Распоряжение Министерства образования Московской области
от 23 июля 2021 г. N Р-505
"Об утверждении Порядка осуществления Министерством образования Московской области контроля за соблюдением юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Московской области"
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях регламентации деятельности Министерства образования Московской области по осуществлению контроля за соблюдением юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Московской области:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Министерством образования Московской области контроля за соблюдением юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Московской области.
2. Отделу внутреннего финансового аудита осуществить направление копий настоящего распоряжения:
в прокуратуру Московской области в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации;
в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не позднее 7 календарных дней со дня официального опубликования.
3. Управлению информационно-аналитической работы обеспечить размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.mo.mosreg.ru).
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра образования Московской области Лазарева А.А.
Министр образования |
И.М. Бронштейн |
Утвержден
распоряжением Министерства образования
Московской области
от 23.07.2021 N Р-505
Порядок
осуществления Министерством образования Московской области контроля за соблюдением юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Московской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления Министерством образования Московской области контроля за соблюдением юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Московской области (далее соответственно - Порядок контроля, получатели) разработан Министерством образования Московской области (далее - Министерство) во исполнение статей 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2020 - 2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 15.10.2019 N 734/36 "Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2020 - 2025 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 N 784/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2017 - 2025 годы", государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018 - 2024 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 854/38 "Об утверждении государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018 - 2024 годы" (далее - Государственные программы), в целях реализации Министерством полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области".
2. Порядок контроля определяет механизм организации и осуществления контроля за соблюдением получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии, предоставленной Министерством на основании заключенных соглашений (далее - соглашения), и порядков предоставления субсидий, утверждённых Государственными программами (далее - Порядок ГП), в форме проверки.
Под субсидией в Порядке контроля понимаются средства бюджета Московской области, предоставленные Министерством получателям на основании соглашений (далее - субсидия).
3. Осуществление контроля, предусмотренного Порядком контроля, возлагается на отдел внутреннего финансового аудита Министерства образования Московской области (далее - отдел аудита).
4. Объектами контроля являются получатели субсидий.
5. Предметом контроля является соблюдение получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных соглашениями и нормативными правовыми актами Московской области.
II. Организация и осуществление контроля
6. Контроль осуществляется в целях обеспечения:
соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего условия, цели и порядок предоставления и расходования субсидий;
соблюдения объектами контроля условий, целей и порядка предоставления, возврата субсидий (остатков, неиспользованных в текущем финансовом году), предоставленных получателям в соответствии с соглашениями;
соответствия фактических объемов оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров первичным учётным документам, подтверждающим расходование субсидий, предоставленных Министерством на основании соглашений;
полноты и достоверности отчетности об использовании субсидий.
7. Контроль на основании соглашений осуществляется в форме проверки по следующим основным направлениям: результативность, адресность, целевой характер использования субсидий объектами контроля, полнота и достоверность отчетности об использовании субсидий объектами контроля.
Под проверкой понимается совершение контрольных действий по изучению отдельных финансовых и хозяйственных операций на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, Порядку ГП, условиям соглашений, соответствия данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных учётных документов совершенным операциям (фактам хозяйственной жизни) за определенный период.
8. Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. Выбор способа контрольного действия зависит от объема финансовых, отчетных и иных документов.
9. По форме проведения проверки подразделяются на:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения Министерства на основании предоставленных по его запросу информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов контроля;
комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения Министерства, так и по месту нахождения объектов контроля.
10. Проверки могут быть плановые и внеплановые.
План проверок на очередной финансовый год составляется отделом аудита с учетом предложений структурных подразделений Министерства и утверждается приказом министра образования Московской области в срок до 25 декабря года, предшествующего очередному финансовому году (далее - План). В Плане по каждой проверке указываются объекты контроля, предмет контроля (проверки), проверяемый период.
Размещение Плана на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня его издания.
Периодичность проведения плановых проверок в отношении одного объекта контроля и одного предмета контрольного мероприятия составляет не чаще одного раза в год для камеральных проверок и не чаще одного раза в три года для выездных и комбинированных проверок.
Внесение изменений в План допускается не позднее чем за пять рабочих день до начала проведения контрольного мероприятия, в отношении которого вносятся изменения.
Размещение изменений в План на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в течение трех рабочих дней со дня их издания.
Руководитель отдела аудита осуществляет контроль за исполнением Плана.
Внеплановые проверки проводятся по поручению министра образования Московской области, в том числе на основании требования органов прокуратуры, правоохранительных органов, органов государственного финансового контроля, а также в целях проверки принятия мер объектом контроля по предложениям Министерства об устранении выявленных ранее нарушений.
III. Подготовка и проведение контрольного мероприятия
11. При подготовке контрольного мероприятия отделом аудита разрабатывается проект распорядительного акта Министерства о проведении проверки, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период, предмет и форма проверки, основание принятия решения о проведении проверки, персональный состав ревизионной группы с указанием руководителя ревизионной группы, срок проведения проверки.
12. В состав ревизионной группы включаются сотрудники отдела аудита. Учитывая цели предоставления субсидий, для проведения проверки привлекаются сотрудники иных структурных подразделений Министерства в качестве участников ревизионной группы.
13. Руководитель ревизионной группы обязан ознакомить руководителя, иное уполномоченное лицо (представителя) объекта контроля с распорядительным актом Министерства о проведении проверки не позднее дня начала проверки.
14. Срок проведения проверки не может превышать 45 рабочих дней.
Срок проведения проверки, установленный распорядительным актом
Министерства о проведении проверки, продлевается на основании мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 рабочих дней в случае:
1) необходимости проведения анализа и проверки дополнительных документов;
2) воспрепятствования объектом контроля проведению проверки.
Мотивированное представление о продлении срока проверки составляется и подписывается руководителем ревизионной группы не позднее трех рабочих дней до даты окончания срока проверки.
Распорядительный акт Министерства о продлении срока проведения проверки доводится до сведения руководителя, иного уполномоченного лица (представителя) объекта контроля не позднее срока окончания проверки способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.
15. Проверка проводится на основании программы проверки, подписанной руководителем ревизионной группы не позднее дня начала проверки.
Программа проверки содержит перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проверки.
16. Участники ревизионной группы при осуществлении контрольных мероприятий имеют право:
запрашивать документы, информацию и материалы, необходимые для проведения контрольного мероприятия;
при проведении проверок посещать территории, на которых размещаются объекты контроля, в том числе с целью фактического анализа операций, связанных с использованием субсидий, предоставленных по соглашениям;
получать от руководителя, иных уполномоченных лиц (представителей) объекта контроля документы, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности объекта контроля, связанные с использованием субсидий, в том числе письменные пояснения, заверенные копии документов, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольного мероприятия;
осуществлять иные права, предусмотренные Порядком контроля, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
17. Участники ревизионной группы при проведении контрольных мероприятий обязаны:
своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, для обеспечения контроля за устранением выявленных нарушений;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в установленной сфере деятельности;
осуществлять контрольные мероприятия в соответствии с положениями Порядка контроля.
18. Руководитель, иное уполномоченное лицо (представитель) объекта контроля имеют право:
присутствовать при проведении проверок, в случае если контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения объекта контроля, давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету контрольного мероприятия;
знакомиться с результатами контрольных мероприятий в соответствии с Порядком контроля.
19. Руководитель, иное уполномоченное лицо (представитель) объекта контроля обязан:
по запросу участников ревизионной группы своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
оказывать необходимое организационное и техническое содействие участникам ревизионной группы, в том числе обеспечивать их необходимыми для проведения контрольного мероприятия помещениями, обеспечивающими сохранность документов и материалов;
предоставлять допуск участников ревизионной группы, на территорию объекта контроля, в том числе с целью фактического анализа операций, связанных с использованием субсидий, предоставленных по соглашениям;
предъявлять товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг, являющиеся результатом реализованных мероприятий в рамках соглашений;
выполнять иные законные требования участников ревизионной группы, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при осуществлении ими контрольных мероприятий.
20. Результаты проверки оформляются актом проверки. Акт проверки составляется в срок не позднее 20 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока ее проведения, определенного распорядительным актом Министерства, составляется акт проверки в 2-х экземплярах.
21. Акт проверки состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения: предмет проверки;
дата и место составления акта проверки;
основание назначения проверки;
вид проверки;
фамилии, инициалы и должности руководителя и членов ревизионной группы;
проверяемый период;
срок проведения проверки;
сведения об объекте контроля.
Описательная часть акта проверки должна содержать информацию по вопросам программы проверки с указанием выявленных нарушений и предложений по их устранению.
22. Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем и участниками ревизионной группы, а также руководителем, иным уполномоченным лицом (представителем) объекта контроля в течение срока, указанного в пункте 24 Порядка контроля.
23. Акт проверки не позднее 20 рабочих дней со дня окончания проверки направляется объекту контроля способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления, или вручается руководителю, иному уполномоченному лицу (представителю) объекта контроля под подпись.
24. Руководитель, иное уполномоченное лицо (представитель) объекта контроля подписывает акт проверки и направляет его в адрес Министерства в течение 5 рабочих дней со дня его получения способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.
25. В случае отказа руководителя, иного уполномоченного лица (представителя) объекта контроля подписать или получить акт проверки, а также в случае, если акт проверки не подписан руководителем, иным уполномоченным лицом (представителем) объекта контроля в установленный пунктом 24 Порядка контроля срок, руководителем ревизионной группы в акте проверки делается соответствующая запись, а акт проверки считается согласованным без возражений.
При этом акт проверки с соответствующей записью о согласовании акта проверки без возражений направляется руководителю, иному уполномоченному лицу (представителю) объекта контроля способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.
Документ, подтверждающий факт направления акта проверки объекту контроля, приобщается к материалам проверки, состав которых установлен пунктом 28 Порядка контроля.
26. При наличии у руководителя, иного уполномоченного лица (представителя) объекта контроля возражений по акту проверки он делает об этом отметку в акте проверки и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту проверки приобщаются к материалам проверки, состав которых установлен пунктом 28 Порядка контроля.
Указанные в настоящем пункте возражения представляются руководителем, иным уполномоченным лицом (представителем) объекта контроля руководителю ревизионной группы в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты их направления.
В случае если указанные в настоящем пункте возражения не представлены в установленный срок, в акте проверки руководителем ревизионной группы делается запись об отсутствии возражений.
27. Руководитель ревизионной группы в срок до 15 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки рассматривает обоснованность возражений и составляет по ним письменное заключение на возражения. Заключение на возражения должно содержать ссылки на нормативные правовые акты или их отдельные положения, указание на согласие или несогласие с возражениями и окончательный вывод. Указанное заключение на возражения подписывается руководителем ревизионной группы. Один экземпляр заключения направляется руководителю, иному уполномоченному лицу (представителю) объекта контроля в течение 5 рабочих дней со дня подписания, второй экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.
28. Материалы проверки включают:
документы, отражающие подготовку проверки, включая распорядительный акт Министерства о проведении проверки и ее программу;
акт проверки;
копии финансово-хозяйственных документов объекта контроля, подтверждающих выявленные нарушения;
отчет о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений;
иные материалы, документы, запросы, сформированные при проведении проверки.
29. Информация о результатах проверки доводится до министра образования Московской области в течение 20 рабочих дней с даты подписания акта проверки (заключения на возражения).
30. В случае выявления по результатам проверки нарушений Министерство в пределах полномочий:
направляет объекту контроля требование об устранении выявленных нарушений и недостатков с указанием сроков их устранения и (или) принятия иных мер, установленных соглашением;
обеспечивает контроль за устранением выявленных нарушений.
В случае выявления по результатам проверки действий (бездействий) должностных лиц объектов контроля, содержащих признаки административного правонарушения и/или уголовного преступления, материалы проверки подлежат направлению в уполномоченные органы в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.
IV. Составление и представление отчетности о результатах контрольных мероприятий
31. В срок до 1 марта года, следующего за отчетным, отдел аудита составляет и предоставляет министру образования Московской области годовой отчет о результатах контроля за соблюдением получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Московской области (далее - Отчет).
32. Отчет должен содержать:
сведения о количестве проведенных контрольных мероприятий, количестве объектов контроля, объеме проверенных средств;
сведения об основных нарушениях и недостатках, выявленных в ходе контрольных мероприятий;
описание принятых и/или предлагаемых мер по устранению выявленных нарушений (недостатков) и/или рисков их совершения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 23 июля 2021 г. N Р-505 "Об утверждении Порядка осуществления Министерством образования Московской области контроля за соблюдением юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Московской области, а также результатов их предоставления"
Вступает в силу с 23 июля 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 27 июля 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства образования Московской области от 17 мая 2023 г. N Р-493
Изменения вступают в силу с 17 мая 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.