г. Калуга |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А08-8304/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2015.
Полный текст постановления изготовлен 26.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Радюгиной Е.А. Степиной Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи при участии в заседании: |
|
Кузиной И.А. |
от открытого акционерного общества "Валуйкисахар" (пер. Степной, д. 34, г. Валуйки, Белгородская область, 309994, ИНН 3126000974, ОГРН 1023102153513) |
|
- Должикова А.В. - представитель (доверенность б/н от 01.11.2013, сроком на три года); |
от администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области (пл. Красная, д. 1, г. Валуйки, Белгородская область, 309996, ИНН 3126004834, ОГРН 1023102161147)
от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области (пл. Соборная, д. 4, г. Белгород, 308005) |
|
- Русскина А.В. - представитель (доверенность N 12-02/333 от 25.02.2015);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.10.2014 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-8304/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Валуйкисахар" (далее - ОАО "Валуйкисахар", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального района "город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области (далее - Администрация), выразившегося в непринятии мер к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 31:26:20 01 006:0060 площадью 939 001 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, Валуйский район, 0,9 км южнее г. Валуйки, и о понуждении Администрации заключить с Обществом договор купли-продажи указанного земельного участка по цене 2,5% его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области.
Решением арбитражного суда от 28.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2013 указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
При новом рассмотрении дела решением арбитражного суда от 10.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Администрация просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального района "город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области от 19.09.2003 N 1582 ОАО "Валуйкисахар" из земель промышленности предоставлен в аренду земельный участок площадью 939 001 кв. м, расположенный по адресу: Валуйский район, 0,9 км южнее г. Валуйки, для эксплуатации существующих сооружений.
Указанный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 31:26:20 01 006:0060.
На основании вышеназванного постановления органа местного самоуправления 19.09.2003 между Администрацией и Обществом заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 31:26:20 01 006:0060 сроком действия с 19.09.2003 по 19.09.2013.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРП 01.12.2004 внесена соответствующая запись.
04.06.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 593) о приобретении в собственность земельных участков, занятых объектами недвижимости, в том числе и спорного земельного участка, по льготной цене, установленной законодательством.
Письмом от 28.06.2012 органом местного самоуправления было предложено заявителю расторгнуть ранее заключенный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 31:26:20 01 006:0060 в целях предоставления этого участка Обществу в собственность.
Соглашением сторон от 15.09.2012 договор аренды от 19.02.2003 был расторгнут.
В связи с непринятием решения о предоставлении ОАО "Валуйкисахар" испрашиваемого земельного участка в собственность и после совершения вышеназванных действий, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшему в спорный период, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке находятся как объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу, - железобетонный отстойник объемом 550 куб. м и двухсекционная горизонтальная песколовушка, входящие в комплекс очистных сооружений сахарного завода, так и поля фильтрации, которые представляют собой очистные сооружения, разделенные на девяносто пять накопительных карт, оборудованных по периметру грунтово-песчаной обваловкой, предотвращающей разливы стоков при достижении предельно верхнего уровня в картах, железобетонные лотки для подачи и распределения стоков и задвижки к каждой карте.
В ходе судебного разбирательства по делу арбитражным судом была назначена и проведена землеустроительная экспертиза.
Согласно выводов эксперта Федерального бюджетного учреждения Воронежского регионального центра судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации, изложенных в заключении от 08.08.2014 N 3815/6-2, вышеуказанные сооружения располагаются в северо-западном углу земельного участка на площади порядка 120 кв. м и являются частью общего сооружения малых полей фильтрации, состоящих из: сооружения объемом 550 куб. м - двухъярусный железобетонный отстойник хозстоков; сооружения общей площадью 15,8 кв. метра - двухсекционная горизонтальная песколовушка; железобетонных лотков для распределения хозяйственных стоков; полиэтиленовых напорных трубопроводов диаметром 225 мм с металлическими задвижками, а также полей фильтрации, состоящих из 11 карт (отстойных площадок). По заключению эксперта сооружения пригодны для использования в соответствии с их технологическим предназначением. Вспомогательные сооружения в виде отстойников, ж/б лотков, трубопроводов, задвижек и т.д., расположенные на спорном земельном участке, также входят в состав очистных сооружений (полей фильтрации) сахарного завода. Исследуемые очистные сооружения располагаются на всей территории участка и являются единым комплексом в процессе фильтрации хозяйственных стоков, вследствие чего раздел земельного участка не представляется возможным, так как это приведет к невозможности (частичной невозможности) использования данных сооружений.
Указанному заключению эксперта судом дана оценка и оно признано допустимым доказательством по делу.
О проведении повторной, комплексной экспертиз Администрацией не заявлено и доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1.1 статьи 36 ЗК РФ).
Законом Белгородской области N 303 от 12.10.2009 (ред. от 11.03.2012) "Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" была установлена выкупная стоимость земельных участков под объектами недвижимости в размере 2,5% их кадастровой стоимости (данная норма действовала до 01.07.2012).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по регулируемым ценам.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, если в отношении таких участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ОАО "Валуйкисахар" относится к указанной категории лиц.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о наличии у заявителя права на приобретение в собственность земельного участка под объектами недвижимости по льготной цене.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.10.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А08-8304/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.