г.Калуга |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А68-4591/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 21.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
от открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" (ОГРН 1027100594950, ИНН 7107003790, Ханинский проезд, д.11, г.Тула, 300024) - Ахадуллаевой Е.Н. (генеральный директор, протокол от 21.06.2013),
от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, ул.Жаворонкова, д.2, г.Тула, 300012) - Мамаева В.А. (дов. от 03.10.2014 N 20-01-21/12199),
от Правительства Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505, пл.Ленина, д.2, г.Тула, 300041) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации муниципального образования город Тула (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032, пл.Ленина, д.2, г.Тула, 300041) - Синдеева М.М. (дов. от 13.02.2015 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.11.2014 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (судьи Тучкова О.Г., Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А68-4591/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центрсельэлектросетьстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) от 18.02.2014 N 20-01-21/1834 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337, общей площадью 3119+/-20 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный р-н, Ханинский проезд, дом 11, литер XXI, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации автодороги, под объектом недвижимости - автодорогой, протяженностью 305 м (начальная точка - от поворота у здания гаража лит. ГГ1 по Ханинскому проезду д. 11, конечная точка - до автопереезда), кадастровый номер 71-71-01/076/2011-627, принадлежащим на праве собственности ОАО "Центрсельэлектросетьстрой", по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, в собственность общества по заявке последнего от 22.10.2013 N 01/379; обязании Министерства принять решение (распоряжение) о предоставлении вышеуказанного земельного участка по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, в собственность ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" по заявке последнего от 22.10.2013 N 01/379 и направить в адрес ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" договор купли-продажи земельного участка с предложением заключить соответствующий договор на предоставление вышеуказанного земельного участка по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, в собственность ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" по заявке от 22.10.2013 N 01/379.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тульской области и Администрация муниципального образования город Тула.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, указывая, что судами не в полном объеме установлены фактические обстоятельства, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, наличие красных линий на земельном участке с кадастровым номером 71:30:020501:1337 не подтверждено надлежащими доказательствами.
В отзыве на жалобу Министерство считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества, Министерства и администрации г.Тулы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество - автодорога, протяженностью 305 м, инв. N 70:401:002:020095670:7021:2000, лит.XXI, адрес (местоположение) объекта: Привокзальный район, начальная точка - от поворота у здания гаража лит. ГГ1 по Ханинскому проезду, д. 11, конечная точка - до автопереезда (свидетельство о государственной регистрации права от 21.12.2011 серия 71-АГ N 534388), основанием для регистрации послужил план приватизации от 20.12.1992, утвержденный Комитетом по управлению имуществом Тульской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра автомобильных дорог от 29.01.2014 N 02-29/1222 сведения об автомобильной дороге протяженностью 305 м содержатся в указанном реестре - собственник - ОАО "Центрсельэлектросетьстрой", техническая категория V, класс - подъездная не скоростная частная дорога, вид разрешенного использования - автомобильная дорога не общего пользования.
22.10.2013 Общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением N 01/379 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337, площадью 3119+/-20 кв.м, разрешенное использование: автодорога, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Ханинский проезд, д. 11, литер XXI.
Министерство письмом от 20.11.2013 N 20-01-22/14188 проинформировало общество о направлении запросов в Управление Росреестра по Тульской области и Администрацию города Тулы с целью установления наличия (отсутствия) прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, а также о прохождении красной линии по Ханинскому проезду г.Тулы.
18.02.2014 министерство сообщило обществу об отсутствии правовых оснований для предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337, так как согласно сведениям, предоставленным администрацией г.Тулы, испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации исключает приватизацию земельных участков общего пользования.
Не согласившись с названным отказом Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула (раздел X-8.01.09 "Дежурный план красных линий"), содержащие фрагмент Правил землепользования и застройки в городе Туле на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:1337, расположенный по адресу: г. Тула, Ханинский проезд, д. 11, лит. XXI (т. 4 л.д. 21), а также фрагмент карты градостроительного зонирования (т. 3 л.д. 15) свидетельствуют о расположении спорного земельного участка за пределами красных линий и нахождении его в зоне границы территории общего пользования, что в соответствии с пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" исключает возможность приватизации такого земельного участка.
Соглашаясь по существу с выводами суда первой инстанции, апелляционная коллегия судей, отклоняя довод общества о том, что спорный земельный участок не относится к землям общего пользования, применив положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указала, что установленными решением Арбитражного суда Тульской области от 26.11.2013, постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.05.2014 по арбитражному делу N А68-6382/2013 обстоятельствами подтверждено, что автомобильная дорога протяженностью 334 м, расположенная по адресу г.Тула от поворота у здания лит. ГГ1 - гаража по Ханинскому проезду, д. 11, до жилых домов по Ханинскому проезду, 15 корп. 1, 2, 3, 4 находится в границах муниципального образования город Тула, являясь принадлежностью улицы, что подтверждает отнесение спорного земельного участка, на котором расположена автодорога, к землям общего пользования.
Суд кассационной инстанции не может признать выводы судов соответствующими обстоятельствам дела, которые в полной мере им установлены.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся, в том числе, параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, иных вопросов планировки территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории (пункт 1), линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункт 2).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция о порядке проектирования).
Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности, включая деятельность по развитию территорий, осуществляемой в виде территориального планирования. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, которая в силу пункта 1 обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Между тем, делая однозначный вывод об отнесении земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337, суды не учли, что постановлением администрации города Тулы от 05.03.2013 N 497 (том 1 л.д.127) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу г.Тула, Привокзальный район, Ханинский проезд, д.11, лит.XXI, в пункте 1 которого указано, что доступ к спроектированному земельному участку осуществляется от земель общего пользования, Ханинский проезд.
Кроме того в материалах дела имеется указанная схема (том 3 л.д. 56-63) и план границ земельного участка, которые не были оценены судами, но из которых следует, что границы образованного земельного участка спроектированы с учетом месторасположения фактических границ и границ смежных землепользователей, смежные земельные участки общего пользования расположены в следующих поворотных точках границ земельного участка : от 1 до 2, от 4 до 5, от 14 до 15.
Суды в качестве доказательства наличия ограничений (красных линий) и отнесения испрошенного обществом земельного участка к землям общего пользования сослались на представленный министерством фрагмент карты градостроительного зонирования ( том 3 л.д.15).
Однако указанная карта не отвечает признакам допустимого доказательства, поскольку не указано приложением какой градостроительной документации муниципального образования она является.
Помимо этого, администрация г.Тулы письмом от 20.12.2013 N 15078-к (том 3 л.д.14) сообщило Министерству об отсутствии на испрашиваемую территорию градостроительных регламентов по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Так же в материалах дела имеется Архивная справка от 10.11.2014 (том 5 л.д. 16-17), выданная Тульским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ", в которой указаны сведения о предоставлении тресту "Центрсельэлектросетьстрой" для строительства и эксплуатации земельного участка площадью 22000 кв.м, расположенного западнее б.дер.Михалково Привокзального района, для строительства базы треста, а с 2001 года земельный участок общей площадью 68066 кв.м. с кадастровым номером 71:30:020501:0006 по адресу Тульская область, г.Тула, Привокзальный район, пр.Ханинский, д.11 закреплен за обществом на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Автодорога, которая расположена на испрошенном обществом земельном участке, согласно кадастровому паспорту, введена в эксплуатацию в 1969 году, а имеющимися в материалах дела документами, подтверждено строительство данной автодороги обществом.
Как уже указывалось, сведения об автодороге содержатся в Едином государственном реестре автомобильных дорог, как об автомобильной дороге не общего пользования.
Вместе с тем, указанным обстоятельствам не дана оценка судами.
Выводы Двадцатого арбитражного апелляционного суда о том, что судебными актами по делу N А68- 6382/2013 установлены обстоятельства с бесспорностью свидетельствующие о расположении земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1337 на землях общего пользования, являются преждевременными.
Суд апелляционной инстанции не учел, что в арбитражном деле N А68-6382/2013 устанавливались обстоятельства, относящиеся к иному земельному участку и иной автомобильной дороге, а материалами настоящего дела пока не установлено обратное.
Ввиду изложенного следует признать, что обжалуемые судебные акты вынесены судами двух инстанций по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Между тем неисследованные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения дела, поэтому решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное и установить на основе собранных доказательств все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать надлежащую оценку доводам и возражениям сторон и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А68-4591/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С. Ю.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.