Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 15 июня 2021 г. N 1299
"Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года"
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 г. N 367-П, приказываю:
1. Утвердить заключение N 37 от 15.06.2021 г. экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года.
2. Установить срок действия данного заключения - до 1 августа 2022 года.
И.о. Министра |
А.Н. Павлов |
Заключение действует до 1 августа 2022 г.
Утверждено
Приказом Министерства
природных ресурсов и
экологии Республики Карелия
от "15".06.2021 г. N 1299
Заключение N 37
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года
г. Петрозаводск |
15 июня 2021 года |
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории" Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, действующая в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 01.06.2021 года N 1213, в составе:
руководителя экспертной комиссии (внештатного эксперта): кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории зоологии Института биологии Карельского научного центра Российской Академии Наук (далее - КарНЦ РАН) Федорова Ф.В.;
Ответственного секретаря: ведущего специалиста отдела государственной экологической экспертизы и особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Ивановой В.В.;
Экспертов по отдельным разделам экспортируемых материалов (внештатных экспертов):
- кандидата биологических наук Каньшиева В.Я.;
- кандидата биологических наук Марковского В.А.,
- кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории зоологии Института биологии КарНЦ РАН Якимовой А.Е.
рассмотрела документы и материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года.
Заказчик государственной экологической экспертизы - Отдел государственного мониторинга и использования охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Перечень
документов и материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу
1. Пояснительная записка к материалам, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) а также оценка воздействия на окружающую среду планируемых к установлению объемов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года (в том числе сведения о гибели охотничьих ресурсов, зафиксированной в Республике Карелия с 2008 г. по 2020 г.).
2. Квоты добычи лося в отношении охотничьих угодий в Республике Карелия на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года.
3. Квоты добычи бурого медведя в отношении охотничьих угодий в Республике Карелия на период с 1 августа 2021 до 1 августа 2022 года.
4. Проект плана добычи лимитируемых видов охотничьих ресурсов в Республике Карелия в предстоящем охотничьем сезоне 2021 - 2022 г.г. (приложение 3).
5. План распределения лимита на добычу лося в сезоне охоты 2021 - 2022 г.г. по муниципальным образованиям Республики Карелия (Приложение 4).
6. План распределения лимита на добычу бурого медведя в сезоне охоты 2021 - 2022 г.г. по муниципальным образованиям Республики Карелия (приложение 5).
7. Динамика численности и добыча волка в Республике Карелия в 2002 - 2021 г.г. (приложение 6).
8. Пояснительная записка о проведении общественного обсуждения материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года и об отсутствии предложений и замечаний в адрес Министерства в течение 30 дней со дня опубликования извещения в газете "Карелия".
9. Копия вырезки объявления в газете "Карелия" от 15.04.2021 N 14 (3037) о намерении установления лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия в период с 1 августа 2021 г. до 1 августа 2022 г.
10. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Калевальского национального муниципального района Республики Карелия от 24.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Новости Калевалы" от 22.04.2021 N 14 (8178).
11. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Кемского муниципального района Республики Карелия от 24.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Советское Беломорье" от 22.04.2021 N 15 (9211).
12. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Кондопожского муниципального района Республики Карелия от 21.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Новая Кондопога" от 21.04.2021 N 15.
13. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Костомукшского городского округа Республики Карелия от 28.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Новости Костомукши" от 22.04.2021 N 14 (2923).
14. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 27.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Призыв" от 23.04.2021 N 14 (0130).
15. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия от 31.05.2021 с приложением копии публикации в газете "Наше Приполярье" от 30.04.2021 г. N 17 (219)/
16. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия от 24.05.2021 г. с приложением копии публикации на официальном сайте Администрации от 20.04.2021.
17. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Муезерского муниципального района Республики Карелия от 24.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Муезерсклес" от 22.04.2021 г. N 15.
18. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия от 21.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Олония" от 21.04.2021 N 16 (8857).
19. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Питкярантского муниципального района Республики Карелия от 20.05.2021 с приложением копии публикации в газете "Новая Ладога" от 22.04.2021 N 15 (7028).
20. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия от 27.05.2021 г. с приложением копии публикации в газете "Прионежье" от 23.04.2021 N 15 (9447).
21. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от 24.05.2021 г. с приложением копии публикации на официальном сайте Администрации от 21.04.2021.
22. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Пудожского муниципального района Республики Карелия от 24.05.2021 с приложением копии публикации в газете "Пудожский Вестник" от 22.04.2021 N 15 (10405).
23. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Сегежского муниципального района Республики Карелия от 20.05.2021 г. с приложением копии публикации на официальном сайте Администрации от 15.04.2021.
24. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 31.05.2021 с приложением копии публикации в газете "Ладога-Сортавала" от 30.04.2021 N 15.
25. Копия Протокола проведения общественных обсуждений Администрацией Суоярвского муниципального района Республики Карелия от 27.05.2021 с приложением копии публикации в газете "Суоярвский вестник" от 22.04.2021 N 16 (9274).
История вопроса
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон "О животном мире") Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
С учетом статьи 20 Федерального закона "О животном мире" обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе.
Перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 17.05.2010 N 164 утверждены перечни видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи. Бурый медведь включен в данный перечень. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лимит добычи лося утверждается по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отдел государственного мониторинга и использования охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Отдел) служебной запиской (вх. N 787 от 31.05.2021) направил в отдел государственной экологической экспертизы и особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, для организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Общая оценка материалов экспертизы
Материалы, обосновывающие размеры добычи лимитированных охотничьих животных в Республике Карелия в предстоящем охотничьем сезоне (далее - Материалы), представленные Отделом содержат: краткую Пояснительную записку, Проекты планов (таблицы - приложения) добычи - лося, бурого медведя по охотничьим хозяйствам, районам Карелии и в целом по республике, а также сведения (таблицы) о численности, добыче и гибели названных диких животных по разным причинам.
Общий анализ Материалов, характеризующих современное состояние популяций квотируемых видов охотничьих животных и обосновывающих размер их изъятия в Республике Карелия в сезон 2021 - 2022 г.г., представленных на экологическую экспертизу, позволяет заключить, что в них отражены: состояние среды обитания и собственно популяций квотируемых видов охотничьих животных, в том числе их общая численность, ее краткосрочная динамика; информация о размерах добычи за предшествующие годы, о гибели диких животных по естественным и антропогенным причинам и собственно расчет норм изъятия на предстоящий охотничий сезон 2021 - 2022 годов.
Расчёт лимита добычи квотируемых видов, произведенный на основе всестороннего анализа современной численности животных (полученной в результате зимнего маршрутного учета (далее - ЗМУО и экспертной оценки), её краткосрочной динамики, состояния среды обитания зверей и влияния некоторых абиотических и биотических факторов на их популяции серьёзных возражений не вызывает. Материалы, содержащие сведения о гибели животных по разным причинам, позволяют оценить общий размер потерь популяции основных квотируемых видов охотничьих животных. Вместе с тем методы учёта медведя, и определение доли их изъятия (%) в Материалах не раскрываются. Это касается и данных о годичном приросте популяции вида, т.е. также базовых данных для расчета размера использования эксплуатируемых видов охотничьих животных.
Ниже приводится краткая характеристика представленных Отделом Минприроды Материалов с комментариями и рекомендациями.
Численность лося в 2021 г. оказалась несколько ниже, чем в предыдущем году, и определена (с учетом методических рекомендаций ФГБУ "Центрохотконтроль") в 17,6 тыс. особей. Несмотря на расхождения в расчете абсолютной численности зверя с использованием разных методов, предложенный лимит добычи лося в количестве 778 особей (4,4%) в охотничий сезон 2021 г. не окажет отрицательного влияния на его население и может быть одобрен. Тем более, как показывают Материалы, в последние годы освоение лимита составляло в среднем 70%.
В предшествующие годы численность медведя приводилась со ссылкой на экспертную оценку населения вида. Эта оценка, как правило, совпадала с оценкой Лаборатории зоологии, полученной на основании учёта на пробных площадях. Начиная с 2019 года численность вида определяется в результате учетных работ, и в 2021 г. она составила 4000 особей. Это на 0,5 тыс. зверей меньше, чем в прошлом году. Предлагаемый лимит добычи - 12,8% от общей численности - превышает годичный прирост популяции. Поскольку методы учёта медведя в Материалах не раскрыты, вполне возможно, что его реальная численность ниже численности, приведённой Отделом мониторинга. В этом случае доля изъятия животных будет ещё выше. Тем не менее, учитывая ежегодное недоиспользование квоты (менее 40% от запланированной), установленный лимит может быть одобрен.
Хотелось бы ещё раз указать на необходимость организации мониторинга возрастной структуры популяции, для чего охотники вместе с лицензией должны сдавать премоляры добытых зверей, что не окажет влияние на качество трофея, но позволит определить возраст добытых медведей. Данная мера позволит Отделу в полной мере оценивать и планировать добычу медведя в Республике.
Комиссия отмечает небрежность оформления Материалов, которая усложняет анализ представленных данных. Например:
- не совпадает площадь обитания лося, указанные в Приложениях 1 и 3;
- отличается площадь обитания бурого медведя в Приложениях 2 и 3.
Используя эта показатели при расчете абсолютной численности животных, мы получим разные значения.
Также присутствуют и случайные ошибки в данных, как например, в Приложении 3 прошлогодняя плотность населения лося сильно отличается от плотности, приводимой в Материалах 2021 г. То, что этот показатель случайно оказался в таблице говорит и тот факт, что, используя его при расчете, мы получим невероятно высокий уровень абсолютной численности лося.
По результатам экспертизы Материалов, необходимо подчеркнуть, что верный расчет размеров добычи лимитированных охотничьих животных напрямую зависит от качества проведённых учётов. При этом новые методические рекомендации по проведению ЗМУ, допускающие использование транспортных средств, значительно снижают объективность полученных данных. Использование снегохода во время затирки распугивают копытных, хищных и тетеревиных птиц, нарушая их естественную активность.
Выводы
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, действующая в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 01.06.2021 г. N 1213, учитывая изложенное:
1. Считает материалы, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года в количестве: лось - 778 особей, бурый медведь - 512 особей соответствующими экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды Российской Федерации.
2. Считает обоснованными лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, определенные отделом государственного мониторинга и использования охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в количестве: лось - 778 особей, бурый медведь - 512 особей.
3. Рекомендует установить срок действия заключения - до 01.08.2022 г.
Руководитель экспертной комиссии |
Ф.В. Федоров |
Ответственный секретарь |
В.В. Иванова |
Члены экспертной комиссии |
В.Л. Каньшиев |
|
В.А. Марковский |
|
А.Е. Якимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 15 июня 2021 г. N 1299 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия (за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года"
Вступает в силу с 15 июня 2021 г.
Заключение действует до 1 августа 2022 г.
Текст приказа опубликован не был