г. Воронеж |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А64-7241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Владимировой Г.В.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,
при участии:
от Управления Сельского хозяйства Тамбовской области: Горюнова Т.А., представитель по доверенности от 02.09.2013 г.,
от СПСК "Сбытовик": 1) Бастрыкина Е.Е., председатель, выписка от 03.02.2015 г., 2) Зипанд А.В., представитель по доверенности от 30.10.2013 г.,
от Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Сбытовик" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 г. по делу N А64-7241/2013 (судья Егорова Т.В.) по иску Управления Сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "Сбытовик" (ОГРН 1076828000325 ИНН 6828005658), при участии в деле в качестве третьего лица Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, о взыскании 12 759 300 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Сельского хозяйства Тамбовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "Сбытовик" (далее - СПСК "Сбытовик", ответчик) о взыскании в доход областного бюджета 12 269 600 руб. государственных субсидий на возмещение части затрат на строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков и приобретение техники и оборудования (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда первой инстанции от 12.03.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Тамбовский ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, СПСК "Сбытовик" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к жалобе), в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 06.04.2015 г. представитель Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов не явился.
Через канцелярию суда от Тамбовского ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представители СПСК "Сбытовик" поддержали доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения к жалобе.
Представитель Управления Сельского хозяйства Тамбовской области возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к отзыву, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).
Протокольным определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 г. к материалам дела приобщены дополнительные письменные доказательства, приложенные СПСК "Сбытовик" к дополнению к апелляционной жалобе, и приложенные Управлением Сельского хозяйства Тамбовской области к дополнению к отзыву на апелляционную жалобу, а также видеоматериал, представленный ответчиком.
В судебном заседании от 06.04.2015 г. объявлялся перерыв до 13.04.2015 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения к жалобе, отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 24.02.2009 г. N 174 утверждена Программа развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы, целями которой является развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Тамбовской области, увеличение объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, повышение уровня доходов населения.
Основными задачами указанной программы является совершенствование методов и механизмов управления системой сельскохозяйственной потребительской кооперации в Тамбовской области; создание снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, активизация деятельности существующих; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные кооперативы; подготовка и переобучение специалистов и руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов; повышение уровня самозанятости и занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Основной проблемой, решаемой с помощью программы, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услуг по переработке продукции, обработке земельных участков, услуг кредитования и т.д.
В целях увеличения объемов производства и закупок сельхозпродукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах и сбыта ее на переработку, реализацию на рынках области и за ее пределами предполагается за счет средств областного бюджета предоставлять субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Тамбовской области, в том числе на приобретение модульных молокоприемных пунктов, цехов по переработке молока, в том числе модульных, производительностью до 20 тонн в сутки, техники, оборудования для охлаждения и очистки молока, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, автоматизированных комплексов для продажи молока и молочных продуктов; с 01.10.2011 г. на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, используемых для реализации сельскохозяйственной продукции, в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 20 процентов стоимости объекта, но не более 7 млн. рублей на один сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок, а при реконструкции - в размере 10 процентов стоимости реконструкции объекта, но не более 3,5 млн. рублей на один сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы согласно приложению N 9.
Указанные Правила разработаны во исполнение Постановлений Администрации Тамбовской области от 23.03.2009 г. N 303 "О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" и от 24.02.2009 г. N 174 "О программе развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009 - 2014 годы" (в редакции от 29.12.2011 г.) (далее - программа) и определяют порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета (далее - субсидий) на государственную поддержку развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В соответствии с п. 3 Правил субсидии из средств областного бюджета предоставляются в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", на возмещение части затрат на мероприятия: на приобретение техники, оборудования для охлаждения и очистки молока, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции в размере 50 процентов фактической стоимости (без НДС); на приобретение автоматизированных комплексов для продажи молока и молочных продуктов в размере 20 процентов фактической стоимости (без НДС); с 01.10.2011 г. на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, используемых для реализации сельскохозяйственной продукции, в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 20% процентов стоимости объекта, но не более 7 млн. рублей на один сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок, а при реконструкции в размере 10 процентов стоимости реконструкции объекта, но не более 3,5 млн. рублей на один сельскохозяйственный кооперативный рынок.
Ссылаясь на положения вышеуказанных правил, СПСК "Сбытовик" обратился в Управление сельского хозяйства Тамбовской области с заявлениями о предоставлении субсидий от 04.05.2012 г. N 01-29/196, от 04.05.2012 г. N 01-29/201, от 05.05.2012 г. N 01-29/202, от 04.05.2012 г. N 01-29/197, от 18.05.2012 г. N 01-29/262, от 28.05.2012 г. N 01-29/313.
04.05.2012 г. между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (главный распорядитель бюджетных средств) и СПСК "Сбытовик" (получатель) заключено соглашение N 674 о предоставлении средств областного бюджета для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2012 году (далее - соглашение N 674).
Платежными поручениями от 29.05.2012 г. N 265205, от 23.05.2012 г. N 239449, от 14.05.2012 г. N 188224, от 14.05.2012 г. N 188223, от 05.05.2012 г. N 154625 ответчику предоставлены из областного бюджета субсидии на общую сумму 12 759 300 руб., из них 9 580 200 руб. на возмещение части затрат на строительство сельскохозяйственных рынков и 3 179 100 руб. на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования.
Управление сельского хозяйства Тамбовской области в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 26.12.2011 г N 1868 "Об осуществлении финансового контроля исполнительными органами государственной власти Тамбовской области", приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 04.04.2011 г. N 51 "Об утверждении новой редакции Порядка о внутреннем финансовом контроле (аудите)" (в редакции приказа от 13.06.2012 г. N 120) и соглашением по результатам финансового контроля в отношении кооператива в части соблюдения им условий и целей, определенных при предоставлении субсидий из бюджета области, составило акт от 27.01.2014 г., согласно которому сделан вывод о неподтверждении права СПСК "Сбытовик" на получение государственной поддержки в 2012 году, а также о том, что планируемый результат не достигнут - объекты не построены и не введены в эксплуатацию.
В силу п. 14 утвержденных Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77 "Правил предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009 - 2014 годы" при выявлении нарушений условий, установленных для предоставления субсидий, Управление сельского хозяйства Тамбовской области направляет получателю требование о возврате субсидий в областной бюджет. Субсидии подлежат возврату получателем в течение 30 календарных дней со дня получения требования. При невозврате субсидий в указанный срок Управление сельского хозяйства Тамбовской области принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в областной бюджет в порядке, установленном действующим законодательством.
Управлением сельского хозяйства Тамбовской области направило в адрес СПСК "Сбытовик" требование о возврате субсидий и акт проверки для подписания.
Однако акт проверки ответчиком не подписан, возврат денежных средств в добровольном порядке произведен на сумму 489 700 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.01.2014 г. N 337.
Ссылаясь на вышеперечисленные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
В соответствии со ст.ст. 8, 14 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статья 289 БК РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В силу ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2.3.1 соглашения N 674 получатель обязан отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, необходимым для получения субсидий.
В силу п. 2.3.7 соглашения N 674 в случае выявления нецелевого использования субсидий возвратить полученные субсидии (или часть) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По смыслу ст. 28, 38, п. 3 ст. 78 БК РФ, п.п. 3, 15 утвержденных Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77 Правил предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009 - 2014 годы предоставление субсидий имеет целевой характер, его получателями являются строго сельскохозяйственные потребительские кооперативы при предоставлении ими всех необходимых документов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в редакции от 03.12.2011 г.) сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 1 данной статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
При этом в п. 13 ст. 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" установлено, что не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.
В силу ст. 15 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" граждане или юридические лица являются членами сельскохозяйственного потребительского кооператива с момента принятия решения о приеме нового члена общим собранием кооператива. Кооператив создается и функционирует на основе, в частности, принципа взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности (ст. 2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации").
В силу п.п. 8-13 Постановления Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77 "Об утверждении Правил предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального и областного бюджетов на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" для предоставления средств на возмещение части затрат получатель представляет в Управление заявление на получение субсидий и документы, указанные в приложении к настоящим Правилам, Управление регистрирует заявление получателя в порядке поступления заявлений в журнале регистрации, представленные получателем документы для получения субсидий рассматриваются Управлением в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления. Основанием для отказа в предоставлении субсидии является лишь непредставление документов, указанных в приложении к настоящим Правилам, в то время как ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в документах, несут получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При обращении в мае 2012 года за предоставлением субсидий ответчиком представлены документы в соответствии с перечнем, установленным Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что субсидии в размере 12 759 300 руб. получены ответчиком с нарушением порядка предоставления субсидий и подлежат возврату в доход областного бюджета. В частности, как указал суд, ответчик не соответствовал статусу сельскохозяйственного потребительского кооператива в 2012 году, поскольку в 2012 году для членов кооператива осуществлялось менее 50 процентов объема работ (услуг).
При этом суд основывал свои выводы на заключении судебной экспертизы от 08.10.2014 г. N 2001/4-3 ФБУ Тамбовская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ, согласно которой стоимость товаров, работ и услуг, выполненных для членов (ассоциированных) СПСК "Сбытовик" в 2012 году, определена в размере 870 687 руб. из объема всех товаров, работ и услуг в сумме 6 822 948 руб. 40 коп.
Также суд указал, что ответчик не представил доказательств в подтверждение того обстоятельства, что в соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" СПСК "Сбытовик" входил в один из ревизионных союзов и не опроверг аргументы истца о том, что на момент рассмотрения иска приобретенное оборудование не эксплуатируется, строительство сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков не осуществлено.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчика суммы всех предоставленных ему субсидий, исходя из следующего.
Буквально из п. 3 Правил предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы, утвержденных Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77, следует, что субсидии из средств областного бюджета предоставляются в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
Обстоятельство создания и регистрации СПСК "Сбытовик" в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" в качестве сельскохозяйственного потребительского кооператива истцом не оспаривается и не опровергнуто.
Таким образом, условию, предусмотренному п. 3 Правил предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы, ответчик на момент предоставления субсидий соответствовал.
Кооператив создается и функционирует на основе, в частности, принципа взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности (ст. 2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации").
В ст. 4 указанного Федерального закона перечислены возможные виды деятельности потребительских сельскохозяйственных кооперативов, при этом перечень видов хозяйственной, экономической деятельности потребительских сельскохозяйственных кооперативов не является закрытым.
Таким образом, для целей выполнения требований о реализации в пользу членов кооператива не менее 50% работ (услуг) могут приниматься во внимание иные виды взаимодействия между кооперативом и членами кооператива, направленные на удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива.
Как следует из материалов дела, субсидии в размере 3 179 100 руб. на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования получены ответчиком в счет частичной компенсации ранее понесенных затрат на приобретение 10 комплексов по продаже молока и молочных продуктов, а также одной цистерны-шасси для перевозки молока.
Конкретных методик для расчета объема работ (услуг) для членов кооператива Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а равно правовыми актами Тамбовской области не установлено.
Суд, пришел к выводу о том, что для членов кооператива СПСК "Сбытовик" осуществлялось менее 50 процентов объема работ (услуг) на основании данных заключения судебной экспертизы от 08.10.2014 г. N 2001/4-3, при этом суд сопоставил себестоимость покупки товаров кооперативом у своих членов с общей выручкой кооператива, исходя из результатов проведенной по делу экспертизы.
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 г. N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", согласно положениям ч.ч. 4 и 5 ст. 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований ч.ч. 1 и 2 ст. 71 Кодекса.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В суде первой и апелляционной инстанций ответчик также ссылался на обстоятельство приобретения 10 комплексов по продаже молока и одной цистерны-шасси в целях обеспечения потребностей членов СПСК "Сбытовик", которые использовались, в том числе для перевозки и реализации молока членов кооператива. Данное обстоятельство экспертом не исследовалось и не учитывалось при проведении экспертизы.
Ответчик также ссылался на закупку молока, учтенного в заключении эксперта, по более высокой цене относительно существующей на рынке, а также на наличие полезного эффекта для членов кооператива в виде экономии на перевозке молока, поскольку закупка осуществлялась по месту нахождения хозяйств. Данные обстоятельства экспертом также не исследовались и судом не учитывались.
Обстоятельство реального использования кооперативом в своей деятельности 10 комплексов по продаже молока (молокоматов) и одной цистерны-шасси около полутора лет, подтверждается объяснениями сторон, видеоматериалами, представленными в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, выводы суда о том, что СПСК "Сбытовик" не соответствовал статусу сельскохозяйственного потребительского кооператива в 2012 году, нельзя признать обоснованными и подтвержденными достаточными доказательствами.
То обстоятельство, что ответчик не представил доказательств в подтверждение того, что входил в один из ревизионных союзов, не является основанием для возврата субсидий, поскольку при их получении СПСК "Сбытовик" представил исчерпывающий перечень документов и истец, проверив документы истца, не отказал в предоставлении субсидий по причине отсутствия членства в ревизионном союзе.
Что касается субсидий в размере 9 580 200 руб., полученных ответчиком на возмещение части затрат на строительство сельскохозяйственных рынков, то судебная коллегия учитывает следующее.
Из последнего абзаца п. 1.6. Приложения к Правилам предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы, утвержденных Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77, следует, что после окончания строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта рынков получателем субсидий предоставляются акты приемки-передачи объекта в эксплуатацию (форма N ОС-1а или N ОС-3). При этом указано, что субсидия выплачивается по мере выполнения этапов работ.
Из материалов дела следует, что субсидии ответчику на строительство рынков выплачены по мере выполнения этапов работ.
При получении субсидии на строительство ранка площадью 1 658 кв.м. на территории рабочего поселка Знаменка ответчиком были представлены документы, в том числе план строительства (л.д. 41, т. 1), договор N 18 на осуществление функций заказчика-застройщика между СПСК "Сбытовик" и ООО "Дуэт-БК" от 01.11.2011 г. (л.д. 49-55, т. 1), титульный список стройки на 2011-2012 г.г. (л.д. 56-57, т. 1), из которых следует, что работы по окончанию строительства и ввод в эксплуатацию объекта запланированы на сентябрь-октябрь 2012 года.
Аналогичные сроки установлены относительно строящегося рынка площадью 1 658 кв.м. на территории г. Тамбова, по ул. Мичуринской, 191в (л.д. 79, 87-95, т. 1).
Между тем, как установлено судом, после получения субсидий строительство рынков ответчиком было приостановлено и в настоящее время не осуществляется. Соответствующие акты приемки-передачи рынков в эксплуатацию (форма N ОС-1а или N ОС-3) ответчиком не представлены.
В подтверждение своих намерений по завершению строительства ответчиком представлен договор инвестирования строительства сельскохозяйственных потребительских рынков от 14.08.2014 г. с ООО "Тамбовский фермер" в лице директора Бастрыкиной Е.Е. (она же является председателем СПСК "Сбытовик").
Однако документов, подтверждающих какое-либо финансирование и реальное исполнение договора от 14.08.2014 г., суду представлено не было.
Таким образом, цель предоставления Тамбовской областью субсидий СПСК "Сбытовик" на строительство рынков не достигнута.
Условия, на которых были предоставлены субсидии, учитывая обязательства СПСК "Сбытовик", не выполнены.
Ссылки ответчика на тяжелое материальное положение, наличие кредитных обязательств, судебные споры по поводу земли, не принимаются судебной коллегией, поскольку СПСК "Сбытовик" не доказал, что кооперативом были предприняты реальные и достаточные действия, направленные на завершение строительства рынков.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области в части взыскания с СПСК "Сбытовик" в доход бюджета Тамбовской области 9 090 500 рублей (за вычетом добровольно возвращенной суммы в размере 489 700 руб.) являются правильными.
Между тем, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 г. подлежит изменению, поскольку в части взыскания с ответчика субсидии в размере 3 179 100 руб. принято по неполно выясненным обстоятельствам и при недоказанности имеющих значение обстоятельств (п.п. 1,2 ч. 1 ст. 270 АПК РФ). В удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области в указанной части следует отказать.
В части взыскания с СПСК "Сбытовик" в доход бюджета Тамбовской области 9 090 500 рублей решение суда является законным, обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильности выводов суда о взыскании с СПСК "Сбытовик" 9 090 500 рублей сводятся к несогласию с установленными в решении суда обстоятельствами и их оценкой, однако иная оценка заявителем этих обстоятельств не может служить основанием для отмены принятого судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку требования истца по итогам рассмотрения апелляционной жалобы удовлетворены частично, то расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Размер государственной пошлины, исходя из суммы заявленных истцом требований (12 269 600 руб.) составляет 84 348 руб.
В соответствии с положениями ст. 333.37 НК РФ Управление сельского хозяйства Тамбовской области освобождено от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с учетом результатов рассмотрения дела с СПСК "Сбытовик" в доход федерального бюджета надлежит взыскать 68 453 руб. госпошлины по иску.
При обращении с апелляционной жалобой СПСК "Сбытовик" уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы понесенные ответчиком судебные расходы в виде государственная пошлина в размере 518 руб. 21 коп. относится на истца - Управление сельского хозяйства Тамбовской области и подлежит взысканию в пользу СПСК "Сбытовик".
На основании ч. 2 ст. 319 АПК РФ исполнительные листы подлежат выдаче судом первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 102-112, 266-269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.11.2014 г. по делу N А64-7241/2013 изменить.
Исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области удовлетворить частично.
Взыскать с Сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Сбытовик" (ОГРН 1076828000325, ИНН 6828005658) в пользу Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) в доход бюджета Тамбовской области 9 090 500 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Сбытовик" (ОГРН 1076828000325, ИНН 6828005658) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 68 453 рубля.
Взыскать с Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) в пользу Сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Сбытовик" (ОГРН 1076828000325, ИНН 6828005658) 518 рублей 21 коп. судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Г.В. Владимирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7241/2013
Истец: Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив "Сбытовик"
Третье лицо: Тамбовский ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов, ФБУ Тамбовская лаборатория судебной экспертизы
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2259/15
23.06.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2259/15
17.04.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4004/14
13.11.2014 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7241/13
30.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4004/14