г.Калуга |
|
3 июня 2015 г. |
Дело N А35-7052/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола помощником судьи |
Стрегелевой Г.А.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - Комитета по управле-нию муниципальным имуществом г.Курска, ОГРН 1024600957853 |
не явились |
от заинтересованного лица - Управле-ния Росреестра по Курской области, г.Курск, ОГРН 1044637042614 от третьих лиц - МУП "Северный торговый комплекс города Курска", г.Курск Комитета архитектуры и градострои-тельства г.Курска, г.Курск |
не явились
Мезенцева О.В. - дов. от 24.06.2014
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 08.12.2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-7052/2014,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - Комитет по управлению имуществом) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра, Управление) в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на нежилое здание площадью 7849,1 кв. м с кадастровым номером 46:29:102157:177, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 8, изложенного в сообщении от 15.07.2014 N 01/072/2014-853, и об обязании Управления зарегистрировать право собственности муниципального образования "Город Курск" на указанное нежилое здание.
Третьими лицами без самостоятельных требований по делу выступали муниципальное унитарное предприятие "Северный торговый комплекс города Курска" (далее - предприятие) и Комитет архитектуры и градостроительства города Курска (далее - Комитет архитектуры).
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые судебные решения отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу Комитет по управлению имуществом и предприятие просят оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предприятия просил оставить судебные решения без изменения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителя предприятия, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, постановлением Администрации города Курска от 04.06.2012 N 1937 было предписано предоставить в аренду предприятию земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:102157:50, площадью 12121 кв.м, расположенный по адресу: г. Курск, ул. К.Маркса, д. 8, сроком на 5 лет для эксплуатации рынка.
13.06.2012 между Земельным комитетом города Курска (арендодатель) и предприятием (арендатор) был заключен договор аренды N 136949ю на указанный земельный участок на срок 5 лет; целевое назначение - для эксплуатации рынка.
10 декабря 2012 г. Комитет архитектуры выдал предприятию разрешение N ru 46302000-2009 на строительство здания торгового комплекса по адресу: г.Курск, ул.К.Маркса, 8, из которого следует что проектом предусматривается строительство двухэтажного здания торгового комплекса с открытой стоянкой на 86 легковых автомобилей, расположенной под зданием на отм. - 2,800, общей площадью 7452,4 кв.м (т.1, л.д.57).
В связи с окончанием строительно-монтажных и специальных работ постановлением Администрации города Курска от 31.12.2013 N 4875 было предписано выдать предприятию разрешение на ввод в эксплуатацию построенного здания торгового комплекса.
31 декабря 2013 г. Комитет архитектуры выдал предприятию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N ru 46302000-1465, в соответствии с которым к эксплуатации разрешалось построенное здание торгового комплекса по адресу: г.Курск, ул. К.Маркса, д.8, общей площадью 7849,1 кв.м. Этажность здания в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию не проставлена (т.1, л.д.31).
Из изготовленного на здание кадастрового паспорта (кадастровый номер здания - 46:29:102157:177) следует, что здание четырехэтажное, один этаж подземный (т.1, л.д.32).
5 мая 2014 г. Комитет по управлению имуществом обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на построенный объект недвижимости с кадастровым номером 46:29:102157:177, расположенный по ул. К. Маркса, д. 8, в г.Курске. С заявлением в Управление Росреестра были представлены разрешение на строительство N ru 46302000-2009 от 10.10.2012 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N ru 46302000-1465.
Управление Росреестра, установив, что разрешение на строительство объекта и разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию содержат противоречивые сведения об объекте недвижимости, приостановило регистрацию до 21.06.2014, о чем письмом от 22.05.2015 сообщило Комитету по управлению имуществом.
Сообщением от 15.07.2014 за N 01/072/2014-853 Управление Росреестра отказало Комитету по управлению имуществом в государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости, ссылаясь на отсутствие документа, который бы в полном объеме удостоверял, что был построен объект, указанный в разрешении на строительство.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушает права и законные интересы муниципального образования "Город Курск", Комитет по управлению имуществом обратился с указанным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что согласно приложению Г.8 (обязательному) "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СПиП 31-06-2009", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, при определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Подполье под зданием, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются. Таким образом, здание, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, 8, является двухэтажным, а количество этажей - 4. Расхождение площади здания торгового комплекса по проекту и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию суд объяснил различием в методиках подсчета общей площади здания по Приказу Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении требований к определению площади здания, помещения" и по СП.54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные".
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с таким выводом судов, так как он сделан при неполном цитировании пункта Г.8 приложения Г, а факт применения подсчета общей площади построенного объекта по СП.54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" ничем не подтвержден.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество, единственным доказательством которого является свидетельство о государственной регистрации.
Согласно ст.17 названного Закона одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав - п.1 ст.18 Закона о регистрации прав.
Согласно п.1 ст.25 Закона о регистрации прав право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Как указано выше, в разрешении на строительство предусматривалось построить двухэтажное здание торгового комплекса с открытой стоянкой на 86 легковых автомобилей, расположенной под зданием на отм. - 2,800, общей площадью 7452,4 кв.м, из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что построено здание торгового комплекса общей площадью 7849,1 кв.м, а в кадастровом паспорте отмечено, что построено четырехэтажное здание, 1 этаж подземный.
То есть, построенный объект не соответствует в полном объеме тому объекту, разрешение на строительство которого давалось предприятию.
Вывод суда двух инстанций о том, что при толковании пункта Г.8 приложения Г "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СПиП 31-06-2009" следует, что построенное четырехэтажное здание необходимо считать двухэтажным зданием, ничем не подтвержден, как ничем не подтвержден и факт того, что разница в площади здания образовалась в результате применения разных методик подсчета площади здания.
Согласно пункту Г.8 приложения Г "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СПиП 31-06-2009" (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) при определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Антресоль, занимающую более 40% пространства, следует считать этажом. Подполье под зданием, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
Согласно имеющемуся в деле кадастровому паспорту на здание количество этажей здания - 4, количество подземных этажей - 1 (т.1, л.д.32). Никаких других документов, подтверждающих, что здание, имеющее 4 этажа, в том числе 1 этаж подземный, следует считать двухэтажным, а не трехэтажным, в материалах дела нет.
Ничем документально не подтвержден и факт того, что расхождение в площади здания образовалось в результате применения разных методик подсчета площади здания.
Согласно абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации права может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Так как из содержания представленных на регистрацию документов - разрешения на строительство объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, из кадастрового паспорта на здание следует, что построенное здание по своим параметрам не соответствует проектным параметрам здания, которое предполагалось построить, а других документов, устраняющих это противоречие, представлено на регистрацию не было, Управление Росреестра по праву отказало Комитету по управлению имуществом в регистрации права муниципального образования на спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда первой и апелляционной инстанций не было оснований для признания оспариваемого отказа Управления незаконным.
Таким образом, решение от 08.12.2014 и постановление от 26.02.2015 следует отменить, в удовлетворении заявления Комитета по управлению имуществом о признании незаконным отказа Управления Росреестра, выраженного в сообщении от 15.07.2014 N 01/072/2014-853, в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на нежилое здание площадью 7849,1 кв.м, с кадастровым номером 46:29:102157:177, расположенное по адресу: г.Курск, ул.Карла Маркса, д.8, отказать.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ч.1,ч.2 ст.288, ст.ст.289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А35-7052/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, выраженного в сообщении от 15.07.2014 N 01/072/2014-853, в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на нежилое здание площадью 7849,1 кв.м, с кадастровым номером 46:29:102157:177, расположенное по адресу: г.Курск, ул.Карла Маркса, д.8, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.