г.Калуга |
|
3 июня 2014 г. |
Дело N А23-3251/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2014.
Полный текст постановления изготовлен 03.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Дворцы" (ОГРН 1024000569393, ИНН 4004010913, д.Новоскаковское, д.55а, Дзержинский район, Калужская область, 249102) - Лесюниной М.В. (дов. от 04.03.2014),
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (ОГРН 1044004412836, ИНН 4027065926, пер. Старичков, д.2А, г. Калуга, 248620)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дворцы" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2013 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А23-3251/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дворцы" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.06.2013 N 03-64/2013-3.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Дворцы" просит отменить решение и постановление судов, указывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что общество осуществляет производственную деятельность, связанную с обращением с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя ООО "Дворцы", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 27.05.2013 N 93-ГК Управлением Росприроднадзора по Калужской области была проведена плановая выездная и документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Дворцы", по результатам которой составлен акт от 17.06.2013 N 03-64/2013.
Проверкой установлено, что ООО "Дворцы", являясь субъектом малого предпринимательства, представляет в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, согласно которому у общества образуются отходы 1 и 4 класса опасности. Вместе с тем, Общество не имеет паспорта на отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, и на отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно бытовые стоки. При осмотре территории и производственных помещений ООО "Дворцы" установлено ненадлежащее хранение отходов 1 класса опасности - отработанные ртутные лампы хранятся в негерметичной картонной коробке и не в специально отведенном помещении.
17.06.2013 в отношении ООО "Дворцы" должностным лицом Росприроднадзора составлен протокол N 03-64/2013-3 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 18.06.2013 N 03-64/2013-3 о назначении административного наказания общество признано виновным в совершении нарушении, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Посчитав привлечение к административной ответственности необоснованным, ООО "Дворцы" обжаловало постановление Росприроднадзора в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и не установили оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
Как установлено административным органом, в результате хозяйственной деятельности общества образуются отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, на которые отсутствует паспорт опасных отходов на отход 4 класса опасности.
Кроме того, проверкой установлено, что хранение отработанных ртутных ламп на момент проверки осуществлялось обществом в негерметичной картонной коробке в не специально отведенном месте.
Согласно пункту 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
Пунктом 14 данных Правил предусмотрено, что хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Однако, указанные требования обществом не соблюдены, при этом доказательств невозможности соблюдения обществом этих требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Толкование заявителем кассационной жалобы норм права как ограничивающее субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, является неправильным, что следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 N 709/11.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Решение Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2013 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А23-3251/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.