г.Калуга |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А64-7241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей
при участии в заседании: от истца:
от ответчика:
от третьего лица: |
Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г.
Горюновой Т.А. (дов. N 8 от 02.09.2013),
Зипанд А.В. (дов. б/н от 01.01.2014),
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления сельского хозяйства Тамбовской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 и СПСК "Сбытовик" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А64-7241/2013,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области, ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "Сбытовик", ОГРН 1076828000325, ИНН 6828005658, (далее - СПСК "Сбытовик") о взыскании 12 269 600 руб. государственных субсидий на возмещение части затрат на строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков и приобретение техники и оборудования (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Тамбовский ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 (судья Егорова Т.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (судьи Маховая Е.В., Владимирова Г.В., Андреещева Н.Л.) принятое решение изменено. Исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области удовлетворены частично: с СПСК "Сбытовик" в пользу истца взыскано 9 090 500 руб. в доход бюджета Тамбовской области. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого постановления с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 13.11.2014.
СПСК "Сбытовик" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 в полном объеме и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 в части взыскания с СПСК "Сбытовик" 9 090 500 руб.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителей кассационных жалоб поддержали их доводы по изложенным мотивам.
Представители третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и дополнения к жалобе истца, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации Тамбовской области от 24.02.2009 N 174 утверждена Программа развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы с целью развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Тамбовской области, увеличения объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, повышения уровня доходов населения.
Основными задачами указанной программы являлись, в том числе: создание снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услуг по переработке продукции, обработке земельных участков, услуг кредитования.
Кроме того, в целях увеличения объемов производства и закупок сельхозпродукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах и сбыта ее на переработку, реализацию на рынках области и за ее пределами предусматривалось за счет средств областного бюджета предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Тамбовской области.
Во исполнение постановлений Администрации Тамбовской области от 23.03.2009 N 303 "О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы", от 24.02.2009 N 174 "О программе развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы" постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 N 77 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы согласно приложению N 9.
Согласно п. 3 указанных Правил субсидии из средств областного бюджета предоставляются на возмещение части затрат на приобретение техники, оборудования для охлаждения и очистки молока, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции в размере 50 процентов фактической стоимости; автоматизированных комплексов для продажи молока и молочных продуктов в размере 20 процентов фактической стоимости, а с 01.10.2011 - на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, используемых для реализации сельскохозяйственной продукции, в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 20% процентов стоимости объекта, но не более 7 млн. рублей на один сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок, а при реконструкции в размере 10 процентов стоимости реконструкции объекта, но не более 3,5 млн. рублей на один сельскохозяйственный кооперативный рынок.
04.05.2012 между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (главный распорядитель бюджетных средств) и СПСК "Сбытовик" (получатель) заключено соглашение N 674 о предоставлении средств областного бюджета для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2012 году.
Платежными поручениями от 29.05.2012 N 265205, от 23.05.2012 N 239449, от 14.05.2012 N 188224, N 188223, от 05.05.2012 N 154625 ответчику предоставлены из областного бюджета субсидии на общую сумму 12 759 300 руб., из них: 9 580 200 руб. на возмещение части затрат на строительство сельскохозяйственных рынков и 3 179 100 руб. на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования.
Согласно акту от 27.01.2014 проверки соблюдения ответчиком условий и целей предоставления субсидий, составленному Управлением сельского хозяйства Тамбовской области во исполнение постановления Администрации Тамбовской области от 26.12.2011 N 1868 "Об осуществлении финансового контроля исполнительными органами государственной власти Тамбовской области", установлено, что право СПСК "Сбытовик" на получение государственной поддержки в 2012 году не подтверждено, планируемый результат не достигнут, спорные объекты не построены и не введены в эксплуатацию.
В силу п. 14 Правил предоставления субсидий при выявлении нарушений условий предоставления субсидий Управление сельского хозяйства Тамбовской области направляет получателю требование о возврате субсидий в областной бюджет. Субсидии подлежат возврату получателем в течение 30 календарных дней со дня получения требования. При невозврате субсидий в указанный срок Управление сельского хозяйства Тамбовской области принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.
Требование Управления сельского хозяйства Тамбовской области о возврате спорной суммы субсидий ответчиком исполнено лишь частично в сумме 489 700 руб. (платежное поручение от 27.01.2014 N 337).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления сельского хозяйства Тамбовской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ответчика 9 090 500 руб. субсидий, апелляционный суд руководствовался следующим.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 8, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.п. 2, 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц-производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Пунктом 2.3.7 соглашения N 674 о предоставлении средств областного бюджета предусмотрена обязанность ответчика в случае выявления нецелевого использования субсидий возвратить их в полном объеме (или частично) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Согласно ст. 28, 38, п. 3 ст. 78 БК РФ, п.п. 3, 15 Правил предоставления субсидий за счет средств областного бюджета N 77 предоставление субсидий имеет целевой характер, его получателями являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы при предоставлении ими всех необходимых документов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 "О сельскохозяйственной кооперации" (в редакции от 03.12.2011) сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.
В силу ст. 4 настоящего Закона сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 1 данной статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
Пунктом 13 статьи 4 Закона установлено, что не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.
Кооператив создается и функционирует на основе, в частности, принципа взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности (ст. 2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации").
Судом апелляционной инстанции установлено, что СПСК "Сбытовик" был создан в качестве сельскохозяйственного потребительского кооператива и соответствовал требованиям, изложенным в п. 3 Правил предоставления субсидий N 77, на момент получения субсидий из областного бюджета.
Поскольку перечень видов хозяйственной, экономической деятельности потребительских сельскохозяйственных кооперативов, определенный в ст. 4 Закона "О сельскохозяйственной кооперации", не является исчерпывающим, апелляционный суд обоснованно указал, что для целей выполнения требований о реализации в пользу членов кооператива не менее 50% работ (услуг) могут приниматься во внимание иные виды взаимодействия между кооперативом и членами кооператива, направленные на удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива.
Из материалов дела следует, что субсидии в размере 3 179 100 руб. на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования получены ответчиком в счет частичной компенсации ранее понесенных затрат на приобретение 10 комплексов по продаже молока и молочных продуктов, а также одной цистерны-шасси для перевозки молока.
Учитывая, что положениями действующего законодательства, в том числе Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" или нормативно-правовыми актами Тамбовской области, не предусмотрено конкретной методики для определения объема работ (услуг) для членов кооператива в порядке п. 13 ст. 4 указанного Закона, апелляционный суд, принимая во внимание фактическое и длительное использование ответчиком в своей деятельности указанных молокоматов и цистерны-шасси, признал, что СПСК "Сбытовик" соответствовало статусу сельскохозяйственного потребительского кооператива в 2012 году.
В связи с изложенным, представленное в материалы дела экспертное заключение ФБУ "Тамбовская лаборатория судебной экспертизы" от 08.10.2014 N 2001/4-3, которым определена стоимость товаров, работ и услуг, выполненных для членов СПСК "Сбытовик" в 2012 году, в размере 870 687 руб. из общего объема товаров, работ, услуг в сумме 6 822 948 руб. 40 коп., то есть менее 50 %, отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства приобретения 10 комплексов по продаже молока и одной цистерны-шасси, которые использовались для перевозки и реализации молока членов кооператива, в целях обеспечения потребностей членов СПСК "Сбытовик", не были предметом экспертного исследования и не учитывались экспертом при определении стоимости товаров, работ, услуг, выполняемых в интересах членов кооператива.
Наличие полезного эффекта для членов кооператива в виде экономии на перевозке молока, поскольку закупка осуществлялась по месту нахождения хозяйств и по более высокой цене, относительно рыночной, также не были учтены специалистом при проведении экспертизы, принятой судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства отсутствия у ответчика статуса потребительского сельскохозяйственного кооператива на момент получения бюджетных субсидий.
Отсутствие доказательств принадлежности СПСК "Сбытовик" к какому-либо ревизионному союзу также не может служить безусловным оснований для возврата субсидий в размере 3 179 100 руб., полученных на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования, поскольку при получении спорной суммы ответчиком был представлен исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Правилами предоставления субсидий N 77, проверив который истец принял решение о предоставлении субсидий в отсутствие членства в ревизионном союзе.
Пунктом 1.6. Приложения к Правилам предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 N 77, установлено, что после окончания строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта рынков получателем субсидий предоставляются акты приемки-передачи объекта в эксплуатацию. Субсидия выплачивается по мере выполнения этапов работ.
При получении субсидии на строительство сельскохозяйственного рынка площадью 1 658 кв.м на территории рабочего поселка Знаменка ответчиком были представлены: план строительства, договор от 01.11.2011 N 18 на осуществление функций заказчика-застройщика, заключенный СПСК "Сбытовик" и ООО "Дуэт-БК", титульный список стройки на 2011-2012 годы, из которых следует, что окончание строительства и ввод в эксплуатацию объекта запланированы на сентябрь-октябрь 2012 года.
Аналогичные сроки установлены относительно строящегося сельскохозяйственного рынка площадью 1 658 кв.м. на территории г.Тамбова, по ул.Мичуринской, 191в.
Однако судом установлено, что после получения субсидий ответчиком было приостановлено строительство указанных объектов до настоящего времени. Соответствующие акты приемки-передачи рынков в эксплуатацию ответчиком также не представлены.
Договор инвестирования строительства сельскохозяйственных потребительских рынков от 14.08.2014, заключенный ответчиком с ООО "Тамбовский фермер", представленный ответчиком в подтверждение своих намерений по завершению строительства рынков, правомерно отклонен судом в качестве доказательства надлежащего исполнения СПСК "Сбытовик" условий предоставления субсидий, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих финансирование и реальное исполнение договора от 14.08.2014.
Поскольку условия, на которых СПСК "Сбытовик" предоставлялись субсидии в размере 9 090 500 руб. на строительство и реконструкцию потребительских сельскохозяйственных рынков, ответчиком не выполнены, доказательства совершения СПСК "Сбытовик" фактических действий, направленных на завершение строительства данных объектов, в деле отсутствуют, цель предоставления спорной суммы субсидий на строительство рынков СПСК "Сбытовик" не достигнута, апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области в части взыскания с ответчика в доход бюджета Тамбовской области 9 090 500 руб. субсидий за исключением добровольно возвращенной суммы в размере 489 700 руб.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения арбитражного апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в оспариваемом постановлении выводах. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого апелляционного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А64-7241/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.