г.Калуга |
|
5 июня 2014 г. |
Дело N А08-5489/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ОАО "Первая сбытовая компания", г.Белгород, ОГРН 1093120000709 |
Ерина А.М. - дов. от 27.01.2014 N 46 |
от заинтересованного лица - УФАС по Белгородской области, г.Белгород, ОГРН 1023101646831 |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Первая сбытовая компания" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А08-5489/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Первая сбытовая компания" (далее - ОАО "Первая сбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС по Белгородской области, антимонопольный орган) от 20.08.2013 N 111 о привлечении Общества к административной ответственности по ст.9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200000 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.12.2013 (судья Назина Ю.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 решение суда отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Первая сбытовая компания" просит постановление суда второй инстанции отменить, ссылаясь на то, что информация не была раскрыта по вине ответственного за это работника Общества Щеблыкина В.А., а не по вине самого Общества; статья 9.15 КоАП РФ не предусматривает ответственность за ненаправление в УФАС сведений о месте публикации информации; пунктом 3 (1) Стандартов раскрытия информации, действующим в редакции от 24.08.2010, предусмотрено право, а не обязанность субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии раскрывать информацию путем опубликования в печатных изданиях.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС не согласилось с доводами жалобы и просило оставить без изменения постановление апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства УФАС по Белгородской области в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя антимонопольного органа в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя Общества, суд кассационный инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 13.08.2013 УФАС по Белгородской области в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандартов), произвело осмотр интернет-сайта ОАО "Первая сбытовая компания" http://www.pskenergo.ru/.
Выявив по результатам осмотра, что Общество в нарушение подпунктов "б", "г" пункта 9, подпунктов "а", "б", "в", "г", "д", "ж" пункта 20 Стандартов не разместило информацию, подлежащую раскрытию в 2012-2013 годах, в порядке, способами и в сроки, предусмотренные Стандартами, УФАС составило акт от 13.08.2013 и возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.15 КоАП РФ.
14.08.2013 составлен протокол об административном правонарушении, 20.08.2013 вынесено постановление по делу N 309-13-АП об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не соглашаясь с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что представленные Обществом в материалы дела годовые отчеты за 2011-2012 годы содержат сведения, предусмотренные пунктами 9, 20 Стандартов; указанные отчеты находятся на интернет-сайте Общества http://www.pskenergo.ru/ в подразделе "Годовые отчеты" раздела "Раскрытие информации", однако антимонопольным органом указанные разделы сайта Общества не осматривались.
Отменяя решение суда и отказывая Обществу в удовлетворении его заявления, апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции в той части, что антимонопольным органом осмотрены лишь главная страница интернет-сайта Общества, вкладка "О компании", раздел "Раскрытие информации", подраздел "Раскрытие информации субъектами рынков электроэнергии", подраздел "2012" и "2013"; доказательств осмотра подраздела "Годовые отчеты" раздела "Раскрытие информации", который содержит сведения, предусмотренные пунктами 9 и 20 Стандартов, антимонопольным органом не представлено. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что Обществом соблюдена обязанность по раскрытию информации, указанной в пп. "б", "г" п.9, пп. "г", "д" п.20 Стандартов. В то же время Общество, в нарушение п. 21 Стандартов, не опубликовало в официальном печатном издании информацию, указанную в пп. "а", "б", "в", "ж" п. 20 Стандартов.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом суда апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судами установлено, что заместитель руководителя УФАС по Белгородской области уполномочен на вынесение оспариваемого постановления.
Согласно ст.9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьями 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации. Исполнение требований Стандартов является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.
ОАО "Первая сбытовая компания", являясь энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже электроэнергии на территории Белгородской области, является субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевой организацией), на него распространяются требования Стандартов, в соответствии с п.2 которых Общество обязано раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Согласно п.1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
В соответствии с п.3 Стандартов информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В силу п. 3(1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет, где информация размещается в полном объеме.
В пунктах 9 и 20 Стандартов перечислена информация, подлежащая раскрытию.
Согласно п.20 Стандартов энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики раскрывают:
а) цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю;
б) основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная); форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон; иную информацию, являющуюся существенной для потребителей;
в) информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения;
ж) информацию об инвестиционной программе;
Пунктом 21 Стандартов предусмотрено, что указанная в пп. "а"-"в" п.20 настоящего документа информация, за исключением информации об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год.
Поскольку законодатель не установил конкретной даты раскрытия данной информации, следовательно, такая информация должна быть раскрыта до окончания календарного года.
Информация об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу.
Информация, указанная в пп. "ж" п.20 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Судом второй инстанции установлено и Обществом не оспаривается, что перечисленная в пп. "а"-"в" п.20 Стандартов информация за 2012 год опубликована в печатных изданиях не была.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в том числе за нарушение установленных Стандартами порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
Довод Общества о том, что из положений пунктов 3, 3(1) Стандартов следует, что законодатель предусмотрел альтернативные способы размещения информации - в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах или на ином официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальном печатном издании, несостоятелен.
Порядок, способы раскрытия информации указаны в пунктах 10 и 21 Стандартов. Как указано выше, некоторая информация раскрывается только путем публикации в официальных печатных изданиях.
Пунктом 3(1) Стандартов предусмотрена возможность публиковать в печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет, где информация размещается в полном объеме. Однако Общество вообще не публиковало в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации.
Допущенное Обществом нарушение положения Стандартов о порядке и способах раскрытия информации является достаточным для привлечения к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ.
Поэтому довод заявителя жалобы о том, что суд вменяет Обществу и непредставление в установленные сроки в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации, сведений о месте публикации информации, что не предусмотрено ст.9.15 КоАП РФ, не заслуживает внимания.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так как Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности для опубликования информации в печатных изданиях и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению им установленной законодательством обязанности по соблюдению положений Стандартов, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии вины Общества в совершенном административном правонарушении.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А08-5489/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.