город Калуга |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А48-4094/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Толкачевой И.Ю. |
при участии в заседании:
от истца МПП ВКХ "Орелводоканал"
от ответчика ООО "Промжилстрой" |
Кузякина Н.В. -дов. от 31.12.2014, Гальперин М.Р. - дов. от 14.01.2015
Кацай А.А. - дов. от 31.12.2014 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МПП ВКХ "Орелводоканал" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу N А48-4094/2014,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" (далее - МУП ВКХ "Орелводоканал") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к ООО "Промжилстрой" о взыскании 3 668 599 руб. 06 коп., в том числе: 1 766 167 руб. - задолженность по внесению платы за подключение к системе коммунального водоснабжения и водоотведения по договору от 05.10.2011 г. N 94; 1 902 432 руб. 06 коп. - неустойка за период с 21.10.2011 г. по 16.09.2014 г.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, МПП ВКХ "Орелводоканал" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что заключенный между сторонами договор от 05.10.2011 г. N 94 является специальным видом договора - договором о технологическом присоединении, который не должен содержать условий о производстве МПП ВКХ "Орелводоканал" подрядных работ по подключению спорного дома к системам канализации и водоснабжения.
МПП ВКХ "Орелводоканал" указывает на то, что инвестиционная программа направлена на развитие всей системы коммунальной инфраструктуры города, а не отдельных ее частей.
Подключение новых объектов микрорайона N 6, в котором располагается спорный дом, было предусмотрено инвестиционной программой с учетом внесенных в нее в 2012 году изменений.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований МПП ВКХ "Орелводоканал".
Как видно из материалов дела, 22.09.2011 г. письмом N 154 ООО "Промжилстрой" обратилось к МУПП ВКХ "Орелводоканал" с просьбой выдать технические условия для присоединения к сетям водоснабжения и канализации многоквартирного жилого дома по ул. Бурова.
МУПП ВКХ "Орелводоканал" выдало ООО "Промжилстрой" условия подключения (технические условия для присоединения) к системе коммунального водоснабжения и водоотведения г. Орла на объект - 9-этажный многоквартирный жилой дом (поз.4) по ул. Бурова, МР-6, N 46. Согласно указанным условиям, присоединение объекта к водоснабжению необходимо осуществить от квартальной водопроводной сети Д-200 мм по ул. Бурова, колодец с отм. 211,34/209,59 с установкой отключающей арматуры, (водопроводная сеть в ведомственной принадлежности ООО "Промжилстрой"); присоединение объекта к водоотведению осуществить в канализационную сеть Д-200 мм по ул. Бурова, (канализационная сеть в ведомственной принадлежности ООО "Промжилстрой").
Между ООО "Промжилстрой" (заказчик) и МПП ВКХ "Орелводоканал" (исполнитель) 05.10.2011 г. был заключен договор N 94 о подключении строящегося объекта капитального строительства к системе коммунального водоснабжения и водоотведения, а именно: 9-этажного многоквартирного жилого дома (поз. 4) по адресу: г. Орел, ул. Бурова, МР N 6. В качестве предмета договора в п. 1.1 указано подключение объекта с размером нагрузки потребления питьевой воды: 81,49 м 3 /сут., размером нагрузки водоотведения 78,41 м 3/сут., расположенного на земельном участке, принадлежащем Заказчику на праве аренды земельного участка на основании договора аренды 19.02.2007 г. N 187/з, к систему коммунального водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1.2 договора местоположение точек подключения определены условиями подключения сетей водоснабжения и водоотведения объекта от 05.10.2011 г. N 359.
В соответствии с п. 2.2. договора исполнитель обязался осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей водоснабжения и водоотведения к подключению объекта и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360); проверить выполнение заказчиком условий подключения и установить пломбы на приборах (узлах) учета ресурсов, кранах и задвижках на их обводах в установленный договором о подключении срок со дня получения от заказчика уведомления о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения и оборудования объекта к приему ресурсов. Осуществление названных действий завершается составлением обеими сторонами акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения и оборудования объекта к подключению к системе коммунального водоснабжения и водоотведения; осуществить не позднее установленной договором о подключении даты подключения (но не ранее подписания акта о готовности) действия по присоединению к системе коммунального водоснабжения и водоотведения внутриплощадочных или внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения и оборудования объекта.
Согласно п. 2.4.6 договора заказчик обязан для выполнения комплекса работ, предусмотренного "Инвестиционной программой" МПП ВКХ "Орелводоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Орла на 2008-2014 гг." и обеспечения возможности подключения объекта к сетям коммунального водоснабжения и водоотведения, внести плату за подключение к сетям коммунального водоснабжения и водоотведения г. Орла, согласно Решению Орловского городского Совета народных депутатов от 21.12.2006 N 10/178-ГС (в редакции Решений Орловского городского Совета народных депутатов от 29.04.2010 N 2/1012-ГС). Размер платы за подключение определен на основании расчетной нагрузки водопотребления и водоотведения Объекта и тарифов на подключение, утвержденных постановлением Администрации города Орла "О тарифах МПП ВКХ "Орелводоканал" на подключение и тарифах на подключение к водопроводно-канализационной системе г. Орла" от 12.03.2010 N 729 в сумме:
Водоснабжение: 530 181,6 руб. за 1 м3/час * 81,49 м3/час/24 = 1 800 187,44 руб., в т.ч НДС;
Водоотведение: 530 181,6 руб. за 1 м3/час * 78,41 м3/час/24 = 1 732 147,47 руб., в т.ч. НДС;
Всего: 3 532 334,91 руб. 91 коп., в т.ч. НДС.
Пунктом 2.4.7 договора установлен порядок внесения заказчиком оплаты за подключение к системе коммунального водоснабжения и водоотведения, согласно которому заказчик вносит на расчетный счет исполнителя: 529 850 руб. в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 1 236 317 руб. в течение 180 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения; 1 766 167 руб. 91 коп. - в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов.
В соответствии с п. 5.1 договора исполнитель обязуется осуществить мероприятия по созданию систем коммунального водоснабжения и водоотведения по подключению объекта, предусмотренные п. 2.2.1 настоящего договора, в срок до ввода объекта в эксплуатацию - 3 квартал 2013 года.
Согласно п. 4.1 настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до исполнения в полном объеме всех обязательств.
В пункте 4.5 договора стороны установили, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре.
29.10.2014 г. ответчик направил в адрес истца письмо N 252 с уведомлением об одностороннем расторжении договора от 05.10.2011 г. N 94, в связи с тем, что в обусловленные договором сроки работы по созданию коммунальной инфраструктуры до застраиваемого земельного участка МПП ВКХ "Орелводоканал" не произвело.
Поскольку ответчик не исполнил обязательства по внесению платы за подключение к системе коммунального водоснабжения и водоотведения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из того, что на момент заключения договора мероприятия по развитию систем коммунального водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в отношении спорного участка трубопровода в инвестиционную программу МПП ВКХ "Орелводоканал" по развитию систем коммунального водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Орла на 2008-2014 годы, утвержденную решением Орловского городского совета народных депутатов от 28.08.2008 г. N 36/578-ГС, включены не были, в связи с чем в силу пп. 2 п. 14 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, к оплате могли быть предъявлены только фактически выполненные исполнителем работы по подключению дома к системам водоснабжения и водоотведения, которые МПП ВКХ "Орелводоканал" выполнены не были.
Суд пришел к выводу, о том, что поскольку для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает данные выводы основанными на неверном толковании норм материального права, выводы суда не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48).
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры (статья 4).
Во исполнение требований законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее- Правила N 360).
Названные Правила определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами (пункт 5 Правил N 360).
Федеральный закон N 210-ФЗ, устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2).
Согласно п. 1 и 2 ст. 12 Федеральный закон N 210-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Размер платы за подключение (технологическое присоединение) определяется как произведение тарифа на подключение (технологическое присоединение) к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания также установлены в подпунктах 1 и 3 пункта 14 Правил N 360, в соответствии с которым:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается, что соответствует требованиям Федерального закона, предусматривающего взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения только в тех случаях, когда строительство или реконструкция объектов капитального строительства будут связаны с увеличением потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения иного объекта.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что решением Орловского городского совета народных депутатов от 28.08.2008 г. N 36/578-ГС утверждена инвестиционная программа МПП ВКХ "Орелводоканал" по развитию систем коммунального водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Орла на 2008-2014 годы. Целью данной программы являлось: модернизация (реконструкция) действующих сетей и сооружений водопроводно-канализационной системы г. Орла; создание резерва мощности и пропускной способности сетей и сооружений водопроводно-канализационной системы г. Орла, необходимых для обеспечения подключения вводимых объектов жилищного и промышленного строительств, объектов соцкультбыта; расширение водопроводно-канализационной системы г. Орла, связанное со строительством новых сетей и сооружений водопровода и канализации, с целью повышения доступности товаров и услуг для потребителей, в том числе обеспечение новых потребителей товарами и услугами организации коммунального комплекса; улучшение качества водоснабжения и очистки сточных вод.
Арбитражным судом установлено, что спорный объект был внесен в инвестиционную программу путем ее изменения в 2012 году.
Одной из целей программы является создание резерва мощности и пропускной способности сетей и сооружений водопроводно-канализационной системы г. Орла.
Как следует из материалов дела в п. 6 вышеназванной инвестиционной программы в разделе реконструкция водоводов и сборных канализационных коллекторов предусмотрено строительство водовода Д = 500 мм по ул. Раздольная от ул. Бурова до ул. Михалицына в Северном районе г. Орла для обеспечения возможности подключения новых объектов, в том числе новых объектов микрорайона N 6, а также в п. 13 - строительство канализационного коллектора диаметром 1000 мм по ул. Раздольной (т. 2, л.д. 70, 74).
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в отношении спорного дома не были предусмотрены в инвестиционной программе, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Как следует из технических условий N 40 от 22.02.2008 (л.д. 57, т.1), для подключения 10-этажного многоквартирного дома N 44 к системе коммунального водоснабжения и водоотведения г. Орла необходимо было осуществить строительство участка запроектированного водовода диаметром 500 мм по ул. Бурова от ул. Раздольная до ул. Родзевича-Белевича (ориентировочная протяженность 500 м).
Как пояснил представитель истца в суде кассационной инстанции, строительство нового водовода было осуществлено ответчиком при строительстве дома N 44 в порядке исполнения данных технических условий, и к условиям подключения N 359 отношения не имеет.
Стоимость строительства указанных сетей была зачтена по пояснениям истца и ответчика в счет оплаты технологического присоединения по дому N 44.
Довод ответчика о том, что присоединение дома N 46 осуществлено к ведомственной, а не к централизованной системе коммунального водоснабжения, правового значения не имеет, так как из п. 1.1.1 условий подключения N 359 следует, что присоединение объекта должно быть осуществлено от водопроводной сети, находящейся в ведомственной принадлежности ООО "Промжилстрой".
Таким образом, учитывая, что инвестиционная программа содержит указание на необходимость создания резерва мощности и пропускной способности всех сетей и сооружений водопроводно-канализационной системы г. Орла, вывод арбитражного суда о том, что в связи с отсутствием в инвестиционной программе мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности конкретной сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, плата не за технологическое подключение взиматься не должна, является необоснованным.
Размер платы за технологическое подключение определен в договоре от 05.10.2011 г. N 94, который в силу ст. 8 ГК РФ является одним из оснований возникновения обязательств.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Поскольку заказчиком обязательство по внесению предусмотренной договором платы за технологическое присоединению спорного дома к системам водоснабжения и канализации города Орала не исполнена, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а иск МПП ВКХ "Орелводоканал" удовлетворению.
Относительно расчета неустойки ответчиком возражений в суде не заявлялось.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая результат рассмотерния кассационной жалобы, государственная пошлина в размере 41 343 руб., уплаченная истцом при подаче иска в силу положений вышеназванной статьи подлежит взысканию с ответчика.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Таким образом, 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченные истцом при подаче апелляционной жалобы и 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченные МПП ВКХ "Орелводоканал" при подаче кассационной жалобы, также подлежат взысканию с ответчика.
С учетом изложенного, принимая во внимание, неверное толкование судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу N А48-4094/2014 отменить.
Исковые требования МПП ВКХ "Орелводоканал" удовлетворить.
Взыскать с ООО "Промжилстрой" (ОГРН 1035754002855, ИНН 5754003130) в пользу МПП ВКХ "Орелводоканал" (ОГРН 1025700829296, ИНН 5701000368) 1 766 167 руб. задолженности и 1 902 432 руб. 06 коп. неустойки.
Взыскать с ООО "Промжилстрой" (ОГРН 1035754002855, ИНН 5754003130) в пользу МПП ВКХ "Орелводоканал" (ОГРН 1025700829296, ИНН 5701000368) в порядке возмещения судебных расходов 41 343 руб. госпошлины по иску.
Взыскать с ООО "Промжилстрой" (ОГРН 1035754002855, ИНН 5754003130) в пользу МПП ВКХ "Орелводоканал" (ОГРН 1025700829296, ИНН 5701000368) в порядке возмещения судебных расходов по апелляционной жалобе 3 000 рублей и 3 000 рублей в порядке возмещения судебных расходов по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.