г. Калуга |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А09-5848/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 04.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме: 11.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Нарусова М.М. |
|
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Гриднева А.Н. Леоновой Л.В.
Лесковой А.О. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью "Стекло-сервис" от ответчика: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области
от третьих лиц: Правительство Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
Клинцовская городская администрация |
Истец, ответчик и третьи лица извещены надлежаще, явку представителей не обеспечили. |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу N А09-5848/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стекло-сервис" (ОГРН 1047797036847) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (ОГРН 1027700485757) об изменении кадастровой стоимости земельного участка площадью 7 033 кв. метров с кадастровым номером 32:30:0020904:183, расположенного по адресу: Брянская область, Клинцовский район, г. Клинцы, ул. Ногина, д. 49, на его рыночную стоимость в размере 1 617 590 руб., и обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере, равном рыночной (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены правительство Брянской области, Клинцовская городская администрация, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.11.2014 (судья Матвеева Н.И.) оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда (судьи Капустина Л.А., Тучкова О.Г., Волкова Ю.А.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей ни в суд округа, ни в Арбитражный суд Брянской области не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов на неё, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных актов обеих инстанций ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:30:0020904:183, площадью 7 033 кв. метров, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Ногина, д. 49, на основании заключенного с комитетом по управлению имуществом г. Клинцы договора аренды от 03.10.2012 N 2421.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010.
Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составила 2 524 847 рублей.
Считая, что указанная стоимость завышена, истец обратился в ООО "БИ-НИКА, которое составило отчет. Согласно этому отчету рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2010 - равна 1 367 500 руб.
С учетом результатов назначенной судом экспертизы по ходатайству лица, проведение которой поручено ООО "Бизнес Фаворит", рыночная стоимость спорного земельного участка составила 1 617 590 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Судами верно указано на то, что пункт 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Тем не менее, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ экспертное заключение ООО "Бизнес Фаворит" от 20.09.2014 N 180-09/14Э с учетом имеющихся в материалах дела доказательствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о соответствии данного заключения требованиям Закона об оценочной деятельности и верно признали его арифметически правильным.
Учитывая заключение эксперта, а также уточнение истцом заявленных требований, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной исходя из сведений экспертного заключения от 20.09.2014
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований (с учетом уточнения).
Согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета.
При этом, судами верно указано на то, что восстановление нарушенного права истца возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Доводы изложенные в кассационной жалобе подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с учетом представленных и оцененных в совокупности доказательств по делу.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу N А09-5848/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
А.Н. Гриднев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.