г. Калуга |
|
3 июня 2015 г. |
Дело N А09-323/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Ковалишина С.Н. (дов. N 25/16-5811 от 12.09.2014), Кучер Е.А. (дов. от 14.01.2015); |
от ответчика |
Лариной Н.С. (дов. N 11 от 04.02.2015); Сваткова К.В., генерального директора (приказ N 1 от 19.10.2012), |
от третьего лица |
представитель не явился, извещен надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской Администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу N А09-323/2014,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к ООО "Айти Энергофинанс Брянск" (далее - общество) об обязании привести уровень освещенности на всех объектах муниципального контракта на энергосервис от 20.11.2012 N 0127300013112001105 к нормативным значениям в соответствии с ГОСТ 54944-12, СП 52.13330.2011, ГОСТ Р52398-05 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Брянская городская администрация.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2014 (судья Лемешко Г.Е.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 (судьи Волкова Ю.А., Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н.), в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком условий муниципального контракта, утверждая, что освещенность дорог на участках выполнения ответчиком работ не соответствует требованиям нормативных актов; указанный недостаток, по мнению заявителя, является скрытым и не мог быть обнаружен при обычном способе приемки.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 АПК РФ обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеследующим.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между Комитетом (муниципальный заказчик) и обществом (исполнитель) заключен муниципальный контракт на энергосервис от 20.11.2012 N 0127300013112001105, по условиям пункта 2.1 которого исполнитель осуществляет оказание услуги энергосервиса на объекте (система уличного освещения муниципального образования "город Брянск") заказчика, в том числе внедряет энергосберегающие мероприятия, а заказчик оплачивает услуги исполнителю за счет средств, полученных от экономии в результате реализации энергосберегающих мероприятий. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности сформирован на основании предложения в заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт. Перечень мероприятий по энергосервису представлен в приложении N 1 к настоящему контракту.
Согласно приложению N 1 к указанному муниципальному контракту (перечень мероприятий по энергосервису) стороны согласовали внедрение автоматической системы управления режимом работы уличного освещения, замену светильников ЖКУ И РКУ на энергоэффективные, указали перечень оборудования, количество и объем работ, а также сроки выполнения мероприятий.
В пункте 2.4 муниципального контракта стороны установили, что показатель экономии электрической энергии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения настоящего контракта, должен составлять 43 941 483 кВт/ч.
Условия настоящего контракта по показателям экономии электроэнергии считаются выполненными, если показатели экономии электроэнергии равны или превышают значения показателей, установленных в приложении N 5 к настоящему контракту (пункт 2.5 контракта).
В силу пункта 2.8 контракта при внедрении энергосберегающих мероприятий исполнитель обязан учесть режим (условия) работы объекта (приложение N 3).
Из пункта 2.9 контракта следует, что перечень объектов заказчика, на которых предполагается реализация настоящего контракта, с указанием адреса и технических характеристик представлен в приложении N 3. Заказчик гарантирует достоверность представленных сведений об объекте, в том числе о количестве и технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличие приборов учета используемого энергетического ресурса, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия.
В соответствии с пунктом 2.11 контракта все работы в рамках настоящего контракта должны выполняться в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), Государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), руководящими документами системы (РДС), техническими условиями (ТУ). Исполнитель гарантирует обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, а также обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов.
Согласно пункту 6.1 контракта исполнитель обязан выполнить работы по реализации перечня мероприятий по энергосервису в соответствии с приложением N 1 к настоящему контракту.
Как следует из пункта 6.8 контракта, представитель заказчика производит проверку объемов выполненных исполнителем работ, зафиксированных в представленном акте. В случае обнаружения несоответствий в представленных актах представитель заказчика возвращает исполнителю для устранения выявленных несоответствий. При наличии недостатков в результате выполненных работ стороны составляют акт с перечнем необходимых доработок. Исполнитель обязан своими силами и за свой счет устранить допущенные в выполненных работах недостатки в течение срока, определенного сторонами в акте, фиксирующем недостатки. Акт выполненных работ подписывается после устранения исполнителем всех выявленных при приемке недостатков.
Исполнитель в соответствии с пунктом 6.11 контракта обязуется выполнить работы, предусмотренные перечнем энергосберегающих мероприятий, с гарантируемым соответствием выполненных работ требованиям по качеству в течение 3 лет, но не менее срока действия настоящего контракта. Качество выполненных работ определяется соответствием выполненных работ перечню энергосберегающих мероприятий, техническим условиям, государственным стандартам. Гарантийный срок начинает исчисляться с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных мероприятий. Если в период указанного гарантийного срока обнаружатся недостатки результата работ, то исполнитель обязан их устранить за свой счет в течение 10 рабочих дней, если иной срок в связи с объемом и характером подлежащих устранению недостатков не определен сторонами в акте, фиксирующем недостатки. Гарантийный срок в этом случае продлевается соответственно на период, в течение которого исполнителем производились работы по устранению недостатков. Для участия в составлении акта, фиксирующего недостатки, согласование порядка и сроков их устранении, исполнитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня получения письменного уведомления представителя заказчика об обнаружении недостатков направить своего представителя. При отказе исполнителя от составления или подписания акта обнаружения недостатков для их подтверждения представитель заказчика назначает экспертизу, которая составляет акт, определяющий наличие и характер недостатков. Результат такой экспертизы является для сторон обязательным. При обнаружении вины исполнителя, затраты, связанные с экспертизой, несет исполнитель. Проведение экспертизы не исключает право сторон обратиться за разрешением спора в арбитражный суд.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего контракта стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта (пункт 8.1 контракта).
Полагая, что ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по муниципальному контракту от 20.11.2012, истец произвел обследование осветительных установок на нескольких объектах, в результате которого установил, что освещенность на обследуемых объектах не соответствует нормам.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец направил в адрес ответчика претензию от 24.12.2013 N 25/16-7571 с требованием привести уровень освещенности на всех объектах муниципального контракта от 20.11.2012 к нормативным значениям в соответствии с ГОСТ 54944-12, СП 52.13330.2011, ГОСТ Р52398-05 в течение одного месяца.
В ответ на указанную претензию ответчик в письме от 14.01.2014 сообщил истцу, что результаты измерений считает некорректными, а претензию - необоснованной.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
Квалифицируя спорные правоотношения сторон, суды признали их вытекающими из договора возмездного оказания услуг для муниципальных нужд, правовое регулирование которого предусмотрено главой 39 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшим в момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 2 статьи 56.1 Федерального закона N 94-ФЗ контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии. Размещение заказа на энергосервис осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частями 15 и 17 указанной статьи обязательством исполнителя по контракту на энергосервис является обеспечение предусмотренной контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении, при этом принимаются во внимание особенности исполнения контракта, определенные в соответствии с частью 17 настоящей статьи. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям контракта на энергосервис, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в том числе в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
В приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис" установлены требования к условиям контракта на энергосервис.
К данным требованиям относятся: наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель контракта на энергосервис с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного государственным или муниципальным заказчиком контракта на энергосервис (пункт 1); наличие положения, предусматривающего, что обязательство исполнителя по обеспечению экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным, если размер экономии, достигнутой в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии энергетического ресурса, указанного в контракте (пункт 5).
В части 1 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон об энергосбережении) указано, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
В части 2 статьи 19 Закона об энергосбережении перечислены обязательные условия энергосервисного договора (контракта).
В части 3 данной статьи указано, что энергосервисный договор (контракт) может также содержать: условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия; условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов; условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов; иные определенные соглашением сторон условия.
Суды указали, что сторонами контракта условие об уровне освещенности не согласовывалось, исполнитель не принимал на себя обязательство по контролю и приведению уровня освещенности к определенным значениям.
Судом первой инстанции сторонам предлагалось рассмотреть вопрос о проведении по настоящему делу судебной экспертизы.
Своим процессуальным правом, предусмотренным статьей 82 АПК РФ, заявить ходатайство о проведении экспертизы по вопросу соответствия осветительных установок нормам освещенности истец в суде первой инстанции не воспользовался.
Судами установлено, что во исполнение контракта ответчик оказал истцу услуги энергосервиса на объекте (система уличного освещения муниципального образования "город Брянск") заказчика, в том числе осуществлены энергосберегающие мероприятия согласно перечню мероприятий по энергосервису, указанному в приложении N 1 к контракту, произведена замена светильников ЖКУ и РКУ на энергоэффективные и установлены реле астрономического времени.
Оказанные ответчиком услуги приняты истцом, что подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи уличных светильников с лампами от 29.03.2013, актами выполненных энергосервисных мероприятий за период с марта 2013 года по июль 2013 года, подписанными представителями сторон и МКУ "УЖКХ" г. Брянска, а также актами оказания услуг энергосервиса, подписанными сторонами контракта.
При этом в п. 2.4 контракта установлен показатель экономии электрической энергии. В этом же пункте указано, что дополнительная экономия электроэнергии, составляющая произведение ее цены (тарифа) и положительной разницы между размером достигнутой в результате исполнения контракта экономии в натуральном выражении и размером экономии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в соответствии с п. 2.5 контракта, распределяется между сторонами в следующей пропорции: 1% дополнительной экономии остается в распоряжении заказчика; 99% дополнительной экономии включаются в размер платежа, подлежащего оплате исполнителю.
Стоимость услуг энергосервиса указана в актах, подписанных представителями сторон.
Как пояснили представители сторон в судебном заседании суда кассационной инстанции, суммы в этих актах указаны на основании сведений об объемах энергопотребления, полученных от ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах суды, сделав вывод об установлении ответчиком оборудования, предусмотренного контрактом, и подтверждении актами факта энергосбережения, в отсутствие доказательств ненадлежащего уровня освещенности на объектах, обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального права или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения настоящего спора и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе истца, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу N А09-323/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.