28 апреля 2015 г. |
Дело N А54-6755/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Чаусовой Е.Н |
от ООО "НьюИнвестРиэлти" 115054, г.Москва, ул.Дубининская, д.33 ОГРН 1077759683022 |
Акимкиной Е.А. - ген.директор, решение от 18.02.15г. N 1/2015 Дорожко С.И. - представитель, дов. от 20.04.15г. б/н |
от МИФНС России N 6 по Рязанской области 390011, г.Рязань, Куйбышевское шоссе, д.21 ОГРН 1046213016420
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала 390006, г.Рязань, ул.Крупской, д.17
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области 390000, г.Рязань, ул.Право-Лыбедьская, д.35 |
Мочалина А.В. - представитель, дов. от 20.04.15г. бN 03-07/329 Баранова В.А. - представитель, дов. от 12.03.15г. N 03-07/0119
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НьюИнвестРиэлти" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.10.14г. (судья И.А.Стрельникова) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.14г. (судьи В.Н.Стаханова, Н.В.Еремичева, Н.В.Заикина) по делу N А54-6755/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НьюИнвест-Риелти" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения МИФНС России N 6 по Рязанской области (далее - налоговый орган) от 04.06.12г. N 8121.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.13г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.10.14г. заявление удовлетворено частично: оспариваемое решение признано недействительным в части суммы штрафа в размере 1823276 руб.; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.14г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей Общества, поддержавших доводы жалобы, представителей налогового органа, поддержавшего доводы отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговой декларации Общества по земельному налогу на 2011 год (акт 10.04.12г. N 7749). Основанием для его принятия явился вывод налогового органа о неправомерном исчислении Обществом налога с прежней кадастровой стоимости земельного участка, поскольку с 01.01.11г. кадастровая стоимость земельного участка была увеличена на основании Постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.10г. N 241.
Решением УФНС России по Тамбовской области от 06.02.14г. N 05-10/5 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции признал оспариваемый ненормативный соответствующим закону, согласившись в доводами налогового органа о том, что по состоянию на 01.01.11г. кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка составляла 876372070 руб., а не 2122240 руб., как учитывало Общество при исчислении налога.
Суд апелляционной инстанции данный вывод поддержал.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что в силу п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Суды посчитали, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 876372070 руб. была установлена Постановлением Правительства Рязанской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области" от 06.10.10г. N 241, которое вступило в законную силу с 01.01.11г. и было официально опубликовано в издании "Рязанские ведомости" от 16.10.10г. N 197 (далее - Постановление N 241).
Однако, судами не учтено следующее.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Постановлением N 241 были утверждены именно результаты государственной оценки земель, но не кадастровая стоимость конкретных земельных участков, в том числе принадлежащего Обществу.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.07г. N 221-ФЗ (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Судами правильно указано, что в силу ч.5 ст.4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся, среди прочих, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, что предусмотрено п.11 ч.2 ст.7 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно ч.1 ст.23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98г. N 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Также п.2 ч.3 ст.17 Закона N 221-ФЗ определено, что датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости новых сведений о соответствующем объекте недвижимости.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что кадастровая стоимость конкретного земельного участка, являющаяся в силу п.1 ст.391 НК РФ налоговой базой для исчисления налога по данному участку, будет считаться установленной с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Несмотря на то обстоятельство, что орган кадастрового учета был привлечен судом к участию в деле, данный вопрос - момент внесения сведений о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости - судами не исследовался.
Между тем, Общество представило в материалы дела доказательства о том, что сведения об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены органом кадастрового учета позднее даты, на которую должна определяться налоговая база по земельному налогу (т.1 л.д.21, т.3 л.д.14,15).
В нарушение требований п.2 ч.4 ст.170 АПК РФ и п.12 ч.2 ст.271 АПК РФ суды в мотивировочных частях принятых ими судебных актов не указали мотивы, по которым они отклонили данные доказательства.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что выводы судов о доказанности налоговым органом соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а указанное нарушение норм процессуального права могло привести к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду надлежит выяснить, когда сведения об увеличившейся кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, с учетом этого - принять решение по существу спора.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 6 октября 2014 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 года по делу N А548-6755/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.