г.Калуга |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А35-6904/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Панченко С.Ю.
судей Чаусовой Е.Н.
Ермакова М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Давидович Е.В. Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Курской области - секретарь судебного заедания Залогина Е.В., от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Давидович Е.В. В порядке пункта 2 части 2 статьи 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание, установлены судьей Арбитражного суда Курской области Побережной Н.В. | |||||
При участии в заседании от: |
|
|
|||
Открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" 305018, г. Курск, пр. Ленинского комсомола, д.2 ОГРН 1024600944873, ИНН 4632001454 |
|
Ряполовой Н.А. - представителя (дов. N 104юр от 01.08.2013); |
|||
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Курску 305007, г.Курск, ул.Энгельса, д.115 |
|
Гридасовой Н.И. - представителя (дов. N 07-06/000065 от 09.01.2014); |
|||
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 305016, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д.4/6 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом; |
|||
Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области 305048, г. Курск, проезд Сергеева, д.10 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" на решение Арбитражного суда Курской области от 05.12.2013 (судья Ольховиков А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу N А35-6904/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Курскрезинотехника" (далее - Общество, ОАО "Курскрезинотехника") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) N 15-07/8075 от 21.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.12.2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 решение Арбитражного суда Курской области от 05.12.2013 по делу N А35-6904/2013 отменено в части отказа в удовлетворении заявления ОАО "Курскрезинотехника" о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 21.06.2013 N 15-07/8075 в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 10 108 298,34 руб., привлечения ОАО "Курскрезинотехника" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 371 105 руб. Решение ИФНС России по г. Курску от 21.06.2013 N 15-07/807 в данной части признано недействительным. В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Курской области от 05.12.2013 по делу N А35-6904/2013 оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявления ОАО "Курскрезинотехника" о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 21.06.2013 N 15-07/8075 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит кассационную коллегию отказать в её удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, кассационная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной 31.01.2013 Обществом декларации по земельному налогу за 2012 год, в соответствии с которой к уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 21 336 060 руб., налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки N 15-07/32051 от 19.04.2013 и принято решение N 15-07/8075 от 21.06.2013 о привлечении ОАО "Курскрезинотехника" к налоговой ответственности на основании п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 381 105 руб. за неуплату земельного налога, доначислен земельный налог в сумме 19 635 915 руб., начислены пени в размере 294 805,09 руб.
Названное решение оставлено без изменения Управлением ФНС России по Курской области (решение N 222 от 08.08.2013).
Полагая, что решение Инспекции N 15-07/8075 от 21.06.2013 не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Разрешая спор по существу, судами сделан вывод о том, что сумма земельного налога за 2012 год по спорному земельному участку ОАО "Курскрезинотехника" должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012, утвержденной постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области".
Кассационная коллегия считает данный вывод правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Земельный налог на территории муниципального образования "Город Курск", где находятся спорный земельный участок, установлен Решением Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005.
На основании ст. 394 НК РФ и п. 2.4 Решения Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005, в отношении земель, отнесенных к прочим земельным участкам, налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Порядок определения налоговой базы устанавливается статьей 391 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 396 и пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Статьей 24.13 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Постановлением Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" (далее - Постановление N 234) были утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:1, расположенный по адресу: Курская область, г. Курск, проспект Ленинского комсомола, 2, поставлен на кадастровый учет 25.07.2002, кадастровая стоимость указанного земельного участка была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением N 234, равного 3514,49 руб./м2.
Также в материалах дела представлены кадастровые выписки о спорном земельном участке от 10.12.2009 N 4629/205/09-979, от 23.08.2010 N 46/10-1-5754, подтверждающие определение кадастровой стоимости земельного участка. Согласно данным о кадастровой стоимости, представленных до 01.02.2011 в налоговый орган, земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:1 имеет кадастровую стоимость 2 726 685 436 руб., количество полных месяцев владения земельным участком в течении налогового периода - 12 месяцев.
Следовательно, как правильно указал суд, поскольку кадастровая оценка для спорного участка была определена, то применение нормативной цены земли для целей налогообложения исключается, и сумма земельного налога за 2012 год по спорному земельному участку ОАО "Курскрезинотехника" исчисляется, исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012, которая была утверждена Постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области".
Общество располагало сведениями о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234, составлявшей 2 726 685 436 рублей.
Судами обоснованно была отклонена ссылка Общества на письмо Управления Росреестра по Курской области от 30.01.2013 N 17-26-448, которым Обществу было сообщено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1 составила 1 417 624 433,61 руб., поскольку из содержания указанного письма Управления Росреестра по Курской области не представляется возможным определить на какую дату (на 01.01.2012 года или на дату представления информации, с учетом результатов переоценки, произведенной согласно Постановлению от 17.01.2012 N 15-па) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1 составляет 1 417 624 433,61 руб. Как было установлено судом, в письме от 30.01.2013 Управление Росреестра указало кадастровую стоимость, подлежащую применению с 01.01.2013.
Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 (опубликованном в газете "Курская правда" N 5 от 21.01.2012) были утверждены, в том числе, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 1 января 2011 года.
Сведения о кадастровой стоимости земель, утвержденные постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012, внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012.
Судом установлено, что в указанном постановлении не определяется дата вступления его в силу, следовательно, им не определяется дата, с которой возникают правовые последствия для налогоплательщиков, в связи с расчетом земельного налога; указание в постановлении N 15-па на дату "1 января 2011 года" подтверждает, что расчет кадастровой стоимости земельных участков был произведен по состоянию на эту дату.
В силу п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2011 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд обоснованно исходил из того, что утвержденные постановлением N 15-па значения кадастровой стоимости должны применяться для целей исчисления земельного налог, начиная с 2013 года. При этом вступление в законную силу указанного постановления с 21.02.2012 не свидетельствует о нарушении периодичности пересмотра кадастровой оценки земель.
Обществом не оспаривается тот факт, что кадастровая стоимость, утвержденная постановление N 15-па, подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2013, но по мнению Общества, по состоянию на 01.01.2012 пятилетний срок действия кадастровой оценки, утвержденной Постановлением N 234 истек и эта кадастровая оценка применяться не может. Указанный довод правомерно отклонен судом, поскольку распоряжением правительства Курской области N 269-рп от 18.06.2010 (в редакции Распоряжения N 624-рп от 13.12.2010) было принято решение о проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, что свидетельствует о соблюдении крайней даты периода оценки.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что правовых оснований для предложения Обществу уплатить недоимку по земельному налогу в размере 10 108 298,34 руб. у налогового органа не имелось, поскольку 31.01.2013 Обществом была представлена в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в соответствии с которой к уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 21 336 060 руб., исчисленная Обществом с применением кадастровой стоимости 1 417 624 433,61 руб., утвержденной постановлением N 15-па от 17.01.2012. В оспариваемом решении налогового органа отражено, что по состоянию на 01.02.2013 у Общества числится переплата по земельному налогу за 2012 год в сумме 10 108 298,34 руб., которая сложилась вследствие уплаты авансовых платежей по земельному налогу в суммах, исчисляемых с применением кадастровой стоимости 2 726 685 436 руб., т.е. утвержденной постановлением от 30.11.2006 N 234.
Также суд апелляционной инстанции, применив положения статей 112 и 114 НК РФ, правомерно снизил размер исчисленного штрафа до 10 000 руб., признав в качестве смягчающего ответственность обстоятельства тот факт, что Общество добросовестно заблуждалось относительно обязанности по уплате земельного налога, что обусловлено получением им письма Управления Росреестра по Курской области от 30.01.2013 N 17-26-448, содержащего информацию о кадастровой стоимость земельного участка в размере 1 417 624 433,61 руб.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином понимании заявителем вышеуказанных законодательных норм и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 05.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А35-6904/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С. Ю. Панченко |
Судьи |
Е.Н.Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.