г.Калуга |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А36-2829/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2014.
Полный текст постановления изготовлен 22.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (пр. Победы, д. 87а, г.Липецк, 398024, ИНН 4822001244, ОГРН 1054800190037) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (пл. Соборная, д. 3, г.Липецк, 398050, ИНН 4822001396, ОГРН 1074823008501) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2013 (судья Тетерева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А36-2829/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление Пенсионного фонда, Управление) о признании недействительным решения от 25.01.2012 N 1 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах".
Решением арбитражного суда от 25.07.2013 заявленные требования удовлетворены частично, признав недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 25.01.2012 в части применения штрафа за неуплату страховых взносов в сумме 140 294,3 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Общество просит отменить обжалуемые решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (далее - налоговый орган, инспекция) была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой налоговым органом был составлен акт от 17.05.2011 N 2.
Как следует из указанного акта, в ходе проверки налоговым органом был установлен факт занижения и неуплаты ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за проверяемый период в общей сумме 1 402 930 рублей.
По результатам проверки инспекцией было принято решение от 21.06.2011 N 2-р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым также подтвержден факт неуплаты Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: за 2008 год в сумме 789 838 руб., в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 659 913 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 132 925 руб.; за 2009 в сумме 613 092 руб., в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 506 269 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 106 823 руб.
Сведения о занижении и неуплате ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" страховых взносов 19.05.2011 были направлены налоговым органом в адрес Управления Пенсионного фонда вместе с копиями материалов проверки.
На основании полученных документов Управлением Пенсионного фонда была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой был составлен акт камеральной проверки от 15.12.2011 N 1.
По материалам указанной проверки заместителем начальника Управления Пенсионного фонда вынесено решение от 25.01.2012 N 1 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 280 586 рублей.
Кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 163 182 руб. на страховую часть и в сумме 239 748 руб. на накопительную часть, а также начисленные соответствующие суммы пени.
Не согласившись с указанным решением Управления Пенсионного фонда, ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Как следует из акта выездной налоговой проверки от 17.05.2011 N 2 и акта камеральной проверки от 15.12.2011 N 1, основанием для доначисления страховых взносов и пеней послужил факт невключения Обществом в 2008-2009 годах в базу для исчисления страховых взносов произведенных им выплат материальной помощи к отпуску и производственных премий по итогам года, сумма которых составила 8 174 772 руб. за 2008 год и 9 379 208 руб. за 2009 год.
Выводы налогового органа о неправомерном невключении ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" указанных выплат в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и соответственно в базу для исчисления страховых взносов являлись предметом рассмотрения Арбитражным судом Липецкой области по делу NА36-3542/2011.
Судебным актом по указанному делу, вступившим в законную силу, факт занижения Обществом налогооблагаемой базы на суммы выплат материальной помощи к отпуску и суммы выплат производственных премий по итогам года был установлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Расчет суммы штрафа Управлением Пенсионного фонда произведен с учетом требований указанной нормы закона.
Вместе тем, признавая оспариваемое решение Управления недействительным в части применения штрафа в сумме 140 294,3 руб., арбитражный суд обоснованно исходил из того, что при принятии указанного акта не учитывались имеющиеся обстоятельства, смягчающие ответственность Общества.
Учитывая изложенное, на основании требований статьи 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд обоснованно уменьшил размер штрафа, подлежащего взысканию с ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", в два раза.
Решение суда в этой части Обществом не обжалуется.
Факт занижения и неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 402 930 руб. за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 заявителем кассационной жалобы также признан и выводы суда в этой части не обжалуются в порядке кассационного производства.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" считает, что Управлением Пенсионного фонда при принятии оспариваемого решения была нарушена процедура доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также неправильно произведен расчет пени.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части судебная коллегия считает ошибочными, несоответствующими требованиям действующего законодательства в связи со следующим.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), действовавшей до 1 января 2010 года, контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлялся налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно пункту 2 указанной нормы закона налоговый орган обязан был передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
При этом статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ была регламентирована процедура взыскания органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, введенным в действие с 01.01.2010, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (статья 3).
В соответствии со статьей 60 Закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В связи с указанными изменениями действующего законодательства Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой России было принято совместное письмо от 31.08.2010 N АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@, которым регламентирована процедура взаимодействия между налоговыми органами и территориальными органами Пенсионного фонда в переходный период.
Положениями указанного письма предусмотрено принятие решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по результатам проверок, проведенных налоговыми органами, должностными лицами территориальных органов Пенсионного фонда.
Нормы Федерального закона N 212-ФЗ также не устанавливают запрета на принятие таких решений по результатам проверок налоговых органов в отношении плательщиков страховых взносов за период их деятельности по состоянию на 31.12.2009.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, оспариваемое решение соответствует требованиям статьи 39 Закона N 212-ФЗ, предусматривающей порядок принятия решений по результатам проверок.
Заявитель кассационной жалобы, указывая о незаконности решения Управления Пенсионного фонда от 25.02.2012 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, ссылается в обоснование своих доводов о нарушении контролирующим органом процедуры взыскания страховых взносов, предусмотренной нормами Закона N 167-ФЗ.
Доводы ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" в этой части судебной коллегией также отклоняются, так как процедура взыскания страховых взносов, штрафа и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда России на основании иных актов, принимаемых в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отклоняя довод Общества о неверном исчислении Управлением Пенсионного фонда суммы пеней за период с 14.09.2009 по 15.12.2011, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
Согласно решению от 25.01.2012 N 1 сумма пеней, начисленная за период с 14.09.2009 по 25.01.2012, составила 202 549, 60 руб. на страховую часть пенсии и 41 417, 44 руб. на накопительную часть.
Размер пени, указанный в оспариваемом решении, рассчитан по состоянию на 25.01.2012 (дата принятия решения).
Оценивая правомерность расчета пени, суд обоснованно исходил из того, что размер фактической недоимки по страховым взносам органом Пенсионного фонда установлен правильно, период просрочки уплаты этих страховых взносов определен также правильно.
На основании указанных показателей и процентной ставки пени арифметический расчет пени, подлежащей взысканию с ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", произведен правильно.
Не соглашаясь с расчетом пени, собственного расчета пеней, опровергающего правильность расчета Управления Пенсионного фонда, обществом суду не представлено.
Кроме того, согласно пункту 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" доводы о несоблюдении налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101 Кодекса, могут быть заявлены налогоплательщиком в суде в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
Изложенный правовой подход применим также и к отношениям, связанным с начислением и уплатой страховых взносов.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" считает, что при принятии решения о снижении размера оспариваемого штрафа судом не были учтены все обстоятельства, смягчающие ответственность плательщика.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
Пунктом 4 части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
В силу части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Признавая необходимость снижения размера примененного штрафа в два раза, суд исходил из того, что Обществом предприняты меры по уплате выявленной недоимки по страховых взносам, а также из того, что данное нарушение допущено им впервые.
Основания для переоценки указанных выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в порядке кассационного производства отсутствуют.
При таких обстоятельствах спора, арбитражным судом обоснованно удовлетворены заявленные требования Общества в части признания решения Управления Пенсионного фонда от 25.01.2012 N 1 недействительным о применении штрафа за неуплату страховых взносов в сумме 140 294, 3 рублей.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А36-2829/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.