г.Калуга |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А08-9904/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола помощником судьи |
Степиной Л.В.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "ЕвроХим", г.Белгород, ОГРН 1113123008041 |
Хапилин А.В.- дов. от 04.04.2013 на 3 года |
от заинтересованного лица - Управле-ния финансовой и налоговой политики администрации Яковлевского района, Белгородская обл., Яковлевский р-он от третьего лица - УКС администрации Яковлевского района, Белгородская обл., Яковлевский р-н |
Панфилова Ю.В.- дов. от 02.03.2015 Старикова Е.В.- дов. от 08.12.2014
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.03.2015 (судья Родионов М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А08-9904/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района Белгородской области (далее - Управление финансов) в части неисполнения исполнительного документа по взысканию денежных сумм с Управления капитального строительства администрации Яковлевского района (далее - УКС).
УКА выступало по делу третьим лицом без самостоятельных требований.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление финансов просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении заявленного требования обществу отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители Управления финансов поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
УКС надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей Управления финансов и общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, решением Арбитражного суда Белгородской области от 31.01.2014 по делу N А08-6708/2013, вступившего в законную силу 23.04.2014, с УКСа в пользу общества взыскано 623 772 руб.
30 мая 2014 г. по заявлению общества в порядке ст. 319 АПК РФ суд направил на исполнение Управлению финансов исполнительный лист серия АС N 004530082 по делу N А08-6708/2013 от 31.01.2014 на взыскание 623777,00 руб.
В связи с неисполнением Управлением финансов исполнительного документа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 182, частью 1 статьи 318 АПК РФ предусмотрено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства, в частности, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
В силу п. 2 ст. 1 Закона "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, который не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Пунктами 4, 5 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пункта 7 указанной статьи при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес должника направлено уведомление от 17.06.2014 N 246 о поступлении в Управление финансов указанного выше исполнительного документа.
Управлением финансов в соответствии с п. 7 ст. 242.5 БК РФ приостановлено осуществление операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Управлении финансов, о чем в адрес должника 22.09.2014 направлено извещение N 362.
Однако, как верно указал суд, в материалы дела Управлением финансов не представлены доказательства инициирования процедуры внесения в решение муниципального совета района о бюджете на 2014, 2015 годы изменений с целью распределения расходов для оплаты задолженности по исполнительному документу. Напротив, из сообщения Управления финансов от 19.02.2015 за N 117 следует, что на 2015 в бюджет муниципального района "Яковлевский район" средства на содержание Управления капитального строительства не заложены (т.1, л.д.77).
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
В силу положений 198 АПК РФ Управление финансов должно доказать, что предпринимало все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Бездействие Управления финансов, выразившееся в неисполнение возложенной на него законом обязанности по исполнению судебного акта в трехмесячный срок - противоречит статье 16 АПК РФ, а следовательно, является незаконным.
Управление должно было проявить надлежащую инициативу и выполнить юридическую обязанность по подготовке проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о незаконности бездействия Управления финансов и обоснованно удовлетворил требование общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.03.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу N А08-9904/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.