Заслушав и обсудив выступления по теме круглого стола, состоявшегося 26 февраля 2021 года в Центральном музее Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. в смешанном режиме (очный и видео-конференц-связи), его участники - депутаты Государственной Думы, представители органов управления образованием, ученые, педагоги, представители общеобразовательных и общественных организаций отмечают, что на заседании были рассмотрены следующие актуальные вопросы:
1. Развитие социокультурного пространства школы, ее социокультурных возможностей и специфики территориальной среды при реализации рабочих программ воспитания.
2. Создание условий для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи.
3. Школьный музей как ресурс развития духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического воспитания обучающихся, нацеленных на решение задачи гармоничного развития, успешной адаптации и социализации обучающихся, включая формирование ответственного отношения к окружающему миру.
4. Применение современных медиатехнологий при реализации комплексных сквозных проектов, реализующихся в рамках музейного образования, формирующих целостную систему воспитывающей деятельности.
5. Использование потенциала музейной педагогики для развития практических навыков, необходимых для включения детей и молодежи в общественно полезную деятельность (коммуникация, кооперация, креативность, информационная грамотность и т.д.), а также мероприятий по противодействию распространению деструктивной идеологии, в том числе в цифровой среде.
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена необходимостью выработки конкретных мер по повышению эффективности воспитательной работы в общеобразовательных организациях, развитию новых форм воспитания, ориентированных на использование методологии проектной деятельности. Реализация данных мер позволит школьным музеям стать мощным ресурсом духовно-нравственного развития детей и молодежи, гражданско-патриотического и эстетического воспитания обучающихся, нацеленным на решение задач гармоничного развития личности обучающихся, их успешной адаптации и социализации, включая формирование ответственного отношения к окружающему миру.
По итогам обсуждения актуальных вопросов использования школьных музеев как ресурса духовно-нравственного развития обучающихся, их гражданско-патриотического и эстетического воспитания, нацеленного на решение задачи гармоничного развития, успешной адаптации и социализации обучающихся, участники круглого стола предлагают следующие меры, направленные на решение существующих проблем:
1. Министерству просвещения Российской Федерации:
1.1. Организовать оказание методической поддержки и помощи музеям общеобразовательных организаций, в том числе музеев общеобразовательных организаций со специальными наименованиями, с целью усиления использования их потенциала в обучении и воспитании учащихся.
1.2. Разработать и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации, включающие в себя: алгоритмы организации школьных музеев и их деятельности; вариативные модели развития школьных музеев; методы включения обучающихся и их родителей в работу школьных музеев; механизмы формирования пространства самоопределения детей в ходе реализации рабочих программ воспитания с привлечением ресурсов школьных музеев и т.д.
1.3. Организовать обобщение и распространение лучших практик работы школьных музеев.
2. Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
2.1. Проработать вопрос о возможности введения в штатные расписания общеобразовательных организаций должности педагогического работника "Руководитель школьного музея".
2.2. Разработать, апробировать, вынести на общественное обсуждение изменения в профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" в части внесения в него обобщенной трудовой функции "Руководитель школьного музея".
3. Руководителям органов управления образования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
3.1. Дополнить программы повышения квалификации пo направлению "Воспитание обучающихся" разделами (модулями), отражающими лучшие практики работы школьных музеев, алгоритмы организации школьного музея, вариативные модели развития школьных музеев, методы включения обучающихся и их родителей в работу школьных музеев и т.д.
3.2. Обеспечить информационно-методическую поддержку образовательной деятельности посредством создания тематических интернет-ресурсов, методических порталов по проблемам деятельности школьных музеев с применением современных медиатехнологий при реализации комплексных сквозных проектов, реализующихся в рамках музейного образования.
4. Руководителям образовательных организаций:
использовать ресурсы школьных музеев при реализации рабочих программ воспитания.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации круглого стола Комитета Государственной Думы по образованию и науке по теме "Школьный музей в современном образовательном пространстве" (утв. протоколом Комитета по образованию и науке от 25 мая 2021 г. N 128-3)
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Вестник образования России", август 2021 г., N 16