г.Калуга |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А62-221/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.08.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола помощником судьи |
Степиной Л.В.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ИП Барнева Н.М., Смо-ленская обл., Руднянский район, ОГРН 305671301300377 |
Поляковой Е.С. - дов. от 04.08.2015 |
от заинтересованного лица -УМВД России по Смоленской области, г.Смо-ленск, ОГРН 1036758303460, в лице МОЭРТН и РАС ГИБДД УМВД России по Смоленской области от третьих лиц - УМВД России по Псковской области, г.Псков, ОГРН 1036000302964 УГИБДД УМВД России по Псковской области, г.Псков Флям Е.И., Псковская обл., г.Великие Луки ООО "Евро-Трак", г.Псков Центральной акцизной таможни, г.Мо-сква |
Руденко В.В. - дов. от 17.12.2014
не явились
не явились
не явились
не явились
не явились не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.2014 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А62-221/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Барнев Николай Михайлович обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (далее - УГИБДД УМВД по Псковской области) по аннулированию выдачи паспорта транспортного средства (ПТС) от 31.08.2012 60 НО 074032 в отношении автомобиля марки "Scania" 114.380, регистрационный знак Н770МС67, идентификационный номер (VIN) VLUR4Х20009081317, седельный тягач, и по внесению ПТС, свидетельства о регистрации, государственных регистрационных знаков в базу розыска утраченной и похищенной специальной продукции, Межрайонного отдела по экзаменационной работе, техническому надзору и регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Смоленской области (далее - МОЭРТН и РАС ГИБДД УМВД по Смоленской области) по аннулированию регистрации автомобиля марки "Scania" 114.380, регистрационный знак Н770МС67, VIN VLUR4Х20009081317, седельный тягач, об обязании УГИБДД УМВД по Псковской области восстановить ПТС от 31.08.2012 60НО074032 и исключить сведения о нем из базы розыска утраченной и похищенной специальной продукции, об обязании МОЭРТН и РАС ГИБДД УМВД по Смоленской области восстановить регистрационный учет автомобиля марки "Scania" 114.380, регистрационный знак Н770МС67, VIN VLUR4Х20009081317, седельный тягач за Барневым Н.М. и исключить сведения о свидетельстве о регистрации, государственных регистрационных знаках из базы розыска утраченной и похищенной специальной продукции.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Флям Елену Ивановну, общество с ограниченной ответственностью "Евро-трак" (далее - общество, ООО "Евро-трак"), Управление Министерства внутренних дел России по Смоленской области (далее - УМВД по Смоленской области), Управление Министерства внутренних дел России по Псковской области (далее - УМВД по Псковской области).
В ходе рассмотрения дела предприниматель поддержал единственное требование об обязании МОЭРТН и РАС ГИБДД УМВД по Смоленской области восстановить регистрационный учет автомобиля марки "Scania" 114.380, регистрационный знак Н770МС67, VIN VLUR4Х20009081317, седельный тягач, 2003 года выпуска, цвет - голубой, двигатель DC 1104, за Барневым Н.М. с выдачей новых регистрационных документов - ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства и государственных регистрационных знаков.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, требования заявителя удовлетворено.
В кассационных жалобах УМВД по Смоленской области и УМВД по Псковской области просят принятые судебные решения отменить, в удовлетворении требования предпринимателя отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права.
В отзыве на жалобы Барнев Н.М. просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УМВД по Смоленской области поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель Барнева Н.М. просила оставить кассационные жалобы без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей УМВД по Смоленской области и Барнева Н.М., суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, предприниматель Барнев Н.М. по договору купли-продажи от 22.09.2012 приобрел у Флям Е.И. автомобиль марки Scania 114.380, государственный регистрационный знак Н770МС67, VIN VLUR4Х20009081317, седельный тягач, 2003 года выпуска, цвет - голубой, двигатель DC 1104.
ПТС 60НО074032 на данный автомобиль выдан 31.08.2012 ООО "Евро-Трак".
29.09.2012 Барнев Н.М. обратился в межрайонный отдел государственного технического осмотра автомототранспортных средств и регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД УМВД по Смоленской области (МОГТОАС и РЭР ГИБДД УМВД по Смоленской области) с заявлением о регистрации приобретенного автомобиля Scania 114.380. Для регистрации транспортного средства был представлен ПТС 60НО074032, договор купли-продажи от 22.09.2012 и акт приема-передачи от 22.09.2012. В этот же день транспортное средство было зарегистрировано и выдано свидетельство о регистрации транспортного средства 67ХР623453 и государственные регистрационные знаки Н770МС67.
09.08.2013 в УГИБДД УМВД по Смоленской области из УГИБДД УМВД по Псковской области поступило письмо с заключением ГИБДД УМВД по Псковской области от 01.07.2013, из которого следует, что 02.07.2012 между УМВД по Псковской области и ООО "Евро-Трак" был заключен договор N 02/07-01 о купле-продаже паспортов транспортных средств. 06.07.2012 ООО "Евро-Трак" обратилось в УГИБДД УМВД по Псковской области с заявлением о получении ПТС. При этом обществом было представлено одобрение типа транспортного средства NЕ-RU.МР0N.В.00079, сроком действия с 09.07.2012 по 09.07.2015, выданного органом по сертификации "Сертификационный центр "ТЕСТ-СДМ". Согласно указанному одобрению ООО "Евро-Тракт" получило разрешение на серийный выпуск транспортных средств категории "04", коммерческое наименование и тип "полуприцеп тентованный - 983310", "полуприцеп тентованный бортовой - 983311" и "полуприцеп фургон общественного назначения - 983312". Под это одобрение обществу выданы бланки ПТС в количестве 200 штук (60НН с N 108631 по N 108730 и 60НО с N 074001 по N 074100).
Проведенной сотрудниками УГИБДД УМВД по Псковской области проверкой установлено, что основная часть ПТС выдана обществом на транспортные средства категории "N" (грузовые автомобили) на основании свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства, в том числе и на спорный автомобиль марки Scania 114.380.
На основании заключения от 01.07.2013 УГИБДД УМВД по Псковской области аннулировало выдачу ПТС 60НО074032 и внесло информацию в базу розыска.
Заключением МОГТОАС и РЭР ГИБДД УМВД по Смоленской области от 05.09.2013 предписано аннулировать регистрацию автомобиля Scania 114.380, регистрационный знак Н770МС67, идентификационный номер (VIN) VLUR4Х20009081317.
Сотрудниками УГИБДД по Смоленской области 18.09.2013 произведен осмотр указанного транспортного средства, по результатам которого изъяты государственные регистрационные знаки, свидетельство о регистрации, как находящиеся в розыске.
Не соглашаясь с указанными действиями органов внутренних дел, предприниматель обратился с вышеназванным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что спорное транспортное средство было допущено к участию в дорожном движении за пределами России в 2005 году, ввезено в Россию 29.08.2012 в разборном виде, сборка осуществлена в России обществом "Евро-Трак" без изменения его маркировки и конструкции, после чего 30.08.2012 выпущено в обращение в России с выдачей ПТС; и хотя оценка безопасности транспортного средства перед его выпуском в обращение в РФ не проводилась (достоверность свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) N А-FR.АВ65.А.01612 от 14.09.2012 не подтвердилась), оформление СБКТС для заявителя теперь невозможно в силу нормативных ограничений, а по экспертному заключению транспортное средство соответствует требованиям безопасности дорожного движения.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Судами установлено, что оценка безопасности транспортного средства заявителя перед его выпуском в обращение в России с выдачей свидетельства о безопасности транспортного средства фактически не проводилась, так как представленное заявителем свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) N A-FR.AB65.A.01612 от 14.09.2012 является недостоверным, поскольку оригинал документа в дело не представлен, свидетельство с таким номером в реестре Росстандарта отсутствует.
Приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
В соответствии с п. 2 Правил N 1001 регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
На основании п. 51 указанных Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в п. 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Пункт 3 Правил N 1001 (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) предусматривал, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Регламент N 720), действовавший в спорный период, устанавливал требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В соответствии с разделом III названного Регламента оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа (п. 16); на основании заключения о возможности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) орган по сертификации оформляет одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) (п. 34); результатом положительной оценки соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение является оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - п. 66 - 75(1).
Согласно Регламенту N 720 СБКТС - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего Технического регламента.
Понятие "единичное транспортное средство" также дано в Регламенте N 720, согласно которому это - транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
При отсутствии документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) (ОТТС, ОТШ) или СБКТС, ПТС не подлежит выдаче, транспортное средство не подлежит регистрации и допуску к участию в дорожном движении.
Согласно п. 41 Положения о ПТС и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Минпромэнерго Российской Федерации N 192, Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС), в строке 17 ПТС "Одобрение типа транспортного средства" указываются номер, под которым сведения об ОТТС или СБКТС включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или СБКТС и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.
Пунктом 4 Положения о ПТС предусмотрено, что ПТС выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.
В соответствии с п. 5 Положения о ПТС организациями и (или) предпринимателями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 года и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом N 720 (одобрения типа транспортного средства, выданного на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или одобрения типа шасси.
Как следует из материалов дела, ООО "Евро-Трак" при выпуске в обращение спорного транспортного средства Scania 114.380 выдало ПТС 60НО074032 как изготовитель транспортного средства, в котором содержится недостоверная информация.
Однако, как указано выше, бланки ПТС были выданы ООО "Евро-Трак" для производства и выпуска транспортных средств категории "О4" (прицепы), а не категории "N" (грузовые автомобили".
В ПТС 60НО074032, выданном обществом "Евро-Трак" 31.08.2012, в разделе 16 указана организация-изготовитель транспортного средства - ООО "Евро-Трак" (Россия); в разделе 17 "Одобрение типа" - указано СБКТС N A-FR.AB65.A.01612 от 14.08.2012 (т.1, л.д.18).
Однако СБКТС N A-FR.AB65.A.01612 выдано 14.09.2012, а не 14.08.2012.
В СБКТС N A-FR.AB65.A.01612 от 14.09.2012 изготовителем автомобиля Scania 114.380 значится "Scania Production Angers SAS", Франция (т.1, л.д.12).
Кроме того, как указано выше, СБКТС N A-FR.AB65.A.01612 от 14.09.2012 недостоверно.
Таким образом, оценка безопасности единичного транспортного средства, изготовленного в России, в аккредитованной испытательной лаборатории не производилась.
Заключение технической экспертизы от 28.05.2014 N 151/14, на которое ссылается суд, не является надлежащим доказательством соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, поскольку не заменяет собой СБКТС, выданное аккредитованной испытательной лабораторией. Техническим регламентом N 720 не предусмотрена возможность представления иных документов, подтверждающих безопасность транспортного средства, помимо СБКТС.
Поскольку предпринимателем не представлены доказательства прохождения процедуры оценки соответствия транспортного средства перед его выпуском в обращение в России, предусмотренной Регламентом N 720, то оснований для удовлетворения его требования о восстановлении регистрации автомобиля и выдачи регистрационных документов у суда не было.
Поэтому решение от 17.12.2014 и постановление от 27.04.2015 следует отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать.
Руководствуясь п.2ч.1ст.287, ч.1,ч.2ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу N А62-221/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Барневым Николаем Михайловичем требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
В.Н.Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.