г. Калуга |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А64-5181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Панченко С.Ю. Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Тамбовжелдорстрой" (ОГРН 1046882311222, г. Рязань, ул. Гоголя, д.16, оф.304) |
Шаповала В.П. - директора (приказ от 29.06.2010 г. N 113), Лимонова Ю.В. - представителя (доверен. от 30.07.2012 г., пост.), |
от Инспекции ФНС России по г. Тамбову (г. Тамбов, ул. Пролетарская, д.252/2) |
Макаровой О.В. - представителя (доверен. от 21.04.2014 г. N 05-23/008494, пост.), |
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2013 г. (судья Парфенова Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 г. (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-5181/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовжелдорстрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 24.05.2013 г. N 16-24/32.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2013 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 24.05.2013 г. N 16-24/32 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 57000 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 1703337 руб., в части применения штрафа по п.2 ст.116 НК РФ в сумме 20059514 руб., применения штрафа по п.1 ст.126 НК РФ в сумме 58140 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 г. решение суда отменено в части признания недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 24.05.2013 г. N 16-24/32 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 57000 руб. и в данной части обществу отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить в части признания недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 24.05.2013 г. N 16-24/32 в части применения штрафа по п.2 ст.116 НК РФ в сумме 20059514 руб., как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Тамбову проведена выездная налоговая проверка ООО "Тамбовжелдорстрой" по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (удержания, перечисления) налогов, по результатам которой составлен акт от 19.04.2013 г. N 16-24/25 и принято решение от 24.05.2013 г. N 16-24/32 о доначислении налогов, пени и применении штрафов.
Решением Управления ФНС России по Тамбовской области от 11.07.2013 г. N 05-11/76 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись частично с решением инспекции, ООО "Тамбовжелдорстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ виде штрафа в размере 20059514 руб. послужили выводы инспекции о нарушении обществом порядка постановки на учет по месту нахождения его обособленных подразделений.
Удовлетворяя требования общества в данной части, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом.
Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно положениям п.4 ст.83, п.2 ст.23 Налогового кодекса РФ при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Согласно п.2 ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть, в том числе, и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (статьи 16, 20 Трудового кодекса).
Следовательно, под обособленным подразделением следует понимать территориально обособленное структурное подразделение, где образованы стационарные рабочие места, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.
Судами установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 05.10.2004 г. и поставлено на налоговый учет в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тамбову Тамбовской области с 05.10.2004 г. по месту своего нахождения.
В рамках осуществления своей основной деятельности обществом в течение 2009-2011 годов заключались договоры подряда, субподряда, предоставления транспортных услуг.
Обществом были заключены договоры подряда с ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", в том числе договор капитального строительства, договор по текущему ремонту системы воздухообдува, договор на техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) стрелочных переводов, светофоров, системы воздухообдува стрелочных переводов.
По условиям заключенных договоров работы производятся сотрудниками общества (исполнитель, подрядчик) на территории заказчика в соответствии с перечнем работ (услуг), определенных договорами, по окончанию которых исполнитель предъявляет заказчику акты выполненных работ с наименованием работы и объекта.
Кроме того, обществом (подрядчик) заключены договоры подряда с ЗАО "Михайловцемент" (заказчик), согласно которым работы по ремонту и строительству выполнялись на территории заказчика согласно прилагаемым к договорам сметам. При этом заказчик оформляет персоналу подрядчика допуск на территорию предприятия и, при необходимости, наряд-допуск с предоставлением технологических "окон" для производства работ, а также проводит для персонала подрядчика вводный инструктаж.
Предусмотренные указанными договорами работы выполнялись на территории этих организаций с предоставлением сотрудникам общества временных пропусков и допусков к работам под контролем ответственных работников этих организаций и согласно утвержденным графикам работ, на основании технической документации, утвержденной заказчиком, при этом в договорах оговариваются правила нахождения работников подрядчика на территориях заказчиков, порядок использования для выполнения подрядных работ имущества заказчика, перемещение которого в силу конструктивных особенностей сопряжено с большими финансовыми и трудозатратами (стрелочные пути, светофоры, воздухообдувы), ответственность за невыполнение согласованных правил.
Учитывая положения трудовых договоров, направляемых на исполнение подрядных работ сотрудников общества, и анализ условий заключенных обществом договоров с заказчиками, соответствующих требованиям, предъявляемым законодательством к договору подряда, содержащими все его существенные условия, суды правомерно отклонили доводы налогового органа о создании обществом стационарных рабочих мест вне местонахождения подрядчика.
То обстоятельство, что направление работников в командировки осуществлялось группами, в которых присутствовал ответственный работник общества, не свидетельствует о том, что таким путем общество обеспечивало создание в месте командировки обособленного структурного подразделения.
Фактов создания стационарных рабочих мест в г. Рязани и Рязанской области инспекцией не установлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению в указанной части не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2013 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 г. по делу N А64-5181/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.