г.Калуга |
|
15 апреля 2015 г. |
Дело N А23-3724/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2015.
Полный текст постановления изготовлен 15.04.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Гравит" (ОГРН 1104027002782, ИНН 4027100627, ул.Никитина, д.69, г.Калуга, 248000) - Ларионова Д.А. (дов. от 19.01.2015 N 3),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800, ул. Вилонова, 5, г.Калуга, 248000) - Корунова В.В. (дов. от 23.12.2014 N 58-09-ЛД),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2014 (судья Носова М.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Федин К.А., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу N А23-3724/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гравит" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Калужской области) об устранении нарушения земельного законодательства от 08.04.2014 по делу N 80/32/2014.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Калужской области просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт, считая судебные акты незаконными и необоснованными, так как, по мнению заявителя, в основу решений судебных органов положено только то, что предписание не содержит указание на конкретные действия, которые надлежит исполнить обществу.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Гравит" просит оставить решение и постановление суда без изменения, а кассационную жалобу Управления без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.04.2014 на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области от 11.03.2014 N 128 в отношении ООО "Гравит" проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000175:27, площадью 29936 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: г.Калуга, ГП "Совхоз им. К.Э. Циолковского", который используется обществом на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.02.2007 N 22/07, соглашения от 28.05.2007 N 20, соглашения от 25.09.2007 N 3, дополнительного соглашения к договору аренды от 24.10.2008, соглашения от 09.12.2008, соглашения от 01.09.2010.
Проверкой установлено, что размер фактически используемого обществом земельного участка увеличен на 2172 кв.м и составляет около 32108 кв.м. Таким образом, имеет место самовольное занятие земельного участка площадью около 2172 кв.м. По итогам проверки составлен акт от 08.04.2014 N 3, фототаблица, схематический чертеж, обмер границ земельного участка от 08.04.2014.
В связи с выявленными нарушениями 08.04.2014 Управлением Росреестра по Калужской области обществу выдано предписание, в котором указано, что в результате проведенных измерений границ земельного участка по фактическому использованию выявлено несоответствие данным правоустанавливающих документов. Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером 40:25:000175:27 составила около 32108 кв.м. Увеличение площади земельного участка произошло ориентировочно на 2172 кв.м. Земельный участок площадью около 2172 кв.м. используется обществом самовольно, что является нарушением ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписанием от 08.04.2014 на ООО "Гравит" возложена обязанность устранить допущенное нарушение в срок до 08 октября 2014 года.
Не согласившись с предписанием ООО "Гравит", обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее - Положение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Исходя из п. 12 Положения мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 года N 318 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент).
Согласно п. 3.43 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований должностные лица Росреестра (территориального органа), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении нарушений земельного законодательства, административная ответственность за которые не предусмотрена, с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 3.44 Административного регламента в предписании об устранении нарушений земельного законодательства указываются наименование органа, вынесшего предписание (Росреестр, его территориальный орган); место составления; дата вынесения (составления) предписания; наименование и место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого вынесено предписание; ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; содержание нарушений и меры по их устранению; ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, требования и условия которых нарушены; сроки устранения нарушений; фамилия, имя, отчество, должность должностного лица Росреестра (его территориального органа), подписавшего предписание.
Срок выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, устанавливается исходя из обстоятельств выявленного нарушения и разумного срока для его устранения.
Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства, в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на общество может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Оценив оспариваемое предписание, арбитражный суд установил, что данный ненормативный правовой акт не имеет ссылки на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания, не содержит указаний, какие конкретно действия надлежит исполнить обществу для устранения нарушения земельного законодательства, отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, требования и условия которых нарушены
Принимая во внимание вышеизложенные правовые нормы, суд первой и апелляционной инстанции пришел к правильному заключению о том, что предписание Управления Росреестра по Калужской области от 08.04.2014 по делу N 80/32/2014 не соответствует требованиям законодательства ввиду несоответствия своей формы и содержания, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания этого предписания законным и удовлетворили заявленные ООО "Гравит" требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А23-3724/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.