Во исполнение пункта 10 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 16 ноября 2020 г., а также пункта 2.1 Межведомственного плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года (на период 2021-2025 годов) разработаны Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде до 2025 года (далее - Концепция) и план мероприятий по ее реализации до 2025 года (далее - План мероприятий)*, которые утверждены 15 июня 2021 г. статс-секретарем - заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.А. Корнеевым.
Минпросвещения России направляет указанные Концепцию и План мероприятий для исполнения в части компетенции.
Заместитель министра |
А.В. Зырянова |
______________________________
* При данной публикации не приводится. См. на нашем сайте в сети "Интернет" по адресу ovd.com.ru/doc43.pdf.
УТВЕРЖДАЮ
статс-секретарь - заместитель
министра просвещения РФ
15 июня 2021 г.
А.А. Корнеев
Концепция
профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года
Основные термины и определения, используемые в Концепции
- Антинаркотическая идеология - совокупность политических, религиозных, научных, культурных и других взглядов, основанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и выражающих негативное отношение общества к незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков.
- Группа риска вовлечения в употребление психоактивных веществ - группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально-демографических, психологических и соматофизических признаков, характеризующаяся субъективными установками на систематическое употребление алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ (далее - ПАВ) с высокой вероятностью развития зависимости.
К группе риска относятся дети и молодежь:
- лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни; экспериментирующие с пробами алкоголесодержащих и никотиносодержащих средств, наркотиков и их аналогов, новых потенциально опасных ПАВ;
- имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами;
- находящиеся в социально опасном положении, пребывающие в обстановке, представляющей опасность для их жизни, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства.
- Культура здорового и безопасного образа жизни - совокупность сформированных социально значимых качеств личности и компетенций детей и молодежи, отражающая их ответственное отношение к собственной жизни и жизни окружающих как высшей социальной ценности.
- Наркотики - наркотические средства и психотропные вещества и их прекурсоры, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также наркосодержащие растения, включенные в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
- Образовательная среда - совокупность условий, обстоятельств, событий, факторов и влияний на развивающуюся личность, а также развивающих личность возможностей, которым придается особое педагогическое значение.
- ПАВ - химические и фармакологические средства, негативно влияющие на физическое и психическое состояние человека и вызывающие болезненное пристрастие, приводящее к зависимости (наркотики, транквилизаторы, алкогольсодержащие и никотиносодержащие вещества и др.).
- Профилактика употребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных, психологических и медицинских воздействий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ.
- Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
- Употребление ПАВ - первичная проба, экспериментирование с приемом отдельных средств (наркотики, алкогольсодержащие и никотиносодержащие вещества и иные) с целью изменения психического состояния, неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские, психологические и социальные последствия для личности человека.
Введение
В ходе реализации антинаркотической политики в 2010-2020 годах наркоситуация в стране стабилизировалась*, однако распространенность употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих необходимость организации активного противодействия.
Согласно статистическим данным доклада Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2019 году, доля потребителей наркотиков в числе лиц, совершивших преступления на территории страны, снизилась с 8,9% до 8,7% (с 82 483 чел. до 76 630 чел.). Также отмечено снижение на 18,3% несовершеннолетних потребителей наркотиков (с 1 357 чел. до 1 109 чел.), совершивших преступления, в том числе на 40,2% совершивших их в состоянии наркотического опьянения (со 164 чел. до 98 чел.). В целом количество несовершеннолетних, совершивших наркопреступления, сократилось на 12,6% (с 1 924 чел. до 1 682 чел.), а их доля в общем числе установленных лиц составила 2% и за год не изменилась.
Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте является одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики (подпункт "в" пункта 11 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 [далее - Стратегия]).
Среди основных стратегических задач Стратегии, коррелирующих напрямую с задачами профилактической деятельности в образовательных организациях:
- формирование на общих методологических основаниях единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности;
- создание с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков;
- обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности.
Профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков являются одним из направлений антинаркотической политики и осуществляются путем реализации следующих мер:
- развития инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления ПАВ, в том числе совершенствования педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включения таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы, расширения практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие методики);
- включения профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, федеральные и региональные программы, проекты, практики воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;
- уделения особого внимания духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях, формирующему у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков;
- разработки и внедрения стандартов деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, а также единого подхода к оценке ее эффективности, включая разработку критериев оценки и проведение экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями;
- развития системы подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков;
- совершенствования механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях, создания условий обязательного участия обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков;
- организации сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках и последствиях потребления наркотиков.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливается, что в числе принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков определены приоритетность мер по профилактике наркомании, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.
Также к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся**.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании определены полномочия органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в части проведения мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся всех типов образовательных организаций.
Ключевым аспектом всей системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является понимание того, что эффективность профилактической работы напрямую связана с возможностями образовательной организации, которые во многом превосходят другие социальные институты, включая возможности профилактики в семье. Система образования имеет профессиональный, организационный ресурс, а сфера ее социального влияния также позволяет обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, - вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. При этом важно сформировать компетентную психолого-педагогическую позицию у каждого педагогического работника, междисциплинарной команды по анализу устройства самого образовательного процесса, уклада образовательной организации как пространства, имеющего собственное профилактирующее содержание, способности к его изменению и выстраиванию взаимодействия с разными партнерами исходя из специфики социокультурной ситуации конкретной образовательной организации.
Не менее значимым является аспект соответствия профилактической деятельности возрастным особенностям обучающихся, современным тенденциям подростковых сообществ, в том числе в социальных сетях, что обеспечивает корректное, гибкое воздействие на формирование высокой сопротивляемости негативным явлениям как ключевому компоненту ценностно-смысловой сферы.
Кроме того, высокий уровень компетентности педагогических работников, родителей (законных представителей) непосредственно в вопросах профилактики зависимостей, включая их первые признаки, технологии помощи при раннем выявлении рисков, в том числе использования результатов социально-психологического тестирования обучающихся как способа раннего выявления "группы риска" по возможному вовлечению в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивает системную оценку дефицитов и ресурсов образовательной среды, социума подростков и формирует целевые ориентиры организации профилактической работы в данном направлении.
Таким образом, организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления обучающимися ПАВ, являясь неотъемлемой частью ответственности образовательной организации, нуждается в системном и непрерывном осмыслении ее результатов, оценке эффективности с точки зрения воспитывающего, развивающего ресурсы потенциала обучающихся.
При решении задач профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью в образовательной среде необходимо развитие содержательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общества.
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. N 619 (далее - Концепция 2000 года), содержала базовые принципиальные положения, на основании которых во всех субъектах Российской Федерации в рамках единого методологического подхода началась реализация региональных программ профилактики злоупотребления ПАВ. Благодаря применению Концепции 2000 года впервые в истории отечественной системы превенции разработана стратегия объединения усилий различных социальных структур для организации единого профилактического пространства и создания инфраструктуры профилактической деятельности в образовательной среде.
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденная заместителем министра образования и науки Российской Федерации М.В. Дулиновым 5 сентября 2011 г. (далее - Концепция 2010 года), сохраняя преемственность, продолжила дальнейшее развитие методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде.
В Концепции 2010 года была представлена система принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних.
Концепция 2010 года ориентирована на утверждение качественно нового подхода к предупреждению распространения и употребления ПАВ как базового компонента общей государственной системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и основана на формировании в обществе культуры и ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Изменение социальной ситуации, опыт, накопленный различными органами в ходе организации и проведения профилактической работы в образовательных организациях, изменения объективных реалий жизни современного общества в целом, возросшая актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также изменения государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением требуют актуализации ряда положений Концепции 2010 года.
В современной ситуации профилактическая деятельность должна строиться на утверждении приоритета задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.
Настоящая Концепция основывается на положениях Стратегии, Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 2732-р, в части профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, определяют специфику профилактической деятельности в образовательных организациях с учетом региональных социально-экономических, социокультурных условий; объем профилактических воздействий в соответствии со стратегией реализации региональной профилактической программы и ресурсами административной территории, включая кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность.
В связи с многообразием профилактических программ в образовательной среде на территории Российской Федерации, наряду с определением стратегии, цели и средств профилактической деятельности, настоящая Концепция выполняет организационно-методическую и регламентирующую функции.
Основная часть
Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ
Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью, формирования и пропаганды здорового образа жизни в обществе, а также формирования в обществе нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
Цель профилактики в образовательной среде - развитие на постоянной основе содержания профилактической деятельности (включающей учебный, воспитательный и профилактический компоненты), направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций.
Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются:
- формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
- мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности;
- минимизация влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в незаконное употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;
- содействие созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей доступность информации, направленной на формирование современных навыков и компетенций у обучающихся и молодежи, способствующих развитию ресурсов личности человека и гражданина, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- укрепление ресурсов семьи, ориентированных на воспитание у детей и подростков законопослушного, успешного, ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, вовлеченному в незаконное употребление ПАВ;
- расширение практик обмена и внедрения в образовательной среде передовых, инновационных педагогических и психологических методик и технологий, способствующих развитию ценностей здорового образа жизни, культуры ответственного поведения в обществе и формированию устойчивого неприятия незаконного потребления ПАВ;
- интеграция профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, региональные и муниципальные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовнонравственного воспитания детей и молодежи;
- развитие секций, кружков и иных форм организации внеучебного досуга несовершеннолетних на базе образовательных организаций в целях привлечения обучающихся к творческой, спортивной и иной деятельности как альтернативы потреблению ПАВ и иному противоправному поведению;
- вовлечение несовершеннолетних в деятельность добровольческих (волонтерских), детско-юношеских и иных общественных движений и организаций с целью формирования просоциальных нравственных установок, популяризации здорового образа жизни; развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся.
Ресурсами, обеспечивающими снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся, выступают:
- социально-деятельностные - создание условий для развития инфраструктуры социальной, психолого-педагогической поддержки и формирования среды реализации позитивно ориентированных интересов обучающихся, просоциальных форм досуга, здоровьесберегающей среды, деятельности волонтерского молодежного движения, социально ориентированных общественных объединений и организаций;
- личностные - создание условий для формирования у обучающихся образовательных организаций системы убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивого неприятия незаконного потребления наркотиков;
- этико-правовые - создание условий для формирования правового самосознания, правовой грамотности обучающихся, с опорой на существующие общественные нормы и государственные механизмы контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующие употреблению ПАВ обучающимися образовательных организаций;
- духовно-нравственные - создание условий для формирования антинаркотической идеологии и антинаркотического поведения у детей и молодежи;
- информационные - формирование условий развития цифровой культуры и цифровой гигиены как совокупности навыков и компетенций обучающихся, способных осознанно выстраивать общение и обмен информацией с другими пользователями онлайн-пространства с помощью цифровых средств коммуникации, критично воспринимать получаемую информацию, соблюдать правила информационной безопасности.
Субъектами профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные организации, медицинские организации, должностные лица подразделений организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России, специалисты государственной наркологической службы, органы по делам молодежи, социально ориентированные общественные объединения и организации и как целевая группа - обучающиеся, а также их родители (законные представители).
Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутренние), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ, негативное влияние которых можно корректировать или нивелировать за счет опосредованного профилактического воздействия.
Внешние факторы и условия проявляются на макросоциальном уровне общества в целом и на микросоциальном уровне, включая влияние ближайшего окружения.
Среди них:
- агрессивная активность по вовлечению несовершеннолетних в потребление наркотических средств и ПАВ, их доступность, появление новых потенциально опасных ПАВ наряду с низким уровнем эффективности контроля их распространения;
- пропаганда незаконного потребления наркотиков и либеральные установки в отношении употребления ПАВ, которые демонстрируются средствами массовой коммуникации, в том числе посредством сети Интернет, социальными сетями и сообществами, обществом в целом и значимыми в детско-подростковой и молодежной среде социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.);
- недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию и включенность в просоциальную деятельность обучающихся образовательных организаций;
- социокультурные особенности среды, ближайшего окружения обучающихся, в том числе их родителей (законных представителей).
Внутренние факторы подразумевают личностные характеристики обучающихся образовательных организаций, имеющие связь с риском употребления ПАВ:
- неадекватная самооценка, дисбаланс представления о себе и отношения к окружающему миру;
- непринятие социальных норм, ориентированность на аддиктивные установки социума;
- высокий уровень тревожности, фрустрированности, конформности, склонность к риску, авантюризм;
- редуцированная стрессоустойчивость и низкий уровень социально-психологической адаптации, просоциальной активности и самоконтроля.
Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов.
Принцип стратегической целостности обусловливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.
Принцип системности определяет при реализации профилактической деятельности в образовательной среде организационно-методическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных социальных практик (педагогов, психологов, медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.
Принцип непрерывности обеспечивает непрерывную и цикличную реализацию комплекса профилактических мер в образовательной среде, включая постоянное совершенствование компетенций несовершеннолетних и молодежи в сфере профилактики употребления ПАВ и формирования культуры безопасного и здорового образа жизни.
Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления наркотических средств и психотропных веществ как сложного социально-психологического явления, что обусловливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных технологий и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся образовательных организаций.
Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.
Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов.
Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству Российской Федерации и осуществляется в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, реализующими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с учетом приоритета интересов ребенка при ее реализации.
Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе.
Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на следующих структурных уровнях.
Макросоциальный уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ на региональном (муниципальном) уровнях (мезосоциальный уровень).
Микросоциальный уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных организаций, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения.
Вышеуказанные структурные уровни тесно взаимосвязаны, порядок их взаимодействия и полномочия определены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательных организаций.
В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют два направления - первичную и вторичную профилактику.
Первичная профилактика - система социальных, психологических и воспитательных мер, направленных на предупреждение вовлечения в употребление и распространение ПАВ. Реализуется в работе со всеми обучающимися, как не вовлеченными в наркопотребление, так и относящимися к группе риска вовлечения в употребление ПАВ. Ее основная цель - формирование у субъектов профилактической деятельности (их представителей) отношения нетерпимости к обороту и потреблению ПАВ, стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья, приверженности законопослушному поведению. Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде.
Вторичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских мер в отношении обучающихся, имеющих эпизоды употребления ПАВ, а также имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии.
Инфраструктура профилактической деятельности в образовательной среде
Профилактика ПАВ реализуется социальными институтами, составляющим инфраструктуру профилактической деятельности в образовательной среде, включая:
1) федеральные органы государственной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и учреждения, сфера задач которых связана с предупреждением вовлечения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью;
2) образовательные организации;
3) общественные объединения и организации (антиалкогольные и антинаркотические детско-молодежные волонтерские движения, родительские объединения, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и иные);
4) семью, как социальный институт, выполняющий особые функции воспитания и социализации при организации деятельности по профилактике употребления ПАВ.
Взаимодействие между социальными институтами, составляющими инфраструктуру профилактической деятельности в образовательной среде, для решения общих задач предупреждения вовлечения в употребление ПАВ обучающимися выстраивается на основе следующих условий:
- разделение сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников (органов и организаций системы образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, социальной защиты населения, молодежной политики, общественных объединений и организаций);
- взаимодополнение и поддержка при планировании содержания и реализации технологий профилактической деятельности, используемых участниками, в целях обеспечения комплексного системного воздействие на адресные группы;
- взаимообмен информацией о выявлении несовершеннолетних потребителей ПАВ, о склонении несовершеннолетних к потреблению указанных средств и веществ, о фактах вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также оперативное реагирование на такие сообщения.
Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде
В профилактике аддиктивного поведения обучающихся используются следующие технологии: социальные, психологические, технологии, предусматривающие медицинскую профилактику, педагогические технологии.
1. Социальные технологии профилактики направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных организаций, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей употребление ПАВ.
Социальные технологии реализуются в следующих направлениях воздействия.
Информационно-просветительское направление: антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации, включая телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие онлайн-ресурсы и социальные сети для антипропаганды потребления наркотиков, реализация интерактивных форм профилактической работы в сети Интернет.
При реализации информационно-просветительского направления особое внимание следует уделить включению ресурсов цифровых технологий в профилактику ПАВ, которые будут направлены на обеспечение условий формирования и развития современных цифровых навыков и компетенций у несовершеннолетних обучающихся и молодежи, развитие цифровой культуры и цифровой гигиены; формирование критического отношения к информации, размещенной в онлайн-пространстве.
Цифровые технологии позволяют быстро создать единую информационную систему в сфере антинаркотической профилактической деятельности и будут способствовать эффективному поиску информации, взаимодействия, коммуникации и обучения несовершеннолетних и молодежи в рамках дополнительного образования, обеспечивающего в том числе формирование идеологии антинаркотического поведения.
Организационно-досуговое направление: деятельность образовательных организаций и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в просоциальную деятельность и содержательные виды досуга - клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения. Это направление подразумевает создание комплекса форм и способов внеучебной досуговой деятельности для обучающихся как позитивной альтернативы потреблению ПАВ для формирования просоциальных нравственных установок, популяризации здорового образа жизни.
Социально-поддерживающее направление - деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам обучающихся с вероятным употреблением ПАВ и (или) с высоким риском вовлечения в употребление ПАВ.
Социально-поддерживающее направление может реализовываться через:
- социальный мониторинг, направленный на выявление социальной ситуации в отношении обучающихся с вероятным употреблением ПАВ и (или) с высоким риском вовлечения в употребление ПАВ;
- индивидуальную профилактическую работу в отношении обучающихся с вероятным употреблением ПАВ и (или) с высоким риском вовлечения в употребление ПАВ.
2. Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в употребление ПАВ.
Психологические технологии реализуются в следующих направлениях воздействия:
- развитие психологических ресурсов личности обучающихся, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;
- развитие психологических и социальных навыков, способствующих формированию системы ценностей и убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивого неприятия незаконного потребления наркотиков, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни;
- создание благоприятного доверительного климата и условий для успешной социализации в ученическом коллективе, социально-психологической адаптации в целом;
- реализация мероприятий, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, включающих в себя социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных организаций.
При реализации данных мероприятий следует актуализировать важность легитимности их проведения на основании информированного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), конфиденциальности процедуры проведения и результатов тестирования и дальнейшего психолого-педагогического сопровождения с целью оказания квалифицированной психологической помощи.
В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании всех участников образовательных отношений (в том числе консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ; мотивационное консультирование; консультирование при выявленных проблемах зависимости; групповой профилактический и [или] психокоррекционный тренинг).
3. Технологии, предусматривающие медицинскую профилактику, направлены на раннее выявление обучающихся, имеющих риск потребления ПАВ и (или) потребляющих ПАВ.
Технологии, предусматривающие медицинскую профилактику, реализуются в следующих направлениях воздействия:
- раннее выявление употребления ПАВ среди обучающихся; мотивационное консультирование обучающихся, имеющих риск употребления ПАВ или употребляющих ПАВ, в целях формирования у них приверженности к отказу от употребления ПАВ, побуждения к обращению за оказанием медицинской помощи;
- медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология".
Реализация указанных мероприятий осуществляется на основании информированного добровольного согласия обучающихся, их родителей (законных представителей) и с соблюдением принципа врачебной тайны. При этом необходимо постепенное создание условий для полного охвата обучающихся мероприятиями по раннему выявлению незаконного потребления ПАВ.
4. Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
Педагогические технологии реализуются в следующих направлениях воздействия:
- расширение практики использования универсальных педагогических методик и технологий (тренинги, кейс-технологии, ролевые игры, проектная деятельность и др.), составляющих основу для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики;
- включение профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, в разрабатываемые педагогическими работниками проекты и реализуемые практики, в том числе с опорой на результаты социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
При реализации педагогических технологий следует придерживаться следующих принципов:
- системно-деятельностного подхода, нацеленного на развитие субъектной позиции личности обучающегося, умеющей ставить цели, решать задачи, и отвечать за результаты своей деятельности;
- педагогики сотрудничества, основанной на реализации совместной развивающей деятельности взрослых и детей, на основе установки доверительных отношений, взаимопонимания и взаимопроникновения в духовный мир друг друга, совместного анализа хода и результатов этой деятельности.
При реализации педагогических технологий следует отказаться от информационно-образовательного подхода как приоритетного при организации профилактической деятельности, а усилия направить на реализацию системно-деятельностного подхода в профилактике.
При реализации педагогических технологий, реализуемых общественными и некоммерческими организациями в образовательной среде, необходимо предусмотреть наличие социально-педагогической оценки (экспертизы) профилактических проектов и программ и механизмов контроля их реализации.
***
Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе подготовки или переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, позволяющей освоить педагогическим работникам образовательных организаций методы педагогических технологий для решения конкретных задач профилактики.
Деятельность образовательной организации в сфере профилактики употребления ПАВ
Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является профилактическая деятельности образовательной организации. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутриличностные), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ.
Профилактическая деятельность образовательной организации представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска вовлечения в употребление ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств обучающихся, направленных на принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, повышение правового самосознания и устойчивости к негативным влияниям среды.
Основой профилактической деятельности образовательной организации является формирование у обучающихся:
- негативного отношения ко всем формам потребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения;
- универсальных навыков и компетенций, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов, в том числе путем их развития и укрепления.
Выделяются два основных направления профилактической деятельности образовательной организации:
- непосредственное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся с целью формирования у них необходимой модели поведения, свойств и качеств личности;
- создание благоприятных условий для эффективной социализации и социально-психологической адаптации обучающихся.
Для реализации профилактической деятельности образовательной организации используются разнообразные превентивные технологии (социальные, педагогические, психологические) и формы организации воздействия на адресные группы.
К ним относятся:
- интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательную внеурочную работу (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися);
- разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).
Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обусловливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.
Первичная и базовая подготовка специалистов образовательной сферы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью должна включать в себя:
- информацию о концептуальных и методических основах ведения профилактической работы (методологический модуль);
- достоверную и разноплановую информацию о содержании, социально-психологических причинах и условиях вовлечения обучающихся в наркопотребление (информационный модуль);
- интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи (интерактивный модуль);
- технологии проектной деятельности при разработке региональных и авторских программ профилактики (проектный модуль).
Такая структура подготовки специалистов направлена на окончательный отказ от использования информационно-образовательного подхода в работе с обучающимися по профилактике ПАВ и вместе с тем способствует реализации принципов системно-деятельностного подхода в профилактике.
Выделенные формы подготовки должны осуществляться в рамках профессионального образования, включая систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
Основные условия эффективности профилактической деятельности образовательной организации:
- системность профилактической деятельности образовательной организации - рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;
- комплексность - задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;
- целостность - вовлечение в сферу профилактической деятельности образовательной организации всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи: образовательной организации, семьи, ближайшего окружения;
- интеграция - реализация целей и задач профилактической деятельности осуществляется в процессе формирования у детей и подростков навыков и компетенций, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;
- безопасность - тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
- возрастная адекватность - содержание профилактической деятельности образовательной организации строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ;
- индивидуальная обусловленность - деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом личностных особенностей обучающегося и его индивидуальной социальной ситуации развития.
Проектирование профилактической деятельности образовательной организации целесообразно соотносить с разработкой и реализацией рабочей программы воспитания, учитывая, что рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание.
В рабочей программе воспитания обозначены ее структурные модули, определен принцип единства урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Целевые установки рабочей программы воспитания ориентированы на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде
Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ обучающимися.
Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом профилактической, как и любой иной, деятельности.
Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:
- диагностика - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;
- отбор - выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;
- коррекция - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;
- прогноз - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.
Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики и реализуется на следующих уровнях:
- на уровне управления профилактической деятельностью - разработка государственных программ и комплекса мероприятий в рамках их реализации;
- на уровне организации профилактической деятельности - выполнение программ профилактики и воспитания в каждой образовательной организации.
Индикаторы эффективности профилактической деятельности
Первая группа индикаторов связана с оценкой процесса реализации профилактической деятельности и подразумевает характеристику сформированности и действенности единого профилактического пространства:
- существование продуктивных и действенных форм контроля реализации профилактической деятельности в образовательной среде;
- скоординированность действий всех субъектов профилактики употребления ПАВ (модель взаимодействия, реализация совместных профилактических программ и иное);
- численность образовательных организаций, реализующих первичную профилактику на постоянной основе;
- наличие эффективных профилактических программ, включающих психолого-педагогические технологии их реализации;
- кадровый состав специалистов, реализующих профилактическую деятельность;
- повышение квалификации специалистов по вопросам профилактики ПАВ.
Вторая группа индикаторов связана с оценкой результатов профилактической деятельности и подразумевает характеристику качественных изменений в модели поведения обучающихся:
- частоту случаев употребления ПАВ и фактов социально-психологических последствий злоупотребления ПАВ и степени их тяжести;
- вовлеченность обучающихся в содержательные формы досуга и иные виды просоциальной активности, направленные на формирование у обучающихся образовательных организаций системы ценностей и убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивого неприятия незаконного потребления наркотиков, формирование культуры безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- вовлеченность обучающихся в мероприятия раннего выявления незаконного наркопотребления и численность обучающихся, отнесенных по результатам социально-психологического тестирования к группе риска.
Заключение
Система образования является активным участником деятельности по профилактике употребления ПАВ в Российской Федерации. Профессиональный и организационный ресурсы этой системы и сфера ее социального влияния позволяют в рамках образовательной среды осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры детей и молодежи, а следовательно, вносить существенный вклад в формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Настоящая Концепция разработана как базовый компонент общегосударственной системы предупреждения употребления ПАВ в образовательной среде. Она утверждает приоритет первичной профилактики с конечной целью полного исключения психоактивных веществ из образа жизни детей и молодежи через развитие культуры и ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Эта цель реализуется посредством развития инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на снижение уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций.
Первичная профилактика в образовательной среде - это комплексная и системная организация учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая снижение употребления ПАВ обучающимися через расширение социальных навыков и компетенций, формирование личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным социальным воздействиям.
Включение в превентивную деятельность педагогических работников образовательных организаций обусловливает необходимость систематического повышения ими своей квалификации на основе использования современных информационных, интерактивных и проектных подходов в профилактической деятельности.
Оценка эффективности профилактической деятельности является существенной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальный вклад в решение государственной задачи по превенции вовлечения обучающихся в употребление и распространение ПАВ и формирование приоритета безопасного и здорового образа жизни.
______________________________
* Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733.
** Пункт 15 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 24 июня 2021 г. N АЗ-16/07 "О направлении Концепции"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", август 2021 г., N 15, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2021 г., N 34, ноябрь 2021 г., N 35