г.Калуга |
|
8 сентября 2015 г. |
Дело N А68-11537/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Смолко С.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Андрусенко Светланы Шотовны (ОГРНИП 304710535200262, г. Тула): Андрусенко С.Ш., паспорт; Жилина А.С. - представителя, действующего по доверенности от 31.08.2015 без номера;
от администрации муниципального образования город Тула (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032, Ленина пр., д. 2, г. Тула, 300002): Старостиной Н.С. - представителя, действующей по доверенности от 16.10.2013 N 69;
от третьих лиц:
Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, Жаворонкова ул., д. 2, г. Тула, 300012): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (ОГРН 1077106005943, ИНН 7106076980, Гоголевская ул., д. 73, г. Тула, 300034): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области (Менделеевская ул., д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Тула на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.02.2015 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А68-11537/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Андрусенко Светлана Шотовна (далее по тексту - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Тула (далее по тексту также - Администрация), выразившегося в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержденную постановлением администрации города Тулы от 26.03.2012 N 758, торгового павильона "Цветы", площадью 14 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98а (на автобусной остановке напротив магазина "Маяк") Привокзального района города Тулы, и о возложении на администрацию обязанности включить этот павильон в настоящую Схему.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, и отказать Предпринимателю в удовлетворении его требований.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а Предприниматель и его представитель высказались против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, учитывая следующее.
Судами установлено, 14.11.2001 на основании постановления главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы от 17.08.2001 N 851 с предпринимателем Андрусенко С.Ш. заключен до 31.12.2002 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:020211:0004, площадью 14 кв. м, расположенного в Привокзальном районе г. Тулы, по Одоевскому шоссе (напротив магазина "Маяк") на автобусной остановке, по условиям которого земельный участок предоставлен для установки и дальнейшей эксплуатации торгового павильона "Цветы". Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды продлен и возобновлен на неопределенный срок, о чем свидетельствуют постановление главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы от 15.12.2002 N 1458, письмо администрации Привокзального района Управы г. Тулы от 17.12.2003 N 3330 и письмо комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от 07.12.2006 N 8956.
В соответствии с выданным 25.07.2001 Главным управлением архитектуры и градостроительства Управы г. Тулы паспортом отделки и размещения временного сооружения N 31/01-3п Предпринимателем на арендованном земельном участке возведен павильон "Цветы".
Постановлением администрации г. Тулы от 26.03.2012 N 758 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула (далее - Схема), в которую был включен киоск с остановочным навесом "Цветы", площадью 8 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98-а, авт. остановка "Магазин "Маяк".
В вышеуказанное постановление Администрации вносились изменения постановлениями администрации г. Тулы от 17.09.2012 N 2665, от 08.10.2012 N 2850, от 28.11.2012 N 3379, от 19.03.2013 N 720, от 10.06.2013 N 1525, от 14.08.2013 N 2579, от 30.09.2013 N 3187, касающиеся утверждения изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула. В измененные Схемы упомянутый объект не включался.
08.07.2013 Предприниматель обратился с письмом в администрацию с просьбой о включении в Схему остановочного павильона (киоска) "Цветы" на остановке "магазин "Маяк" в Привокзальном районе г. Тулы, в ответ на которое администрация сообщила о невозможности такого включения, ссылаясь на отказ в согласовании места размещения объекта ОАО "Тульские городские электрические сети" и необходимость согласования паспорта размещения объекта с организациями жизнеобеспечения города и Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы.
После получения согласования с ОАО "Тульские городские электрические сети" электроснабжения павильона, постановлением администрации г. Тулы от 07.03.2014 N 6344 (последующие постановления от 16.05.2014 N 1410, от 22.09.2014 N 2970, от 20.11.2014 N 3796) в Схему был включен киоск с остановочным навесом по адресу: Одоевское шоссе, 98-а, автобусная остановка "Магазин "Маяк", площадью 6 кв. м.
Заявитель 10.04.2014 и 30.05.2014 обратился в администрацию с просьбой включить в Схему торговый павильон "Цветы", площадью 14 кв. м по указанному выше адресу.
Однако Администрация указала, что Схемой (в редакции постановлений администрации г. Тулы от 07.03.2014 N 634, от 16.05.2014 N 1410) по адресу: г. Тула, Одоевское шоссе, 98-а, предусмотрено размещение киоска с остановочным навесом, со специализацией "Цветы" другой площадью.
Полагая, что администрацией г. Тулы допущено незаконное бездействие, выразившееся в невключении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Тулы торгового павильона "Цветы", площадью 14 кв. м, по Одоевскому шоссе, 98а (на автобусной остановке напротив магазина "Маяк") Привокзального района города Тулы, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывали следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) одной из целей настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу части 1 статьи 10 Закон N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Приказом комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку от 17.02.2012 N 6 установлен порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления муниципального образования Тульской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно пункту 12 Порядка разработанная схема и вносимые в нее изменения утверждаются муниципальным правовым актом.
Пунктом 14 Порядка установлено, что нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии, что они были размещены в соответствии с действующим законодательством.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом N 381-ФЗ, Правилами N 772 и Порядком предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов.
Учитывая, что торговый павильон "Цветы", площадью 14 кв. м, расположенный по Одоевскому шоссе г. Тулы, 98-а, автобусная остановка "Магазин "Маяк", эксплуатируется заявителем с 2001 года на арендуемом участке, объект возведен на основании разработанного и согласованного с соответствующими организациями жизнеобеспечения города Тулы и Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы паспорта отделки и размещения временного сооружения, проектная документация на строительство торгового объекта была надлежащим образом утверждена, имеется необходимое разрешение администрации Привокзального района Управы г. Тулы от 19.02.2002 N 2, и доказательств размещения объекта с нарушениями действующего законодательства материалы дела не содержат, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о незаконности бездействия Администрации, выразившегося в невключении принадлежащего заявителю торгового павильона в Схему и о нарушении данным бездействием прав и законных интересов Андрусенко С.Ш. в сфере предпринимательской деятельности, а поэтому обоснованно удовлетворили ее требования.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 13.02.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу N А68-11537/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.