г. Калуга |
|
08 мая 2015 г. |
Дело N А54-274/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 29.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме: 08.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Нарусова М.М. |
|
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Солодовой Л.В. Егоровой С.Г.
Лесковой А.О. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от истца: Индивидуальный предприниматель Астапенко Марина Викторовна от ответчиков: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области
от третьих лиц: Правительство Рязанской области
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ГеоГИС"
Муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Сазонова О.В. - представитель (дов. от 18.07.2014, до 17.07.2015) |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 по делу N А54-274/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Астапенко Марина Викторовна (ОГРНИП 307623433100070) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ОГРН 1046209031384), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 в размере 1 036 439 руб. и возложении на кадастровую палату обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 1 036 439 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ГеоГИС", муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани и министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.10.2014 (судья Калинина В.А.) оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов, министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своего представителя в суд округа не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке, установленном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0010001:553, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.09.2013.
Постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013.
Для спорного земельного участка кадастровая стоимость установлена в размере 7 565 228 руб. 94 коп.
Ссылаясь на то, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец, представив отчет независимого оценщика по состоянию на 01.01.2013 обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Из положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 следует, что Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы Ш.1 вышеназванного закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость.
Таким образом, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Следовательно, судебные инстанции верно установили кадастровую оценку спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013, результаты которой утверждены постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-П.
Оценивая в соответствии с положениями ст. 86 АПК РФ результаты проведенной ООО "Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" экспертизы от 26.05.2014 N 157/2014, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что экспертное заключение не содержит противоречий в выводах эксперта и соответствует нормам действующего законодательства.
Доводов о незаконности применения экспертом определенной методики исследования не заявлено.
С учетом изложенного, судебные инстанции, пришли к правомерному выводу о принятии данного заключения в качестве доказательства по делу и установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 1 036 439 руб.
Руководствуясь положениями ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п.5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р суды верно указали, что полномочиями органа кадастрового учета наделены филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации.
В связи с чем, кадастровая палата является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя, подлежат отклонению, так как были известны суду апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с учетом представленных и оцененных в совокупности доказательств по делу.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 по делу N А54-274/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.