г.Калуга |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А62-1348/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2015.
Полный текст постановления изготовлен 29.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Аветисяна Самвела Володяевича (ОГРНИП 304672211700060, ИНН 672200602141, г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Юрченковой Людмилы Александровны (ОГРНИП 304673118200144, ИНН 672900453865, г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Мусатова Геннадия Владимировича (ОГРНИП 308673116800092, ИНН 672902874410, г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Шикарева Валерия Витальевича (ОГРНИП 30467312050033, ИНН 673101037204, г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, ул.Октябрьской Революции, д.1/2, г.Смоленск, 214000) - Горбатюка М.В. (дов. от 07.04.2015 N 1/537-исх - пост.), Кутейникова Е.Э (дов. от 19.12.2014 N 581-исх - пост),
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526, пл.Ленина, д.1, г.Смоленск, 214008) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Прокуратуры Смоленской области (ул.Дохтурова, д.2, г.Смоленск, 214000) - Моисеевой Н.Г. (личность удостоверена, служебное удостоверение ТО N 185704),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 (судьи Алмаев Р.Н., Печорина В.А., Еремеева В.И.) по делу N А62-1348/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Аветисян Самвел Володяевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления Администрации города Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" (далее -постановление N127-адм) недействующим и не соответствующим пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и частям 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации ( дело NА62-1348/2014).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Смоленской области.
Индивидуальные предприниматели Юрченкова Л.А. и Мусатов Г.В. обратились в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Смоленска о признании Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, утвержденной постановлением N 127-адм, в части разделов "Заднепровский район" и "Ленинский район", несоответствующей требованиям статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктам 3,4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", пунктам 4,6,7,8,9 постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (дело N А62-2690/2014).
Определением арбитражного суда от 23.06.2014 по делу N А62-2690/2014 дела N А62-2690/2014 и N А62-1348/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Индивидуальный предприниматель Шикарев Валерий Витальевич обратился в суд с заявлением к Администрации города Смоленска (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм, как не соответствующей требованиям статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статье 15 Закона "О защите конкуренции", пунктам 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", пункту 6.9 Постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", пунктам 4, 6, 7, 8, 9 Постановления Администрации Смоленской области N 38 от 27.01.2011 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (дело N А62-2265/2014).
Определением арбитражного суда от 14.07.2014 по делу N А62-2265/2014 требование ИП Шикарева В.В. о признании не соответствующей нормам федерального законодательства схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации г. Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм, выделено и объединено в одно производство с делом А62-1348/2014.
С учетом объединения по настоящему делу рассмотрены требования ИП Аветисяна С.В., ИП Юрченковой Л.А., ИП Мусатова Г.В., ИП Шикарева В.В. о признании постановления администрации города Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм недействующим и не соответствующим указанным заявителями нормам законодательства.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 постановление администрации города Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" признано несоответствующим положениям Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N772, Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденному постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение суда, указывая, что судебный акт не является законным и обоснованным, поскольку администрацией представлены все доказательства о соответствии постановления N 127-адм Порядку N 38, а именно выявлены все существующие на законных основаниях на территории города Смоленска нестационарные торговые объекты, проведен мониторинг потребности в этих объектах, сформирован план и составлен проект схемы на 2014 год.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения представителей администрации и прокуратуры, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, администрацией города Смоленска принято постановление от 20.01.2014 N 127-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска", которое опубликовано в издании "Рабочий путь", N 25, 04.02.2014.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) одной из целей настоящего Федерального закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, предусмотрено частью 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 6 этого же Закона единственным полномочием органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности является создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, что в полной мере соотносится с положениями части 1 статьи 7, пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом установлено, что оспариваемое постановление Администрации принято в рамках полномочий, предоставленных ей положениями перечисленных выше норм.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Частью 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом целью Федерального закона N 381-ФЗ является, в том числе, развитие торговой деятельности для обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 данного Федерального закона, целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.
Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества ("Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772, пункт 2)).
Согласно данным Правилам (пункты 3, 4, 5) включение объектов в схему размещения осуществляется для достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, повышение доступности товаров для населения. Орган местного самоуправления в заявлении о включении объектов в схему размещения указывает также цель использования объектов.
В соответствии с пунктами 7 - 10 утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области ( далее - Порядок N 38) органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы размещения выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган, который, в свою очередь, формирует план размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образовании.
Проверив принятый администрацией г.Смоленска нормативный акт - постановление от 20.01.2014 N 127-адм на соответствие его нормам Федерального закона N 381-ФЗ, суд пришел к выводу, что утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов не обеспечивает размещение не менее чем 60% таких объектов, из схемы не следует, что она принята на основании данных мониторинга потребности населения по продаже товаров.
Кроме того, администрацией не представлено экономическое обоснование, по какому критерию в Схему размещения включены те или иные торговые места, а также исключены торговые места, занимаемые заявителями, соблюдены ли при этом цели включения объектов в схему, обозначенные в пункте 3 Правил N 772 и пункте 5 Порядка N 38.
В кассационной жалобе администрация указывает на отсутствие в Правилах N 772 указаний на обязанность органа, осуществляемого полномочия собственника имущества, согласовать включение нестационарных торговых объектов в конкретную схему размещения нестационарных торговых объектов.
Указанный довод кассатора противоречит положению пункта 6 Правил N 772, согласно которому орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
В соответствии с пункта 2 части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 05.08.2014), установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение Арбитражного суда Смоленской области является законным и обоснованным.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 по делу N А62-1348/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.