г.Калуга |
|
4 июня 2015 г. |
Дело N А68-9529/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 04.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Жильцова Валерия Викторовича (ул. Пушкина, д. 10, п. 2-ой Западный, г. Тула, 300041, ИНН 710300189578, ОГРНИП 304710321700051) |
- Дорошенко Я.А. - представитель (доверенность N 71 ТО 0412066 от 22.02.2013, сроком на три года);
|
от администрации города Тулы (пр. Ленина, д. 2, г. Тула, 300600, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552)
от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ул. Жаворонкова, д. 2, г. Тула, 300012, ИНН 7106503078, ОГРН 1087154003518)
от индивидуального предпринимателя Шатова Сергея Геннадьевича (пос. Северный, Центральный район, д. 33, кв. 2, г. Тула, 300041, ИНН 710700070383, ОГРНИП 304710714100033) |
- Львовой М.С. - представитель (доверенность N 72 от 16.10.2013, сроком на три года);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2014 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Тучкова О.Г.) по делу N А68-9529/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Жильцов Валерий Викторович (далее - ИП Жильцов В.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) и администрации города Тулы (далее - Администрация) о признании незаконными:
- бездействия Министерства, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка по результатам публикации информационного сообщения о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации;
- отказа, изложенного в письме от 01.09.2014 N 9544к, в предоставлении Предпринимателю в собственность земельного участка ориентировочной площадью 1436 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, с/п Иншинское, п. Петровский, ул. Парковая, смежного с земельными участками с кадастровыми номерами 71:13:040401:255 и 71:14:040401:583, для организации парковки и стоянки автотранспорта.
Для восстановления нарушенного права заявитель просил суд принять решение о возложении на Министерство и Администрацию обязанности по совершению действий, направленных на предоставление последнему испрашиваемого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Шатов Сергей Геннадьевич.
До рассмотрения спора по существу предприниматель, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил отказ от требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, который принят судом.
Решением арбитражного суда от 31.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Тулы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 27.01.2011 ИП Жильцов В.В. обратился в администрацию муниципального образования Ленинский район Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1436 кв. м, расположенного в пос. Петровский Ленинского района Тульской области, для целей, не связанных со строительством.
Органом местного самоуправления было отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивируя это необходимостью данного участка для муниципальных нужд (письмо от 19.09.2011 за N 2265).
Повторное обращение ИП Жильцова В.В. о предоставлении спорного земельного участка администрацией муниципального образования Ленинский район также оставлено без удовлетворения.
При этом свой отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления мотивировал тем, что данный участок уже предоставлен третьему лицу - ИП Шатову С.Г. (письмо от 12.02.2013 N 06-07-640).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 19.07.2013 по делу N А68-1376/2013 признан незаконным отказ администрации муниципального образования Ленинский район от 12.02.2013 N 06-07-640 в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка площадью 1 436 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, с/п Иншинское, п. Петровский, ул. Парковая, и признано незаконным постановление администрации муниципального образования Ленинский район от 17.01.2013 N 120 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, с/п Иншинское, п. Петровский, ул. Парковая, участок 62-В, для благоустройства территории", которым утверждены границы земельного участка, предоставленного ИП Шатову С.Г..
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2014 по делу N А68-9547/2013, вступившим в законную силу, признано недействительным постановление администрации муниципального образования Ленинский район от 31.07.2013 N 1732, на основании которого предоставлен в аренду ИП Шатову С.Г. спорный земельный участок, а также признан недействительным договор аренды от 06.08.2013 N 101, по которому последнему передан во владение и пользование данный участок.
В связи с принятием вышеуказанных судебных актов, администрация муниципального образования Ленинский район опубликовала в районной газете "Загородные вести" и на своем официальном сайте информационное сообщение о предоставлении в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату земельного участка площадью 1 436 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, с/п Иншинское, п. Петровский, ул. Парковая, для организации парковки и стоянки автотранспорта, указав, что заинтересованные лица могут обращаться с заявками до 10.07.2014.
ИП Жильцовым В.В. 17.06.2014 было подано заявление в администрацию муниципального образования Ленинский район о намерении приобрести указанный участок в собственность, 18.06.2014 аналогичное заявление поступило и от ИП Шатова С.Г..
Предпринимателем 20.06.2014 было получено сообщение о возможности предоставления ему спорного участка в собственность при условии отсутствия других претендентов на данный участок.
22.06.2014 вступил в силу Закон Тульской области от 11.06.2014 N 2133-ЗТО "Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в закон Тульской области "О переименовании "Муниципального образования город Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа".
На основании указанного закона было проведено объединение муниципальных образований: рабочий поселок Ленинский Ленинского района, рабочий поселок Плеханово Ленинского района, Рождественское Ленинского района, Медвенское Ленинского района, Шатское Ленинского района, Ильинское Ленинского района, Иншинское Ленинского района, Федоровское Ленинского района, Хрущевское Ленинского района, Обидимское Ленинского района с муниципальным образованием город Тула.
Статьей 3 данного Закона устанавливалось, что полномочия органов местного самоуправления вышеперечисленных муниципальных образований прекращаются со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно пункту 2 статьи 3 названного закона, муниципальное образование город Тула является правопреемником, в том числе муниципального образования Ленинский район.
07.07.2014 ИП Шатов С.Г., руководствуясь Законом Тульской области от 04.12.2008 N 1168-ЗТО, обратился в Министерство с заявлением, в котором просил считать не поданной его заявку от 18.06.2014 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 436 кв. м.
С подобным заявлением ИП Шатов С.Г. обращался и в администрацию города Тулы 17.07.2014, 21.07.2014.
Письмами от 17.07.2014 и от 01.09.2014 орган местного самоуправления сообщил ИП Жильцову В.В. о том, что испрашиваемый им земельный участок будет предоставляться заинтересованным лицам путем проведения торгов, в связи с поступлением двух заявок от лиц, претендующих на данный участок.
Посчитав действия администрации города Тулы незаконными, ИП Жильцов В.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений).
Согласно пунктам 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей в период возникновения спорных отношений) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в орган местного самоуправления. В данном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления этого заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела, в период после публикации и до истечения срока подачи заявок произошло присоединение территории Ленинского района, на которой расположен спорный участок, к территории муниципального образования г. Тула.
При этом полномочия по распоряжению спорным земельным участком с 22.06.2014 также перешли к администрации города Тулы.
Как указано выше, до окончания срока подачи заявок для приобретения прав на спорный земельный участок ИП Шатов С.Г. отозвал ранее поданную им заявку.
Действующее законодательство не содержит запретов на совершение указанных действий лицами, изначально выразившими желание о приобретении прав на испрашиваемый земельный участок.
Факт направления ИП Шатовым С.Г. обращений об отзыве ранее поданной им заявки в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, администрацию муниципального образования Ленинский район правового значения по настоящему спору не имеет, так как администрация муниципального образования город Тула, являясь правопреемником последнего, после объединения муниципальных образований обязано было организовать прием поступающей корреспонденции, в том числе в адрес реорганизованного территориального образования.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно пришел к выводу о том, что для предоставления прав на испрашиваемый земельный участок в администрацию города Тулы поступила заявка только от ИП Жильцова В.В., а поэтому орган местного самоуправления обязан был совершить действия, направленные на предоставление заявителю данного земельного участка без проведения торгов в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе ИП Жильцову В.В. в предоставлении спорного земельного участка по процедуре, не связанной с проведением торгов, являются неправомерными, а поэтому суд обоснованно удовлетворил заявленные требования по настоящему делу.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А68-9529/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.