г. Калуга |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А09-6981/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
|||
судей |
Толкачевой И.Ю. Шильненковой М.В. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца |
|
|||
ООО "Брянскоблэлектро": |
Курченко Т.А. (дов. N 68 от 19.05.2015) |
|||
от ответчика |
|
|||
ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области": |
Батурина О.В. (дов. N 1 от 23.03.2015) |
|||
от третьего лица |
|
|||
Управление физической культуры и спорта Брянской области: |
не явился, извещен |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Брянскоблэлектро", г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А09-6981/2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Брянскоблэлектро" (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с иском к государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства Брянской области" (далее - Учреждение), о взыскании 515 582 руб. 79 коп. задолженности за бездоговорное потребление электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление физической культуры и спорта Брянской области, г. Брянск (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Брянскоблэлектро" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом при разрешении спора о взыскании задолженности за бездоговорное потребление электрической энергии, применены не подлежащие применению к возникшим правоотношениям положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Заявитель жалобы считает, что ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" является надлежащим ответчиком по делу, так как именно данным лицом подписан без замечаний акт о бездоговорном потреблении электрической энергии, в связи с чем, суд неверно распределил бремя доказывания обстоятельств, на которых стороны основывают свои доводы и возражения, в порядке ст.65 АПК РФ.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, на 07.02.2014 г. осуществлялась подача электрической энергии на объект обустройство горнолыжной трассы в Советском районе г.Брянска - система искусственного оснежения расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Дуки. Письменный договор энергоснабжения в указанный период фактическим потребителем не заключался.
В ходе произведенного истцом 07.02.2014 осмотра объекта по указанному адресу, составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого ответчику предписано заключить договор, предложено претензией N 1377 от 03.04.2014 г. оплатить задолженность по оплате электроэнергии за указанный период в сумме 515 582 руб. 79 коп.
Ненадлежащее исполнение учреждением обязанности по оплате задолженности за бездоговорное потребление электрической энергии в указанном размере, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из того, что к возникшим между сторонами отношениям подлежат применению нормы о снабжении тепловой энергией через присоединенную сеть.
Однако суд кассационной инстанции считает данный вывод неправомерным в силу следующего.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, истцом по делу является сетевая организация ООО "Брянскоблэлектро", утверждающая, что со стороны ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" на объекте -обустройство горнолыжной трассы в Советском районе г.Брянска - система искусственного оснежения, расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, 92,94, которая строилась и вводилась в эксплуатацию, как единый объект капитального строительства (т.1 л.д. 66-67), имело место бездоговорное потребление электрической энергии.
Таким образом, применение при разрешении настоящего спора положений
Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который в соответствии с его п. 1 ст. 1 устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, -неправомерно.
В силу положений ст. 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются, в частности, нарушение либо неправильное применение норм материального права, под которым понимается неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
При принятии обжалуемых судебных актов судом применен, не подлежащий применению Федеральный закон "О теплоснабжении", и, не применены подлежащие применению при разрешении спора нормы Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 422) и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861).
Согласно п. 1 Основных положений N 422 настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 167 Основных положений N 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений N 442, бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Как указано в п. 26 Основных положений N 442, в ходе проведения процедур, указанных в пункте 25 настоящего документа, сетевая организация: выявляет лиц, которые не заключили договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности), и при этом фактически потребляют электрическую энергию; составляет в установленном настоящим документом порядке акт о неучтенном потреблении электрической энергии; рассчитывает в соответствии с настоящим документом объемы бездоговорного потребления электрической энергии за период, истекший с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей; принимает меры по прекращению потребления электрической энергии в отсутствие договора и по обеспечению оплаты объемов электрической энергии, потребляемой без заключенного договора лицом, потребляющим электрическую энергию, путем введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с абзацем 3 пункта 121 Основных положений N 442, при выявлении факта бездоговорного потребления, сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X настоящего документа, акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно пункту 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии от 07.02.2014 указано на потребление объектом "обустройство горнолыжной трассы в Советском районе" электроэнергии в отсутствии договора энергоснабжения.
Вышеназванный объект конкретизирован в акте указанием на установленный на нем электросчетчик "Меркурий 230" с заводским номером 02675049.
В пункте 193 Основных положений N 442 установлено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Вышеназванный акт о неучтенном потреблении электрической энергии подписан представителем ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" без замечаний, соответствует вышеуказнным требований п.п. 192, 193 Основных положений N 442.
Истец ссылался на то, что бездоговорным потребителем в указанный период спорного количества электроэнергии являлся ответчик - Учреждение, на объекте - обустройство горнолыжной трассы в Советском районе по адресу: г. Брянск, ул. Дуки (система искусственного оснежения).
Учреждением в материалы дела было представлено распоряжение администрации Брянской области от 22.10.2012 г. N 1222-р, согласно которому Учреждение обязано передать осуществленные капитальные вложения в сумме 15 294 699,82 руб. по объекту: "Обустройство горнолыжной трассы в Советском районе г. Брянска" (система искусственного оснежения) Комитету по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области (правопредшественник третьего лица - Управления).
Комитету предписано принять к бухгалтерскому учету от Учреждения осуществленные капитальные вложения и документы, необходимые для государственной регистрации права собственности Брянской области на вышеуказанный объект.
Также ответчиком представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (обустройство горнолыжной трассы в Советском районе г. Брянска, система искусственного оснежения) от 11.10.2012 г.
В этой связи третьи лицом - Управлением в письменном отзыве с учетом дополнения указано, что 23.07.2013 г. Управлением Росреестра по Брянской области зарегистрировано право собственности (субъект права - Брянская область) на следующие объекты: здание стоянки для ратрака (г. Брянск, ул. Дуки, 92), здание насосной станции и помещения дежурного, система водоснабжения (г. Брянск, ул. Дуки, 94). 09.01.2014 г. на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 12.12.2013 г. N 3218 зарегистрировано право оперативного управления на вышеуказанные объекты (субъект права - Комитет по молодежной политике, физической культуры и спорту Брянской области).
Управлением 09.01.2014 г. приняты к учету объекты капитальных вложений, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью.
Согласно ответу Управления Росреестра по Брянской области от 24.10.2014 г. N 2.13-41/12756, представленному в материалы дела по запросу суда, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации прав на горнолыжную трассу, расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д. 90, отсутствуют.
Между тем, суд кассационной инстанции отмечает, что арбитражный суд, отказывая в удовлетворении иска, необоснованно указал на то, что истцом не доказан факт нахождения спорного энергопринимающего устройства в собственности (ином вещном праве) Учреждения, так как данное обстоятельство не является юридически значимым для разрешения спора, поскольку в силу п. 26 Основных положений N 442, акт о неучтенном потреблении электроэнергии составлен в отношении лица, фактически потребляющего электрическую энергию, в присутствии двух незаинтересованных лиц и самого потребителя.
Как указывалось выше, акт 07.02.2014 подписан именно представителем ответчика, как потребителя электрической энергии, - без возражений и замечаний.
Кроме того, представитель ответчика в суде кассационной инстанции подтвердил, что ответчик, извещенный о времени и месте составления акта направил своего представителя - ведущего специалиста ПТО Сохина С.В., который осуществил допуск проверяющего к энергопринимающим устройствам, отраженным в акте и получил предписание о заключении договора.
Согласно п. 1 Правил технологического присоединения N 861, они определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В соответствии с п. 59 Правил технологического присоединения N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случае: переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Доказательств обращения ответчика в сетевую организацию с таким заявлением в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств заключения договора энергоснабжения на период строительства объекта: "Обустройство горнолыжной трассы в Советском районе г. Брянска" (система искусственного оснежения).
В силу п. 1.2.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом.
Согласно п. 1.2.2 вышеназванных Правил потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
Ответчиком не оспаривалось, что предоставление доступа к комплексной трансформаторной подстанции было осуществлено представителем ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области", которое строило и вводило объект в эксплуатацию.
Довод судов о порочности акта проверки электроустановки потребителя тем, что в акте о неучтенном потреблении электроэнергии от 07.02.2014 г., являющимся основанием исковых требований, указан неверный номер дома 90, который не относится к зарегистрированным объектам капитального строительства горнолыжной трасы, не является правоопределяющим, поскольку бездоговорное энергопотребление проводилось через комплексную трансформаторную подстанцию, не имеющую официального адреса, а индивидуализируемую энергопринимающим устройством: электросчетчик тип- Меркурий 230, заводской номер N 02675049, коэффициент Т.Т.1000/5, место установки прибора учета: в РУ-0,4 КТП без номера (2Х160кВа).
Суд первой инстанции установил также, что акт составлен Обществом с нарушением порядка фиксирования факта бездоговорного потребления (в акте отсутствуют сведения о способе бездоговорного потребления, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществляющих бездоговорное потребление тепловой энергии и теплоносителя).
Вместе с тем, данный вывод противоречит материалам дела (т.1 л.д.8). Актом зафиксировано бездоговорное потребление электрической энергии по объекту КТП (2Х160кВа). На момент проверки в работе находится один трансформатор. Электросчетчик меркурий 230, N 02674308, показания 00455, п.00006. Режим работы 1400-21.00. Нарушение зафиксировано техническими средствами фиксации Р-780. Подключение произведено от РУ-6 ТП-303 с использованием трехфазного кабеля.
Объяснения потребителя относительного выявленного факта является его правом, а не обязанностью. Однако сам факт осуществления бездоговорного потребления ответчиком был признан.
Ссылка суда на отсутствие в акте даты предыдущей проверки, - также не является правоопределяющей для разрешения настоящего спора. Истец, пользуясь своим правом, произвел расчет по показаниям установленного электросчетчика Меркурий 230, заводской номер N 02675049, которые зафиксированы в присутствии представителя потребителя и двух незаинтересованных лиц: 455 кВтч*к200= 91000 кВтч, которые с учетом потерь в силовом трансформаторе составили 96593 кВтч (т.1 л.д.9).
Данный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет суду не представлен.
Ссылка ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" на то обстоятельство, что ответчик не является надлежащим, также не может быть принята во внимание, поскольку, факт передачи по актам объекта капитальных вложений на определенную сумму по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, 92, Комитету по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области, не влияет на существо спора о факте бездоговорного потребления электроэнергии.
Кроме того арбитражный суд первой инстанции данные фактические обстоятельства не установил, в порядке статьи 47 АПК РФ произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим истцу не предлагал.
С учетом изложенного, принимая во внимание, неправильное применение арбитражным судом норм материального права, а также неверное распределение бремени доказывания в порядке ст.65 АПК РФ, учитывая, что доказательств несоответствия акт о бездоговорном потреблении электрической энергии требованиям Основных положений N 442, ответчиком представлено не было, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ч. 5 названной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Учитывая отмену обжалуемых судебных актов и вынесение нового судебного акта о полном удовлетворении исковых требований истца, на ответчика подлежат отнесению судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 11 311 руб., а также 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе и 3 000 в судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А09-6981/2014 отменить.
Исковые требования ООО "Брянскоблэлектро", г. Брянск (ОГРН 1123256017422, ИНН 3250533663) о взыскании с ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" (ОГРН 1023242735670, ИНН 3234047345) 515 582 руб. 79 коп. задолженности за бездоговорное потребление электрической энергии удовлетворить.
Взыскать с ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" (ОГРН 1023242735670, ИНН 3234047345) в пользу ООО "Брянскоблэлектро" (ОГРН 1123256017422, ИНН 3250533663) 11 311 руб. в качестве возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску.
Взыскать с ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" (ОГРН 1023242735670, ИНН 3234047345) в пользу ООО "Брянскоблэлектро" (ОГРН 1123256017422, ИНН 3250533663) 2 000 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" (ОГРН 1023242735670, ИНН 3234047345) в пользу ООО "Брянскоблэлектро" (ОГРН 1123256017422, ИНН 3250533663) 3 000 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.