оформляться. Статья 7(5) применяется mutatis mutandis.
3. В ваучере на перевозку должно быть указано как минимум следующее:
(a) перевозчик или перевозчики;
(b) заявление о том, что перевозка осуществляется в соответствии с настоящими Едиными правилами, несмотря на любые положения об обратном; заявление может быть обозначено аббревиатурой CIV;
(c) любые другие заявления, необходимые для подтверждения договорных обязательств в отношении перевозки транспортных средств и позволяющие пассажиру отстаивать права, возникающие в результате заключения договора на перевозку.
4. При получении ваучера на перевозку пассажир должен убедиться в том, что он оформлен в соответствии с инструкциями.
Статья 25
Применяемое законодательство
Согласно положениям настоящей Главы положения Главы III, касающиеся перевозки багажа, применяются в отношении транспортных средств.
Титул IV
Ответственность перевозчика
Глава I
Ответственность в случае смерти или причинения вреда здоровью пассажиров
Статья 26
Основание возникновения ответственности
1. Перевозчик несет ответственность за убытки или ущерб, возникшие в результате смерти, причинения вреда здоровью или любого другого физического или психического расстройства пассажира вследствие происшествия, случившегося в ходе эксплуатации железных дорог и произошедшего во время нахождения пассажира в железнодорожном транспортном средстве, при входе в него или выходе из него, вне зависимости от используемой железнодорожной инфраструктуры.
2. Перевозчик освобождается от ответственности:
(a) если происшествие возникло в результате обстоятельств, которые не связаны с эксплуатацией железных дорог и которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, требуемых в определенных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить;
(b) в той степени, в которой происшествие произошло по вине пассажира;
(c) если происшествие произошло вследствие действий третьего лица, которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, требуемых в определенных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить; другая компания, использующая ту же железнодорожную инфраструктуру, не должна рассматриваться в качестве третьего лица; право регресса остается в силе.
3. Если происшествие произошло вследствие действия третьей стороны и если, несмотря на это, перевозчик не освобожден полностью от своей ответственности согласно пункту (c) параграфа 2, он несет ответственность в полном объеме в пределах, установленных в настоящих Единых правилах, но без ущерба для любого права регресса, которое перевозчик может предъявить к третьей стороны.
4. Настоящие Единые правила не влияют на ответственность, которую перевозчик может нести в случаях, не предусмотренных в параграфе 1.
5. Если перевозка, регулируемая одним договором на перевозку, осуществляется последующими перевозчиками, перевозчик, обязанный согласно договору на перевозку предоставить услугу перевозки, во время которой произошло происшествие, должен нести ответственность в случае смерти и причинения вреда здоровью пассажиров. В случае если услуга предоставлялась не перевозчиком, а заменяющим перевозчиком, оба перевозчика несут солидарную ответственность в соответствии с настоящими Едиными правилами.
Статья 27
Компенсация ущерба в случае смерти
1. В случае смерти пассажира компенсация ущерба должна включать в себя:
(a) любые необходимые затраты, возникшие вследствие смерти, в частности, затраты на транспортировку тела и расходы на погребение;
(b) если смерть наступила не сразу, компенсацию ущерба, предусмотренную в Статье 28.
2. Если в результате смерти пассажира, лица, которых он по закону содержал или должен был содержать, лишаются обеспечения, данным лицам также выплачивается компенсация за потерю. Право на предъявление иска о компенсации ущерба лиц, которых пассажир содержал, не будучи юридически обязанным это делать, регулируется национальным законодательством.
Статья 28
Компенсация ущерба в случае причинения вреда здоровью
В случае причинения вреда здоровью или любого другого физического или психического расстройства пассажира компенсация ущерба должна включать в себя:
(a) любые необходимые расходы, в том числе расходы на лечение и транспортировку;
(b) компенсацию материального ущерба в связи с полной или частичной нетрудоспособностью или возросшими потребностями.
Статья 29
Компенсация за иные физические повреждения
Национальное законодательство устанавливает, должен ли перевозчик и в какой степени он должен компенсировать ущерб за физические повреждения, отличные от повреждений, предусмотренных в Статьях 27 и 28.
Статья 30
Форма и размер компенсации ущерба в случае смерти и причинения вреда здоровью
1. Компенсация ущерба согласно Статье 27(2) и Статье 28(b) должна осуществляться в виде единовременной суммы. Однако, если национальное законодательство разрешает ежегодную выплату, компенсация ущерба осуществляется в такой форме по требованию пострадавшего пассажира или лиц, имеющих на это право согласно Статье 27(2).
2. Размер компенсации ущерба согласно параграфу 1 должен определяться в соответствии с национальным законодательством. Однако для целей настоящих Единых правил верхний предел в отношении одного пассажира устанавливается в размере 175000 расчетных единиц в качестве единовременной суммы или в качестве ежегодной выплаты, соответствующей указанной сумме, если национальное законодательство предусматривает возможность установления верхнего предела менее указанной суммы.
Статья 31
Другие виды транспорта
1. В соответствии с параграфом 2 положения относительно ответственности перевозчика в случае смерти или причинения вреда здоровью пассажира не применяются к убыткам или ущербу, возникшим во время перевозки, которая согласно договору на перевозку не являлась перевозкой по железной дороге.
2. Однако, когда железнодорожные транспортные средства перевозятся паромом, положения относительно ответственности в случае смерти или причинения вреда здоровью пассажиров применяются к убыткам и ущербу, указанным в Статье 26(1) и Статье 33(1), причиненным в результате происшествия, случившегося в ходе эксплуатации железных дорог и произошедшего во время нахождения пассажира в указанном транспортном средстве, при посадке на него или при высадке из него.
3. В тех случаях, когда ввиду исключительных обстоятельств эксплуатация железных дорог временно приостановлена и пассажиры перевозятся другим видом транспорта, перевозчик несет ответственность согласно настоящим Единым правилам.
Глава II
Ответственность в случае несоблюдения расписания
Статья 32
Ответственность в случае отмены, опоздания поездов и пропущенных пересадок
1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром за убытки или ущерб, возникшие в результате того, что по причине отмены, опоздания поезда или пропущенной пересадки, его поездка не может быть продолжена в тот же день или что продолжение поездки в тот же день не может обоснованно требоваться вследствие указанных обстоятельств. Компенсация ущерба должна включать в себя разумные затраты на проживание, а также разумные затраты, вызванные необходимостью уведомить лиц, ожидающих пассажира.
2. Перевозчик освобождается от ответственности в случае, когда отмена, опоздание поезда или пропущенная пересадка вызваны одной из следующих причин:
(a) обстоятельствами, которые не связаны с эксплуатацией железных дорог и которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, требуемых в определенных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствия которых не мог предотвратить;
(b) виной пассажира; или
(c) действиями третьего лица, которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, требуемых в определенных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить; другая компания, использующая ту же железнодорожную инфраструктуру, не должна рассматриваться в качестве третьего лица; право регресса остается в силе.
Глава III
Ответственность в отношении ручной клади, животных, зарегистрированного багажа и транспортных средств
Раздел 1
Ручная кладь и животные
Статья 33
Ответственность
1. В случае смерти пассажиров или причинения вреда их здоровью перевозчик также несет ответственность за убытки или ущерб, возникшие в результате полной или частичной утраты или повреждения вещей, в которые пассажир был одет или которые находились при нем в качестве ручной клади; настоящее положение также применяется в отношении животных, которых пассажир везет с собой. Статья 26 применяется mutatis mutandis.
2. В других отношениях, перевозчик не несет ответственность за полную или частичную утрату или повреждение вещей, ручной клади или животных, надзор за которыми является ответственностью пассажира согласно Статье 15, за исключением случаев, когда такая утрата или повреждение случились по вине перевозчика. Другие Статьи Раздела IV, за исключением Статьи 51, и Раздела VI не применяются в данном случае.
Статья 34
Лимит компенсации ущерба в случае утраты или повреждения вещей
Если перевозчик несет ответственность в рамках Статьи 33(1), он должен выплатить компенсацию в размере до 1400 расчетных единиц на одного пассажира.
Статья 35
Освобождение от ответственности
Перевозчик не несет ответственность перед пассажиром за утрату или повреждение, возникшие вследствие несоблюдения пассажиром формальностей, требуемых таможенными или другими административными органами.
Раздел 2
Зарегистрированный багаж
Статья 36
Основание возникновения ответственности
1. Перевозчик несет ответственность за убытки или ущерб, возникшие в результате полной или частичной утраты или повреждения зарегистрированного багажа в промежутке между временем принятия перевозчиком и временем доставки, а также за убытки и ущерб, возникшие вследствие задержки доставки.
2. Перевозчик освобождается от ответственности, если убытки, ущерб или задержка доставки возникли по вине пассажира, в результате распоряжения, отданного пассажиром, но не по вине перевозчика, вследствие скрытого дефекта зарегистрированного багажа или по обстоятельствам, которых перевозчик не мог избежать и последствия которых не мог предотвратить.
3. Перевозчик освобождается от ответственности в той мере, в которой утрата или повреждение являются следствием особых рисков, характерных для одного или нескольких следующих обстоятельств:
(a) отсутствие или несоответствие упаковки;
(b) особый характер багажа;
(c) отправка в качестве багажа предметов, не допущенных к перевозке.
Статья 37
Бремя доказывания
1. На перевозчика возлагается бремя доказывания того, что убытки, ущерб или задержка доставки были вызваны одной из причин, указанных в Статье 36(2).
2. Если перевозчик устанавливает, что, принимая во внимание обстоятельства определенного случая, утрата или повреждение могли возникнуть в результате одного или нескольких особых рисков, указанных в Статье 36(3), предполагается, что они возникли именно таким образом. Однако управомоченное лицо должно иметь право доказать, что утрата или повреждение полностью или частично не были связаны ни с одним из указанных рисков.
Статья 38
Последующие перевозчики
Если перевозка, регулируемая одним договором, осуществляется несколькими последующими перевозчиками, каждый перевозчик посредством акта приема багажа с ваучером регистрации багажа или транспортного средства с ваучером на перевозку становится стороной в договоре на перевозку в отношении отправления багажа или перевозки транспортных средств в соответствии с условиями ваучера регистрации багажа или ваучера на перевозку и берет на себя возникшие вследствие этого обязательства. В таком случае каждый перевозчик должен отвечать за перевозку на всем маршруте следования вплоть до доставки.
Статья 39
Заменяющий перевозчик
1. В случае если перевозчик доверил осуществление перевозки полностью или частично заменяющему перевозчику, вне зависимости от того, предусмотрено ли указанное право в договоре на перевозку, перевозчик тем не менее остается ответственным за всю перевозку.
2. Все положения настоящих Единых правил, регулирующие ответственность перевозчика, должны также применяться в отношении ответственности заменяющего перевозчика за выполняемую им перевозку. Статьи 48 и 52 применяются, если против обслуживающего персонала или любых других лиц, услугами которых пользуется заменяющий перевозчик для осуществления перевозки, возбуждается иск.
3. Любое особое соглашение, в рамках которого перевозчик принимает на себя обязательства, не предусмотренные настоящими Едиными правилами, или отказывается от прав, предоставляемых настоящими Едиными правилами, является недействительным в отношении заменяющего перевозчика, который не принял его прямо и в письменной форме. Вне зависимости от того, принял ли его заменяющий перевозчик, перевозчик тем не менее остается связанным обязательствами или отказами, возникшими вследствие заключения такого особого соглашения.
4. В тех случаях и в той мере, в которой перевозчик и заменяющий перевозчик несут ответственность, их ответственность должна быть совместной и долевой.
5. Совокупная сумма компенсации, выплачиваемая перевозчиком, заменяющим перевозчиком и их обслуживающим персоналом и другими лицами, услугами которых они пользуются для выполнения перевозки, не должна превышать пределы, предусмотренные в настоящих Единых правилах.
6. Настоящая Статья применяется без ущерба правам регресса, которые могут иметь место в отношениях между перевозчиком и заменяющим перевозчиком.
Статья 40
Презумпция утраты
1. Управомоченное лицо, не будучи обязанным представлять дополнительное доказательство, может считать предмет багажа утраченным, если он не был доставлен или предоставлен в его распоряжение в течение 14 дней после предъявления требования о доставке в соответствии со Статьей 22(3).
2. Если предмет багажа, считавшийся утраченным, был обнаружен в течение года после предъявления требования о доставке, перевозчик должен уведомить об этом управомоченное лицо, если его адрес известен или может быть установлен.
3. В течение тридцати дней после получения уведомления, указанного в параграфе 2, управомоченное лицо может потребовать доставку предмета багажа. В этом случае оно должно оплатить расходы, связанные с перевозкой багажа из места отправления до места, где осуществляется доставка, а также в соответствующих случаях должно компенсировать недостающую сумму расходов, включенных в нее. Тем не менее управомоченное лицо сохраняет за собой право требования компенсации за задержку доставки согласно Статье 43.
4. Если обнаруженный багаж не был востребован в течение срока, указанного в параграфе 3, или если он обнаружен по прошествии одного года после требования о доставке, перевозчик должен распорядиться им в соответствии с законодательством и предписаниями, действующими по месту нахождения багажа.
Статья 41
Компенсация за утрату
1. В случае полной или частичной утраты зарегистрированного багажа перевозчик за исключением всех других компенсаций за убытки должен выплатить:
(a) если размер понесенных убытков или ущерба установлен, компенсацию, равную указанному размеру, но не превышающую 80 расчетных единиц на килограмм общей массы недостающего веса или 1200 расчетных единиц за предмет багажа;
(b) если размер понесенных убытков или ущерба не установлен, исключительную договорную неустойку в размере 20 расчетных единиц на килограмм общей массы недостающего веса или 300 расчетных единиц за предмет багажа.
Метод компенсации из расчета за недостающие килограммы или предмет багажа должен определяться общими условиями перевозки.
2. Перевозчик, помимо этого, должен возместить стоимость перевозки багажа и другие суммы, уплаченные за перевозку утраченного предмета багажа, а также уже уплаченные таможенные пошлины и акцизные сборы.
Статья 42
Компенсация за повреждение
1. В случае повреждения зарегистрированного багажа перевозчик должен выплатить компенсацию, эквивалентную снижению стоимости багажа, за исключением всех других компенсаций за ущерб.
2. Компенсация не должна превышать:
(a) сумму, подлежащую уплате в случае полной утраты, если весь багаж утратил стоимость в результате повреждения;
(b) сумму, подлежащую уплате в случае частичной утраты, если только часть багажа утратила стоимость в результате повреждения.
Статья 43
Компенсация за задержку доставки
1. В случае задержки доставки зарегистрированного багажа перевозчик должен выплатить за каждые полные 24 часа после предъявления требования о доставке, но не более чем за 14 дней:
(a) если управомоченное лицо докажет, что в результате задержки причинены убытки или ущерб, компенсацию, равную сумме убытков или ущерба, но не более 0,80 расчетных единиц за килограмм общей массы багажа или 14 расчетных единиц за предмет багажа, доставленного с опозданием;
(b) если управомоченное лицо не докажет, что в результате задержки причинены убытки или ущерб, исключительную договорную неустойку в размере 0,14 расчетных единиц за килограмм общей массы багажа или 2,80 расчетных единиц за предмет багажа, доставленного с опозданием.
Методы компенсации из расчета за недостающие килограммы или предмет багажа должны определяться общими условиями перевозки.
2. В случае полной утраты багажа компенсация, предусмотренная в параграфе 1, не выплачивается дополнительно к компенсации, предусмотренной в Статье 41.
3. В случае частичной утраты багажа компенсация, предусмотренная в параграфе 1, выплачивается в отношении той части багажа, которая не была утрачена.
4. В тех случаях, когда повреждение багажа не связано с задержкой доставки, компенсация, предусмотренная в параграфе 1, в соответствующих случаях должна выплачиваться дополнительно к компенсации, предусмотренной в Статье 42.
5. Ни при каких обстоятельствах общая сумма компенсации, предусмотренная в параграфе 1, вместе с компенсацией, выплачиваемой согласно Статьям 41 и 42, не должна превышать компенсацию, подлежащую уплате в случае полной утраты багажа.
Раздел 3
Транспортные средства
Статья 44
Компенсация за задержку
1. В случае задержки в погрузке по причине, связанной с перевозчиком, или задержки с доставкой транспортного средства, если управомоченное лицо докажет, что в результате задержки причинены убытки или ущерб, перевозчик должен выплатить компенсацию, не превышающую сумму стоимости перевозки.
2. Если в случае задержки в погрузке по причине, связанной с перевозчиком, управомоченное лицо отказывается от договора на перевозку, ему возвращается стоимость перевозки. Помимо этого, управомоченное лицо, если оно докажет, что в результате задержки причинены убытки или ущерб, может потребовать компенсацию, не превышающую сумму стоимости перевозки.
Статья 45
Компенсация за утрату
В случае полной или частичной утраты транспортного средства компенсация, подлежащая выплате управомоченному лицу за подтвержденные убытки или ущерб, должна рассчитываться на основе обычной стоимости транспортного средства. Она не должна превышать 8 000 расчетных единиц. Нагруженный или порожний прицеп должен рассматриваться в качестве отдельного транспортного средства.
Статья 46
Ответственность в отношении иных предметов
1. В отношении предметов, оставленных внутри транспортного средства или находящихся в боксах (например, багажных боксах или боксах для перевозки лыж), прикрепленных к транспортному средству, перевозчик должен нести ответственность только за убытки или ущерб, причиненные по его вине. Общая сумма подлежащей выплате компенсации не должна превышать 1400 расчетных единиц.
2. В том, что касается предметов, размещенных за пределами транспортного средства, включая боксы, указанные в параграфе 1, перевозчик должен нести ответственность за предметы, находящиеся за пределами транспортного средства, только если будет доказано, что ущерб или убытки являются результатом действия или бездействия, совершенного перевозчиком с намерением причинить подобный ущерб или убытки или по неосторожности и с осознанием возможности возникновения таких убытков или ущерба.
Статья 47
Применяемое законодательство
Согласно положениям настоящего Раздела положения Раздела 2, касающиеся ответственности за багаж, применяются в отношении транспортных средств.
Глава IV
Общие положения
Статья 48
Потеря права ходатайствовать о применении пределов ответственности
Пределы ответственности, предусмотренные в настоящих Единых правилах, а также положения национального законодательства, которые ограничивают компенсацию фиксированной суммой, не применяются, если доказано, что убытки или ущерб возникли в результате действия или бездействия, которое перевозчик совершил с намерением причинить убытки или ущерб или по неосторожности и с осознанием возможности возникновения таких убытков или ущерба.
Статья 49
Пересчет и проценты
1. Если для расчета компенсации требуется пересчет сумм, выраженных в иностранной валюте, пересчет должен осуществляться по курсу, действующему в день и в месте выплаты компенсации.
2. Управомоченное лицо может требовать выплату процентов по компенсации, исчисляемых в размере пяти годовых процентов, со дня предъявления требования, предусмотренного в Статье 55, или, если такое требование не было предъявлено, со дня начала судебной процедуры.
3. Однако в случае выплаты компенсации согласно Статьям 27 и 28, проценты должны начисляться только со дня, когда произошли события, имеющие отношение к оценке суммы компенсации, если указанный день наступает позже дня предъявления требования или дня начала судебной процедуры.
4. В том, что касается багажа, проценты должны выплачиваться только в случае, если размер компенсации превышает 16 расчетных единиц за ваучер регистрации багажа.
5. В отношении багажа, если управомоченное лицо не представляет перевозчику в установленные разумные сроки подтверждающие документы, требуемые для окончательного урегулирования суммы претензии, проценты не начисляются в течение промежутка между истечением установленного времени и фактическим представлением таких документов.
Статья 50
Ответственность в случае ядерных инцидентов
Перевозчик освобождается от ответственности согласно настоящим Единым правилам в отношении убытков или ущерба, вызванных ядерным инцидентом, если оператор ядерной установки или иное лицо, которое его заменяет, несут ответственность за убытки или ущерб согласно законодательству и предписаниям государства, регулирующим ответственность в области ядерной энергии.
Статья 51
Лица, за которых перевозчик несет ответственность
Перевозчик несет ответственность за свой обслуживающий персонал и других лиц, услугами которых он пользуется для осуществления перевозки, если указанный обслуживающий персонал и иные лица действуют в рамках своих функциональных обязанностей. Операторы железнодорожной инфраструктуры, в которой осуществляется перевозка, считаются лицами, услугами которых перевозчик пользуется для выполнения перевозки.
Статья 52
Другие исковые требования
1. Во всех случаях, когда применяются настоящие Единые правила, любой иск в отношении ответственности, на любых основаниях, может быть предъявлен перевозчику только при соблюдении условий и ограничений, установленных в настоящих Единых правилах.
2. Те же положения должны применяться в отношении любого искового требования, предъявленного обслуживающему персоналу или другим лицам, за деятельность которых перевозчик несет ответственность согласно Статье 51.
Титул V
Ответственность пассажира
Статья 53
Особые принципы ответственности
Пассажир должен нести ответственность перед перевозчиком за любой ущерб или убытки:
(a) причиненные в результате невыполнения им своих обязательств согласно:
1. Статьям 10, 14 и 20;
2. особым положениям о перевозке транспортных средств, содержащимся в общих условиях перевозки; или
3. Правилам по международной перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (RID); или
(b) причиненные предметами и животными, перевозимыми пассажиром,
если он не докажет, что убытки и ущерб были вызваны обстоятельствами, которых он не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить, несмотря на тот факт, что он проявил осторожность, требуемую от добросовестного пассажира. Настоящее положение не влияет на ответственность перевозчика согласно Статьям 26 и 33(1).
Титул VI
Отстаивание прав
Статья 54
Подтверждение частичной утраты или повреждения
1. В случае если частичная утрата или повреждение предмета, перевозимого под ответственность перевозчика (багаж, транспортные средства), обнаружены или предполагаются перевозчиком или заявлены управомоченным лицом, перевозчик незамедлительно и по возможности в присутствии управомоченного лица должен составить отчет с указанием, в соответствии с характером утраты или повреждения, состояния предмета и, насколько это возможно, степени утраты или повреждения, причины и времени возникновения.
2. Копия отчета должна бесплатно предоставляться управомоченному лицу.
3. Если управомоченное лицо не согласно с выводами, содержащимися в отчете, оно может потребовать, чтобы состояние багажа или транспортного средства, а также причина и степень утраты или повреждения были установлены экспертом, назначенным сторонами договора на перевозку, судом или трибуналом. Процедура рассмотрения дела должна регулироваться законодательством и предписаниями государства, в котором осуществляется указанная проверка.
Статья 55
Требования
1. Требования, касающиеся ответственности перевозчика в случае смерти пассажиров или причинения вреда их здоровью, в письменной форме направляются перевозчику, к которому может быть предъявлен иск. В случае перевозки, регулируемой одним договором и выполненной последующими перевозчиками, требования также могут направляться первому или последнему перевозчику, а также перевозчику, основное место ведения хозяйственной деятельности которого или отделение, или агентство, которые заключили договор на перевозку, находятся в государстве, где пассажир имеет постоянное место жительство или обычно проживает.
2. Другие требования, касающиеся договора на перевозку, должны в письменной форме направляться перевозчику, указанному в Статье 56(2) и (3).
3. Документы, которые управомоченное лицо считает нужным представить вместе с требованием, должны быть предъявлены в оригинале или в виде копий, в соответствующих случаях, должным образом заверенных копий, если перевозчик требует этого. При урегулировании заявленной претензии перевозчик может потребовать представления билета, ваучера регистрации багажа и ваучера на перевозку.
Статья 56
Перевозчики, к которым может быть предъявлен иск
1. Иск, основанный на ответственности перевозчика в случае смерти или причинения вреда здоровью пассажиров, может быть предъявлен только к тому перевозчику, который несет ответственность согласно Статье 26(5).
2. Согласно параграфу 4 другие исковые требования пассажиров, основанные на договоре перевозки, могут быть предъявлены только к первому перевозчику, последнему перевозчику или перевозчику, выполнявшему часть перевозки, во время которой произошло событие, послужившее основанием для судебной процедуры.
3. Если в случае выполнения перевозки последующими перевозчиками, перевозчик, который должен доставить багаж или транспортное средство, внесен с его согласия в ваучер регистрации багажа или ваучер на перевозку, иск может быть предъявлен к нему согласно параграфу 2, даже если он не получил багаж или транспортное средство.
4. Иск о взыскании суммы, уплаченной согласно договору на перевозку, может быть предъявлен к перевозчику, который получил указанную сумму, или к перевозчику, от имени которого была получена указанная сумма.
5. Иск может быть предъявлен к перевозчику, отличному от указанных в параграфах 2 и 4, если он был подан в порядке встречного требования или в порядке исключения во время судебной процедуры, касающейся основного искового требования, основанного на том же договоре на перевозку.
6. В той степени, в которой настоящие Единые правила применяются к заменяющему перевозчику, иск также может быть предъявлен к нему.
7. Если у предъявителя иска есть выбор между несколькими перевозчиками, его право выбора считается аннулированным с момента предъявления иска к одному из них; настоящее положение также применяется, если истец имеет выбор между одним или несколькими перевозчиками и заменяющим перевозчиком.
Нумерация статей приводится в соответствии с источником
Статья 58
Лишение права на предъявление иска в случае смерти или причинения вреда здоровью
1. Любое право на предъявление иска управомоченным лицом на основании ответственности перевозчика в случае смерти или причинения вреда здоровью пассажиров должно быть отменено, если в течение 12 месяцев с того момента, как управомоченному лицу стало известно об ущербе или убытках, оно не уведомило о происшествии с пассажиром одного из перевозчиков, к которому может быть предъявлен иск в соответствии со Статьей 55(1). Если управомоченное лицо в устной форме уведомляет перевозчика о происшествии, перевозчик должен предоставить ему подтверждение получения такого устного уведомления.
2. Несмотря на вышесказанное, право на предъявление иска сохраняется, если:
(a) в течение срока, предусмотренного в параграфе 1, управомоченное лицо направило исковое требование одному из перевозчиков, указанных в Статье 55(1);
(b) в течение срока, предусмотренного в параграфе 1, перевозчик, который несет ответственность, иным образом узнал о происшествии с пассажиром;
(c) уведомление о происшествии не было предоставлено или было предоставлено с опозданием в результате обстоятельств, не связанных с управомоченным лицом;
(d) управомоченное лицо докажет, что происшествие произошло по вине перевозчика.
Статья 59
Лишение права на предъявление иска, связанного с перевозкой багажа
1. Принятие багажа управомоченным лицом аннулирует все права на предъявление иска к перевозчику, возникающего из договора на перевозку, в случае частичной утраты, повреждения или задержки доставки.
2. Тем не менее, право на предъявление иска сохраняется:
(a) в случае частичной утраты или повреждения, если:
1. утрата или повреждение были установлены в соответствии со Статьей 54 до принятия багажа управомоченным лицом;
2. проверка, которая должна была быть проведена в соответствии со Статьей 54, не проводилась исключительно по вине перевозчика;
b) в случае утраты или повреждения, которые имеют скрытый характер и наличие которых установлено после принятия багажа управомоченным лицом, если оно:
1. запрашивает об установлении в соответствии со Статьей 54 сразу после обнаружения утраты или повреждения и не позднее трех дней после принятия багажа; и
2. помимо прочего, докажет, что утрата или повреждение возникли в промежуток между принятием багажа перевозчиком и его доставкой;
c) в случае задержки доставки, если управомоченное лицо в течение двадцати одного дня заявило о своих правах одному из перевозчиков, определенных в Статье 56(3);
d) если управомоченное лицо докажет, что утрата или повреждение были причинены по вине перевозчика.
Статья 60
Срок исковой давности
1. Срок исковой давности в отношении компенсации за ущерб на основании ответственности перевозчика в случае смерти или причинения вреда здоровью пассажиров должен составлять:
(a) для пассажиров - три года со дня, следующего после происшествия;
(b) для других управомоченных лиц - три года со дня смерти пассажира, при условии, что после происшествия прошло не более пяти лет.
2. Срок исковой давности в отношении иных исков, возникающих из договора на перевозку, должен составлять один год. Тем не менее, срок исковой давности должен составлять два года в случае иска о возмещении убытков или ущерба, возникших в результате действия или бездействия, совершенного с намерением причинить такой ущерб или убытки, или по неосторожности, или с осознанием возможности возникновения таких убытков или ущерба.
3. Срок исковой давности, предусмотренный в параграфе 2, распространяется на иски:
(a) о выплате компенсации за полную утрату - с четырнадцатого дня после истечения срока, предусмотренного в Статье 22(3);
(b) о выплате компенсации за частичную утрату, повреждение или задержку доставки - со дня осуществления доставки;
(c) во всех других случаях, касающихся перевозки пассажиров, со дня истечения срока действия билета.
День, указанный для начала исчисления срока исковой давности, не включается в этот срок.
4. В иных случаях приостановление и прерывание сроков исковой давности должно регулироваться национальным законодательством.
Титул VII
Отношения между перевозчиками
Статья 61
Пропорциональное распределение платы за перевозку
1. Любой перевозчик, который взимал или должен был взимать плату за перевозку, должен выплатить соответствующим перевозчикам их соответствующие доли указанной платы. Методы оплаты должны устанавливаться соглашением между перевозчиками.
2. Статья 6(3), Статья 16(3) и Статья 25 также применяются к отношениям между последующими перевозчиками.
Статья 62
Право регресса
1. Перевозчик, который выплатил компенсацию согласно настоящим Единым правилам, имеет право регресса в отношении перевозчиков, которые принимали участие в перевозке, в соответствии со следующими положениями:
(a) перевозчик, который причинил ущерб или убытки, несет исключительную ответственность за них;
(b) если убытки или ущерб были причинены несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за убытки или ущерб, которые он причинил; если такое разграничение невозможно, компенсация должна распределяться между ними в соответствии с пунктом (c);
(c) если невозможно доказать, кто из перевозчиков причинил ущерб или убытки, компенсация должна распределяться между всеми перевозчиками, которые участвовали в перевозке, за исключением тех, кто доказал, что они не причиняли убытки или ущерб; такое распределение должно быть пропорционально их соответствующим долям платы за перевозку.
2. В случае неплатежеспособности любого из указанных перевозчиков невыплаченная доля, подлежащая уплате указанным перевозчиком, должна распределяться между всеми другими перевозчиками, которые приняли участие в перевозке, пропорционально их соответствующим долям платы за перевозку.
Статья 63
Процедура регресса
1. Обоснованность выплаты, произведенной перевозчиком, осуществляющим право регресса согласно Статье 62, не может быть оспорена перевозчиком, в отношении которого осуществляется право регресса, если компенсация была установлена судом или трибуналом и если последнему перевозчику, должным образом уведомленному о судебной процедуре, была предоставлена возможность вступить в процесс в качестве третьей стороны. Суд или трибунал, рассматривающие основной иск, должны определить время подачи такого уведомления о судебной процедуре и время вступления в судебный процесс.
2. Перевозчик, осуществляющий свое право регресса, должен предъявить свое исковое требование в рамках одного и того же судебного процесса ко всем перевозчикам, с которыми он не достиг соглашения, в противном случае он утратит свое право регресса к тем перевозчикам, в отношении которых он не совершил процессуальных действий.
3. Суд или трибунал должен вынести свое решение в рамках одного и того же постановления по всем направленным им регрессным требованиям.
4. Перевозчик, желающий принудительно осуществить свое право регресса, может подать иск в суды или трибуналы государства, на территории которого один из перевозчиков, участвующий в перевозке, имеет основное место ведения хозяйственной деятельности, или отделение, или агентство, заключившее договор на перевозку.
5. Если иск должен быть подан в отношении нескольких перевозчиков, перевозчик, подающий иск, должен иметь право выбора суда или трибунала, в который он может обратиться с иском, среди тех, которые в соответствии с параграфом 4 наделены соответствующей компетенцией.
6. Процедура по регрессному требованию не может быть объединена с судебной процедурой о получении компенсации, начатой лицом, имеющим право в соответствии с договором на перевозку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.