г.Калуга |
|
24 апреля 2015 г. |
ДелоN А83-1058/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии:
от службы государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН 1149102049678, ул.Крейзера, д.6, г.Симферополь, Республика Крым, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ФИРМА "ТЭС" (ул.Героев Аджимушкая, д.5, кв.11, г.Симферополь, Республика Крым, 295011) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного строительного надзора Республики Крым на определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 (судьи Привалова А.В., Полынкина Н.А., Омельченко В.А.) по делу N А83-1058/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "ТЭС" (далее по тексту - Общество, ООО "Фирма "ТЭС") обратилось в Окружной административный суд Республики Крым с заявлением к Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым (далее - Инспекция) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на выполнение строительных работ, о возложении обязанности совершить действия по выдаче разрешения на выполнение строительных работ на объекте "Строительство многофункционального комплекса по адресу: г.Симферополь, ул.Фрунзе, 41-а" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Окружного административного суда Республики Крым от 27.11.2014 заявленные требования ООО "Фирма "ТЭС" удовлетворены частично. Суд обязал Архитектурно-строительную инспекцию Республики Крым повторно рассмотреть вопрос и выдать ООО "Фирма "ТЭС" разрешение на выполнение строительных работ на объекте "Строительство многофункционального комплекса по адресу: г.Симферополь, ул.Фрунзе, 41-а" на основании документов поданных с заявлением от 04.09.2014 N 296/09.
Решение от 27.11.2014 обжаловано в апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что податель апелляционной жалобы - Инспекция - ликвидирована на основании Указа Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым".
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 произведена замена ответчика - Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым на Службу государственного строительного надзора Республики Крым (далее по тексту - Служба госстройнадзора) в порядке процессуального правоприемства.
Не согласившись с принятым определением, Служба госстройнадзора обратилась с кассационной жалобой, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, полномочия Инспекции по вопросу выдачи разрешения на выполнение строительных работ не перешли к вновь созданному органу исполнительной власти, в том числе, поскольку ликвидация Инспекции не завершена.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Фирма "ТЭС" просит оставить определение суда апелляционной инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указывает, что заявленное Инспекцией ходатайство о возвращении кассационной жалобы от 05.03.2015 может быть удовлетворено, поскольку таким образом Инспекция признает законность обжалуемого определения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Поскольку в Арбитражный суд Центрального округа заявление о возврате кассационной жалобы поступило 26.03.2015 года, после принятия ее к производству определением кассационного суда от 20.03.2015, тот факт, что аналогичное заявление поступило куда-либо, в том числе в апелляционную инстанцию, значения не имеет. Заявлений об отказе от жалобы в порядке статьи 282 АПК РФ со стороны ее заявителя, несмотря на соответствующее разъяснение суда письмом от 27.03.2015 г., не поступало, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению судом.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым действовала на основании Временного положения об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного совета Республики Крым от 26.03.2014 N 1849-6/14, которое действует до окончания переходного периода - до 01.01.2015, установленного статьей 6 Договора от 18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новых субъектов (пункт 3 постановления N 1849-6/14).
Согласно Временному положению к основным задачам Архитектурно- строительной инспекции Республики Крым относилось осуществление архитектурно - строительного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ, принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, выполнение разрешительных и регистрационных функций в строительстве, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры.
На основании Указа Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У Архитектурно-строительная Инспекция Республики Крым ликвидирована в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образован исполнительный орган государственной власти Республики Крым - Служба государственного строительного надзора Республики Крым, уполномоченный на осуществление, в пределах своей компетенции, на территории Республики Крым государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Приказом Инспекции от 08.07.2014 N 21-А создана ликвидационная комиссия; запись о регистрации вновь созданного органа внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 01.10.2014 и с 01.01.2015 Инспекция утратила свои полномочия.
В силу пункта 2.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015 N 12, выдача разрешений на строительство отнесена к компетенции Службы госстройнадзора.
Поскольку полномочия по выдаче разрешений на выполнение строительных работ перешли к вновь созданному органу исполнительной власти, суд правомерно произвел замену выбывшей стороны - Инспекции - на его функционального правопреемника.
Функциональное правопреемство в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
В соответствии с положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
При таких обстоятельствах суд правомерно произвел замену ответчика - Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым на ее правопреемника - Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из публично-правового характера спорных правоотношений, учитывая то, что в публичных правоотношениях государственный орган участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными полномочиями, а по своему статусу Инспекция и являлась органом, осуществляющим государственные (публичные) функции.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289, ст.290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу N А83-1058/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.