г. Калуга |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А09-1148/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 24.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Гладышевой Е.В. Гриднева А.Н.
Масенковой О.А. |
от истца Честкова Дмитрия Георгиевича
от ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
от третьих лиц Правительства Брянской области
Муниципального образования "город Клинцы" в лице Клинцовской городской администрации |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Бабарыкина Ю.В. - представитель (дов. от 11.09.2015)
Представитель не явился, извещен надлежаще
Иванова Н.Г. - представитель (дов. от 31.12.2014) Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Правительства Брянской области, г.Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А09-1148/2014,
УСТАНОВИЛ:
Честков Дмитрий Георгиевич, г.Клинцы Брянской области обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области, г.Брянск (ОГРН 1023202747721) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г.Брянск (ОГРН 1043244052092) об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка площадью 21 842 кв.м. с кадастровым N 32:30:0030301:8, расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Скачковская, д.3 равной ее рыночной стоимости в размере 3 975 244 руб., с учетом уточнения заявленных исковых требований, в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.03.2015 (судья Зенин Ф.Е.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Капустина Л.А.), заявленные исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель третьего лица - Правительства Брянской области поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей третьего лица и ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Честков Д.Г. на основании договора аренды земельного участка от 13.07.2006 N 1179 является арендатором земельного участка из категории земель поселений, площадью 21 842 кв.м. с кадастровым N 32:30:0030301:8, расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Скачковская, д.3.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения, в соответствии с которым кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 4 455 768 руб.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 ст.66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Из п.5 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу п.10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
На основании п.10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2011 N 275-О-О следует, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Соответственно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу ч.5 ст.4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Определением суда области по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено ООО "Приоритет плюс".
Согласно экспертному заключению от 29.12.2014 N 0009/3У/12 рыночная стоимость земельного участка площадью 21 842 кв.м. с кадастровым N 32:30:0030301:8, расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Скачковская, д.3, составляет 3 975 244 руб.
Оценив данное экспертное заключение, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении ООО "Приоритет плюс", уточнения истцом заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Частью 2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу ч.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Следовательно, судами верно указано на то, что судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Указание заявителя жалобы на неправомерный отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства Правительства Брянской области о проведении по делу повторной судебной экспертизы не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, в связи с отсутствием оснований для ее проведения, поскольку экспертное заключение ООО "Приоритет плюс" от 29.12.2014 N 0009/3У/12 соответствует требованиям ст.ст.64, 67, 68, 83, 86 АПК РФ и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий в выводах эксперта не имеется, выводы эксперта являются обоснованными.
Довод Правительства о том, что истец, являющийся арендатором земельного участка, не имеет права обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества, является несостоятельным, поскольку в силу ст.6 Закона N 135-ФЗ Российской Федерации, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у истца права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2014 N 13839/13.
Иные доводы кассатора подлежат отклонению, так как были известны арбитражному суду апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с учетом представленных и оцененных в совокупности доказательств по делу.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 02.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А09-1148/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание заявителя жалобы на неправомерный отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства Правительства Брянской области о проведении по делу повторной судебной экспертизы не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, в связи с отсутствием оснований для ее проведения, поскольку экспертное заключение ООО "Приоритет плюс" от 29.12.2014 N 0009/3У/12 соответствует требованиям ст.ст.64, 67, 68, 83, 86 АПК РФ и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий в выводах эксперта не имеется, выводы эксперта являются обоснованными.
Довод Правительства о том, что истец, являющийся арендатором земельного участка, не имеет права обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества, является несостоятельным, поскольку в силу ст.6 Закона N 135-ФЗ Российской Федерации, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у истца права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2014 N 13839/13."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2015 г. N Ф10-3101/15 по делу N А09-1148/2014