город Калуга |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А09-10116/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании:
от истца ООО "Ритком"
от ответчика Военный комиссариат Брянской области
от третьего лица Лемешко В.И. |
не явился, извещен
не явился, извещен
не явился, извещен |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Брянской области на определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А09-10116/2014,
УСТАНОВИЛ:
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 апелляционная жалоба Военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.01.2015 была оставлена без движения до 18.03.2015, в связи с нарушением заявителем требований, установленных статьей 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, к кассационной жалобе не были приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Заявителю жалобы было предложено исправить допущенные нарушения и представить в Двадцатый арбитражный апелляционный суд соответствующие доказательства.
В указанный срок заявителем требования суда исполнены не были, в связи с чем апелляционная жалоба была возвращена заявителю на основании пункта 5 частью 1 статьи 264 АПК РФ.
Не согласившись с определением суда апелляционной инстанции, Военный комиссариат Брянской области обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что Военный комиссариат Брянской области в силу положений пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, так как ответчик по настоящему иску выступает субъектом публичных правоотношений.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции для рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Обжалуемое определение нельзя признать правомерным в связи со следующим.
Согласно ст. 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 1.1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
В силу п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Частью 1 статьи 78 Конституции РФ установлено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Согласно п. 5 названного Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Как установлено в п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 Положения о военных комиссариатах военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения.
Как указано в выписке из ЕГРЮЛ от 02.09.2014 (т. 1, л.д. 32), Военный комиссариат Брянской области является федеральным казенным бюджетным учреждением.
Однако организационно-правовая форма ответчика не влияет на статус данной организации, как территориального органа федерального органа исполнительной власти и не лишает его права на установленную законом льготу при обращении в арбитражные суды.
Кроме того, предметом настоящего спора является взыскание с Военного комиссариата Брянской области задолженности по оплате выполненных работ по договору на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего или приравненного к ним лица и увековечиванию его памяти, то есть спор касается публичных отношений - обеспечения реализации гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих.
Таким образом, требование Двадцатого арбитражного апелляционного суда об уплате ответчиком государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, выраженное в определении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 об оставлении кассационной жалобы без движения, противоречит положениям пп.1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, возврат апелляционной жалобы заявителю в связи с невыполнением в установленный срок вышеназванного требования нельзя признать основанным на верном применении норм права.
С учетом изложенного, принимая во внимание нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, которое повлекло принятие неправомерного судебного акта, определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции для рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А09-10116/2014 отменить, дело направить в Двадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.