г.Калуга |
|
8 апреля 2015 г. |
Дело N А23-1074/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2015.
Полный текст постановления изготовлен 08.04.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛИЩЕ" (ОГРН 1114004000846, ИНН 4004015929, ул.Рабочая, д.19, г.Кондрово, Калужская область, 249832) - Жадькова В.Г. (генеральный директор, протокол от 27.07.2011 N 1), Чернова Е.В. (дов. от 25.08.2014),
от Государственной жилищной инспекции Калужской области (ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312, ул.Болдина, д.67, корп.3, подъезд 4, г.Калуга, 248002) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛИЩЕ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.11.2014 (судья Храпченков Ю.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу N А23-1074/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛИЩЕ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - жилищная инспекция) от 12.02.2014 N 192.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЖИЛИЩЕ" просит отменить решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что они приняты с нарушением и неправильным применением норм материального права, без полного и объективного рассмотрения дела. При этом кассатор указывает, что судами не принято во внимание, что общество не является управляющей компанией, жильцы дома N 8 выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, неверно применены положения недействующего СНиП 3.05.01-85; оспариваемое предписание является неисполнимым, так как из него не следует каким образом общество должно устранить нарушения. Кроме того, общество указывает на незаконность оспоренного предписания, поскольку оно принято в отсутствие административного регламента исполнения государственной функции ГЖИ Калужской области.
Жилищная инспекция представила в суд кассационной инстанции заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии ее представителя.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения представителей ООО "ЖИЛИЩЕ", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданки Лебедевой М. от 21.01.2014 в соответствии с приказом от 07.02.2014 N 441 в период с 10.02.2014 по 17.02.2014 жилищной инспекцией проведена проверка обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что содержание и ремонт дома N 8 по ул.Южная в г.Кондрово Калужская область в соответствии с договором управления от 25.07.2012 N 68 осуществляет ООО "ЖИЛИЩЕ"; обществом не представлены акты гидравлического испытания системы отопления дома; наблюдается неравномерный прогрев отопительных приборов (радиаторов системы отопления): в квартире N 6 на кухне и в двух комнатах; в квартире N 14 в двух комнатах и на кухне; в квартире N 15 в трех комнатах и на кухне; в квартире N 4, что является нарушением пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и подпункта 4 пункта 18 минимального перечня услуг и работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - минимальный перечень); на трубопроводе центрального отопления (на вводе в дом) отсутствует контрольно-измерительный прибор (термометр), что является нарушением пункта 5.2.24 Правил N 170 и подпунктов 1, 2, 3 пункта 18 минимального перечня.
Указанные нарушения, в том числе, отражены в акте проверки от 10.02.2014 N 433.
Кроме того, согласно акту эксплуатационного состояния объекта от 10.02.2014 N 245, являющемуся приложением к акту проверки N 433, установлено, что при температуре наружного воздуха + 0,50С температура теплоносителя на выходе из котельной составила + 560С, температура на вводе в дом составила + 450С, на обратке + 380С (замеры на воде в дом проведены пирометром по поверхности трубы в следствии отсутствия врезки для замера теплоносителя на вводе в дом). ООО "ЖИЛИЩЕ" не представлен акт промывки и опрессовки системы отопления данного дома.
По результатам проверки жилищной инспекцией обществу выдано предписание от 12.02.2014 N 192, которым в срок до 28.02.2014 предписано устранить нарушение (неравномерный прогрев отопительных приборов) в соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N170 и пункта 18 минимального перечня, в срок до 05.05.2014 устранить нарушение в соответствии с пунктом 5.2.24 Правил N170 и п.18 Минимального перечня (отсутствует на трубопроводе центрального отопления на вводе в дом контрольно-измерительный прибор). Контрольный срок исполнения предписания - 05.05.2014.
В связи с обращением ООО "Жилище" жилищной инспекцией исполнение предписания продлено до 15.10.2014, о чем письмом от 17.03.2014 N Л-159-14 уведомлено общество.
Не согласившись с выданным предписанием, ООО "ЖИЛИЩЕ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались положениями пункта 1 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.2.1, 5.2.24 Правил N 170, пунктами 10 и 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и пришли к выводу о законности оспариваемого предписания жилищной инспекции, поскольку общество является исполнителем коммунальных услуг и не выполняет возложенные на него обязанности надлежащим образом.
В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Из пункта 11 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, что следует из пункта 42 Правил N 491.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности, в том числе, системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (пункт 5.1.3 Правил N 170).
Из материалов дела следует, что ООО "ЖИЛИЩЕ" заключило с собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Кондрово, ул. Южная, дом N 8, договор на содержание и ремонт многоквартирного дома от 25.07.2012 N 68, согласно пункту 1.1 которого приняло на себя обязательства по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечения прав собственников по владению, пользованию и в установленных законодательством Российской Федерации пределах распоряжению общим имуществом.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил N 307).
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункты 9, 49 Правил N 307).
Таким образом, приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию объекта жилищного фонда - дома N 8 по ул.Южная, г.Кондрово, общество приняло на себя и риск ответственности за неисполнение своих обязанностей.
Пунктом 6 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Пунктом 5.3.2 Правил N 170 закреплено, что инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Согласно пункту 5.2.12. Правил N 170 персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления.
В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся, в числе прочих, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
В силу пункта 5.2.24 Правил N 170 на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Суды верно указали, что ООО "ЖИЛИЩЕ", являясь управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг, отвечает перед потребителями за надлежащее исполнение оказываемых услуг, включая соблюдение условий о качестве передаваемых ресурсов.
Данный вывод согласуется с выводом, изложенным в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие контрольные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Материалами дело подтверждено, обществом не опровергнуто, что жилищной инспекцией выявлен неравномерный прогрев приборов отопления в помещениях квартир N N 4, 6, 14, 15 многоквартирного дома N 8 по ул. Южная в г. Кондрово, что является нарушением Правил N 170, а, следовательно, предписание от 12.02.2014 N192, обязывающее общество "Жилище" устранить указанное нарушение является законным и обоснованным.
Оспариваемое предписание не изменяет характера и не увеличивает размер обязательств управляющей организации, возложенных на нее законодательством и добровольно принятых по договору управления.
Довод заявителя о том, что надлежащим субъектом, на которого возлагается обязанность по поддержанию температуры воды в системе централизованного горячего водоснабжения, является ресурсоснабжающая организация, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку исполнитель коммунальных услуг отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Подлежат отклонению и доводы кассатора о неверном применении судами положений недействующего СНиП 3.05.01-85 (пункт 4.10), поскольку в судебных акты суды лишь указали, что равномерность прогрева тепловых приборов допускалось определять без использования специальных приборов ( на ощупь).
Данное указание не свидетельствует о неправильном применении в рассматриваемом споре Правил N 170 и неверном установлении обстоятельств установленного в ходе проверки нарушения обществом оказания услуг жильцам (собственникам) жилых помещений в многоквартирном дом N 8 по ул.Южная.
Доводы о неясности и неисполнимости предписания жилищной инспекции судом округа отклоняются.
Действительно, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В рассматриваемом случае, учитывая пояснения представителей общества, пункт второй предписания обществом исполнен, установлен контрольно-измерительный прибор.
В части исполнения пункта первого общество ссылается, в том числе, на невозможность самостоятельно исправить неравномерный прогрев отопительных приборов без действий ресурсоснабжающей организации.
Но действия общества не свидетельствует, что выданное предписание не ясно, не исполнимо.
Также подлежит отклонению довод общества о незаконности предписания жилищной инспекции ввиду отсутствия у ГЖИ по Калужской области административного регламента исполнения государственной функции, поскольку отсутствие утвержденного регламента исполнения государственных функций не является препятствием для осуществления таких функций, так как наличие соответствующего регламента призвано лишь оптимизировать (повысить качество) исполнения государственных функций.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Калужской области, утвержденным постановление Правительства Калужской области от 12.04.2004 N 104, инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, для чего организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Учитывая изложенное, суд округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 18.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А23-1074/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.