г. Калуга |
|
1 июля 2015 г. |
Дело N А54-3104/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Панченко С.Ю. |
|
Радюгиной Е.А. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ООО "Германия Авто" (ОГРН 1066234042600, г. Рязань, ул. Есенина, д.1Б) |
Титовой Е.В. - представителя (доверен. от 11.06.2015 г.), Варгина В.В. - представителя (доверен. от 11.06.2015 г.), |
от Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области (г. Рязань, пр. Завражнова, д.9) |
Куколева В.А. - представителя (доверен. от 22.12.2014 г. N 2.4-08/027072), Бордыленка Н.Е. - представителя (доверен. от 17.11.2014 г. N 2.4-12/024135), |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2014 г. (судья Котлова Л.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 г. (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А54-3104/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Германия Авто" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области по постановке на учет общества с ограниченной ответственностью "Германия Авто" в качестве крупнейшего налогоплательщика, выраженных в уведомлении от 11.01.2013 г. N 1731606.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Рязанской области в адрес ООО "Германия Авто" направлено уведомление от 11.01.2013 г. N 1731606 о постановке общества на учет в налоговом органе с 01.01.2013 г. в качестве крупнейшего налогоплательщика, на основании финансово-экономических показателей деятельности за 2009-2011 годы и положений Приказа ФНС России от 24.04.2012 г. N ММВ-2-2/274@.
При этом инспекция установила, что суммарный объем полученных ООО "Германия Авто" доходов по итогам 2009 года составил 0,597 млрд. рублей, по итогам 2010 года - 0,718 млрд. рублей, по итогам 2011 года - 1,081 млрд. рублей.
Решением Управления ФНС России по Рязанской области от 21.04.2014 г. N 2.15-12/04603 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия налогового органа по постановке общества на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика являются незаконными, ООО "Германия Авто" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 г. N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, в соответствии с которыми постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.04.2004 г. N САЭ-3-30/290 (в редакции приказа Федеральной налоговой службы от 16.05.2007 г. N ММ-3-06/308) утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.
Согласно Критериям в целях отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших учитываются показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации и взаимозависимость между организациями.
В пункте 5 Критериев (в редакции приказа ФНС РФ от 02.04.2010 г. N ММ-7-2/161@) указаны показатели финансово-экономической деятельности, позволяющие отнести налогоплательщика к категории крупнейших.
Согласно данному пункту к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение: 5.1. суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей включительно; 5.2. суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, код показателя 010) и операционных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120) находится в пределах от 2 миллиардов рублей до 20 миллиардов рублей включительно; 5.3. активы находятся в пределах от 2 миллиардов рублей до 20 миллиардов рублей включительно.
При этом, если у организации выручка (доход) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и (или) активы отвечают установленным критериям, суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности должен быть не менее 25 миллионов рублей.
Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям (пункт 7 раздела I Критериев).
Приказом ФНС России от 24.04.2012 г. N ММВ-7-2/274@ пункт 5 Критериев изложен в следующей редакции: к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно, и при этом либо активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно, либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.
Проанализировав вышеприведенные положения, учитывая требования пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, суды пришли к правильному выводу о том, что и после введения новых критериев к налогоплательщику следует применять ранее действующие, поскольку новые критерии ухудшают его положение - ставят в разряд крупнейших налогоплательщиков, влекущих те ограничения, на которые указал налогоплательщик (невозможность применять систему налогообложения единым налогом на вмененный доход) по сравнению с тем, как если бы действовали старые критерии.
Как правильно указали суды, отнесение налогоплательщика к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема полученных доходов, находящихся в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно, а также по критерию активов в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно, возможно лишь по отношению к показателям полученного дохода за 2012 и последующие годы.
При этом, при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков.
Оценив фактические обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности инспекцией совокупности обстоятельств, позволяющих отнести общество к категории крупнейших и в 2012 г. (не установлен суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов; размер внеоборотных активов общества (без учета реализации автомобилей) на 31.12.2011 г. составил 3,667 миллиона рублей, что значительно меньше необходимых 100 миллионов рублей).
Доводы инспекции об отсутствии оснований для применения положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, о пропуске обществом срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, а также касающиеся вопроса определения размера активов, были заявлены ранее в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в судебных актах.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 г. по делу N А54-3104/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.