г.Калуга |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А62-7193/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Аветисяна Самвела Володяевича (ОГРНИП 304672211700060, ИНН 672200602141, г.Смоленск) - Абгаряна А.А. (дов. от 21.09.2013 N 1-3511),
от Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, ул.Октябрьской Революции, д.1/2, г.Смоленск, 214000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2015 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А62-7193/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Аветисян Самвел Володяевич обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Смоленска (далее - администрация) от 22.10.2014 N 16/02-1561 во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, об обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска торговое место (торговый павильон), расположенный по ул.Фрунзе г.Смоленска в районе ресторана "Витязь" на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0013902:0011.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015, заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации г.Смоленска от 22.10.2014 N 16/02-1561 признан незаконным, на администрацию возложена обязанность включить в действующую на момент исполнения решения суда схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска торговое место (торговый павильон), расположенный по ул.Фрунзе г.Смоленска в районе ресторана "Витязь" на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0013902:0011.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права, так же указывает, что судами не принято во внимание отсутствие у предпринимателя действующего договора аренды N 404/3 земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013902:0011.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, следует из материалов дела, предприниматель 29.09.2014 обратился в Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации города Смоленска с заявлением о включении торгового павильона, принадлежащего ИП Аветисяну С.В., располагающего по ул.Кутузова (указано в заявлении) в г.Смоленске в районе ресторана "Витязь" на земельном участке с кадастровым номером 67:27:013902:0011 во вновь утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации города Смоленска письмом от 22.10.2014 исх. N 16/02-1561 отказало во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов указанного торгового павильона, сославшись на постановление администрации города Смоленска от 02.11.2012 N 1940-адм, в соответствии с которым на улице Фрунзе не допускается включение в схему размещения нестационарных торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов площадью менее 50 кв. м, за исключением нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции.
Полагая, что указанный отказ администрации является незаконным, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Аветисян С.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что на момент разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (утверждена постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм) ИП Аветисян С.В. пользовался земельным участком на основании действующего договора аренды, проектная документация на строительство торгового объекта была надлежащим образом утверждена, а исходя из положений части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, учитывая, что ИП Аветисян С.В. с 2008 года в испрашиваемом месте расположения использовал земельный участок для размещения объектов мелкорозничной торговли, у администрации отсутствовали основания для невключения в схему, утвержденную постановлением администрации г. Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм, а впоследствии в схему, утвержденную постановлением от 20.01.2014 N 127-адм, нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю.
При этом суды оценив отказ администрации, мотивированный постановлением администрации г.Смоленска от 02.11.2012 N 1940-адм, указали указанный акт является нормативным, но не подлежит применению, поскольку не был опубликован администрацией г.Смоленска в соответствующем печатном издании.
Суд кассационной инстанции считает, что судами не достаточно полно выяснены обстоятельства спора.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, установлено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
По смыслу указанных нормативных актов органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования.
Для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности публично-правового образования, этот объект должен быть включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, для размещения нестационарного торгового объекта необходимо получить предварительное согласование места размещения такого объекта с органом местного самоуправления.
Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем только в случае размещения торгового объекта в месте, определенном органом исполнительной власти.
Пунктом 2 приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) от 24.03.2008 N 388 индивидуальному предпринимателю Аветисяну С.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 67:27:0013902:0011 площадью 19 кв.м, расположенный в г.Смоленске, по ул.Фрунзе, для целей, не связанных со строительством - под торговый павильон.
25.03.2008 между Департаментом и предпринимателем заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, N 404/3, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 67:27:0013902:0011 площадью 19 кв.м предоставлен сроком на одиннадцать месяцев.
Поскольку стороны не выразили намерений о прекращении арендных отношений, договор был возобновлен сторонами в соответствии с положениями статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на неопределенный срок.
Указанное обстоятельство подтверждено письмом Департамента от 26.03.2010 N 6188/09.
Однако, как указывает администрация в кассационной жалобе, уведомлением от 01.02.2013 N 1185/09 Департамент уведомил предпринимателя о прекращении договора аренды земельного участка N 404/3.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014, по делу N А62-293/2014 по заявлению Департамента об обязании ИП Аветисяна С.В. освободить земельный участок с кадастровым номером 67:27:0013902:0011 площадью 19 кв.м, расположенный в г.Смоленске, по ул.Фрунзе, подтверждено, что договор аренды N 404/з от 25.03.2008 прекратил свое действие по истечении трех месяцев с момента получения ответчиком указанного выше уведомления.
Согласно решению суда по указанному делу предприниматель обязан освободить названный земельный участок, передав его по акту приема-передачи Департаменту в течение 14 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 7 которого органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
В свою очередь уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов, на основании которого разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов (пункты 8 и 9 Порядка).
Вместе с тем, при разрешении спора оценке подлежат также обстоятельства, с которыми предприниматель связывает возникновение своего права на размещение такого объекта, прежде всего правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка и наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта
Однако, при рассмотрении спора указанные обстоятельства, а также обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А62-293/2014, судами не исследовались.
Кроме того, судами не принято во внимание, что положения части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ выражают лишь конституционный принцип правовой определенности, в силу которого субъекты предпринимательской деятельности, законно разместившие объекты, вправе без ограничений пользоваться ими до истечения срока размещения, определенного в договоре (административном акте).
Право органов местного самоуправления на внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования следует из части 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, однако соответствующие изменения (включение, исключение) не могут вноситься уполномоченными муниципальными органами произвольно (безосновательно и безмотивно), отказ во включение в схему размещения какого-либо нестационарного торгового объекта должно быть обоснованным, в частности, это может быть превышение установленных муниципальных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, резервирование для публичных нужд на основе правовых актов о резервировании, необходимость использования соответствующей территории для иных публичных целей (муниципальных нужд).
Кроме того, суды не обратили внимание, что предприниматель обратился с заявлением о включении в схему размещения, утвержденную постановлением администрации г.Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм, 29 сентября 2014 года, когда имелось вступившее в законную силу решение суда об обязании предпринимателя освободить земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему нестационарный торговый объект.
Ввиду изложенного следует признать, что обжалуемые судебные акты вынесены судами двух инстанций по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Между тем неисследованные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения дела, поэтому решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное и установить на основе собранных доказательств все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать надлежащую оценку доводам и возражениям сторон и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу N А62-7193/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.