г.Калуга |
|
5 июня 2015 г. |
Дело N А64-5921/2014 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 02.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 05.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей
при участии в заседании: от истца:
от ответчика:
от третьих лиц: |
Егоровой С.Г. Толкачевой И.Ю.
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления социального развития Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу N А64-5921/2014,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице администрации города Тамбова, ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области, ОГРН 1066829045513, ИНН 6829020433, о взыскании 906 616,70 руб. расходов, связанных с предоставлением жилья, за счёт казны субъекта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Константинов Александр Иванович и Финансовое управление Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2014 (судья Егорова Т.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 (судьи Письменный С.И., Алферова Е.Е., Яковлев А.С.), исковые требования удовлетворены в полном объеме. С субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области в пользу муниципального образования городской округ город Тамбов в лице администрации города Тамбова за счет казны Тамбовской области взыскано 906616,70 руб.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых решения и постановления, считая их незаконными.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице администрации города Тамбова и Финансовое управление Тамбовской области заявили письменные ходатайства о рассмотрении жалобы без своего участия. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Тамбова от от 19.10.2010 по делу N 2-2201/2010 удовлетворены исковые требования Константинова Александра Ивановича в части обязания Администрации города Тамбова предоставить Константинову А.И. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м., как лицу, нуждающемуся по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" на основании постановления администрации города Тамбова от 26.09.2008 N 7292.
Во исполнение указанного решения Ленинского районного суда постановлением администрации города Тамбова от 02.11.2011 N 7911 "О заключении договоров социального найма жилых помещений, предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда" Константинову А.И. предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 28,9 кв.м., расположенная по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д.198 "Г", кв. 89.
09.11.2011 между Константиновым А.И. (наниматель) и МУ "Долговой центр" (наймодатель) заключен договор социального найма N 611/11/С.
Ссылаясь на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью вне очереди является обязанностью субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области, Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице администрации города Тамбова обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании расходов, понесенных истцом в результате предоставления Константинову А.И. жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П разъяснено, что указанная норма Федерального закона N 159-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 5 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из системного анализа указанных положений, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью детей-сирот предполагает в силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации полную компенсацию из федерального бюджета возникающих дополнительных расходов органа местного самоуправления. Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку истец исполнил обязательство по обеспечению жильем Константинова А.С. на основании судебного решения от 19.10.2010, компенсация расходов муниципального образования на предоставление льгот, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, правомерно возложена судом на казну субъекта Российской Федерации Тамбовскую область.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что субъект РФ - Тамбовская область в лице Управления социального развития является ненадлежащим ответчиком по делу, что, по мнению заявителя, установлено решением Ленинского районного суда от 19.10.2010, отклоняется судебной коллегией за несостоятельностью в связи с вышеизложенным.
Указанным решением от 19.10.2010 обязанность по предоставлению Константинову А.С. жилого помещения возложена на Администрацию города Тамбов.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации") в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно Уставу Тамбовской области, постановлению администрации Тамбовской области от 05.12.2005 N 1108 "О структуре исполнительных органов государственной власти", постановлению главы администрации Тамбовской области от 04.05.2012 N 29 об утверждении положения об Управлении социального развития Тамбовской области Управление является правопреемником Управления труда и социального развития Тамбовской области и осуществляет функции и полномочия главного распорядителя средств федерального и областного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, в том числе в части организации и осуществления ведомственного финансового контроля.
Постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2011 N 816 утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (утратил силу в связи с изданием постановления администрации Тамбовской области от 23.09.2013 N 1055).
Согласно пункту 2.3 указанного Порядка предоставление лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты осуществляется на основании приказа Управления труда и социального развития Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 10 постановления администрации Тамбовской области от 23.09.2013 N 1055 "О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение" Управление социального развития Тамбовской области является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, законодательными актами Тамбовской области обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Тамбовской области - Управление социального развития Тамбовской области.
Следует отметить, что в мотивировочной части решения от 19.10.2010 не содержится выводов о том, что вопросы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не относятся к компетенции Управления труда и социального развития Тамбовской области.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу N А64-5921/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.