г.Калуга |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А62-3333/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2015.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (ОГРН 1116727000940, ИНН 670500218969, пр. Металлургов, д.2, г.Ярцево, Смоленская обл., 215805) - Бронникова С.С. (генеральный директор, приказ от 14.05.2015, личность удостоверена), Зиминой О.М. (дов. от 01.09.2015 N 1)
от общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" (ОГРН 1136733011634, ИНН 6727050686, ул. Красина, 10, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-1" (ОГРН 1026700975080, ИНН 6727013892, ул. К.Маркса, д.11, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (ОГРН 1026700981691, ИНН 6727003502, ул.Гагарина, д.9, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Прокуратуры Смоленской области (ул.Дохтурова, д.2, г.Смоленск, 214000) - Моисеевой Н.Г. ( прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области, служебное удостоверение ТО N 185704),
от МУП "Специальное хозяйство" (ОГРН 1146733013041, ИНН 6727051552, ул.Советская, д.24, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" на определение Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2015 (судьи Еремеева В.И., Бажанова Е.Г., Лукашенкова Т.В.) по делу N А62-3333/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт", общество с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙ-1", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (далее - заявители, общества) обратились в Арбитражный суд Смоленской области о признании незаконным и отмене постановления Администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области", в том числе, в части неисключения из приложения к постановлению от 13.05.2015 N 0729 многоквартирных домов, определившихся с выбором управляющей организации ООО "УК Твой Дом".
В соответствии с частями 1, 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях обеспечения законности в дело вступила Прокуратура Смоленской области.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2015 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "Управляющая компания Твой Дом" просит отменить определение суда, поскольку считает, что оспоренное постановление N 0729 является муниципальным правовым актом ненормативного характера так как отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку принят в соответствие с Жилищным кодексом РФ, определяет организацию - МУП "Специальное хозяйство" временной организацией по управлению многоквартирными домами в МО "Ярцевский район" Смоленской области, оставшихся без управления, до принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний. Оспоренное постановление адресовано МУП "Специальное хозяйство" и жильцам многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к постановлению, действует определенный период времени, не содержит норм права и не устанавливает правил поведения.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей заявителя кассационной жалобы и прокуратуры, суд кассационной инстанции считает, что определение суда подлежит отмене, а дело- направлению на рассмотрение судом по существу заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области" (далее - постановление N0729) МУП "Специальное хозяйство" определено в качестве временной организации по управлению многоквартирными домами в муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области", оставшихся без управления, согласно приложению, до принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 постановления N 0729 МУП "Специальное хозяйство" предписано обеспечить надлежащее управление многоквартирными домами в соответствии с требованиями жилищного законодательства на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области в срок до принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций.
На управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области возложена обязанность уведомить собственников помещений многоквартирных домов, согласно приложению, о том, что управляющим компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, отказано в выдаче соответствующей лицензии (пункт 3.1), созвать в течение 15 дней собрания собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении, для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций и провести этот конкурс в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.2).
В приложении к постановлению приведен перечень многоквартирных домов, оставшихся без управления в муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области.
Постановление N 0729 опубликовано в газете "Вести Привопья" (официальный вестник) от 21.05.2015.
Заявители обратились в арбитражный суд с требованием о признании указанного постановления N 0729 незаконным в части неисключения из приложения многоквартирных домов, определившихся с выбором управляющей организации.
Оценив содержание оспоренного постановления, суд пришел к выводу, что указанный акт является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц - населения муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области", в том числе, жильцов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование различных сфер правоотношений, в том числе в сфере управления многоквартирными домами и оплаты энергоресурсов, которые не могут быть реализованы в результате однократного применения.
Поскольку с 06.08.2014 в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, за исключением компетенции Суда по интеллектуальным правам, не относятся к подведомственности арбитражных судов, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекратил производство по делу.
Суд округа считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о правовом характере оспоренного обществами постановления N 0729.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания.
Действующее законодательство не содержит понятия ненормативного правового акта, но соответствующие разъяснения по этому вопросу давались высшими судебными инстанциями Российской Федерации.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика (пункт 48).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
При изложенных обстоятельствах, к признакам ненормативного правового акта, который может быть оспорен в арбитражном суде, в том числе относятся:
- документальная форма акта;
- властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
-обеспеченность мерами государственного принуждения (вытекающая из обязательности его исполнения лицом);
- издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом.
Следовательно, ненормативный акт - акт индивидуальный, не направлен на практику правоприменения в целом, возлагает на определенное лицо исполнение обязанностей, порождает правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Как следует из постановления N 0729, оно принято администрацией МО "Ярцевский район" в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Протоколом внеочередного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 13 мая 2015 года N 5, уведомлениями Главного управления Государственной жилищной инспекции по Смоленской области об отказе в предоставлении лицензии управляющим организациям и об организациях, которые не подали заявление на предоставление лицензии, в целях организации жилищно-коммунальных услуг и осуществления управления многоквартирными домами, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, недопущения срыва подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону 2015-2016 гг.
Из указанного постановления следует, что МУП "Специальное хозяйство" уполномочено администрацией осуществлять в качестве временной организации управление многоквартирными домами, указанными в приложении, оставшимися без управления, до принятия решения о выборе способы управления либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, правовой анализ постановления администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 позволяет суду округа с учетом вышеназванных правовых позиций, содержащихся в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, придти к выводу, что указанный акт является ненормативным правовым актом, поскольку он наделяет полномочиями МУП "Специальное хозяйство" как организацию по управлению многоквартирными домами, оставшимися без управления, исполнение которых предусмотрено нормами раздела VIII Жилищного Кодекса Российской Федерации, срок исполнения которых ограничен наступлением определенного события (до принятия решения о выборе способа управления либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний), а на управление ЖКХ администрации МО "Ярцевский район" возлагает обязанность уведомить собственников многоквартирных домов, указанных в приложении, об отказе управляющим компаниям, осуществлявшим управление этими домами, в выдаче лицензий и совершить действия, предписанные части 4 статьи 200 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах дело подлежало рассмотрению в арбитражном суде по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку обжалуемое определение вынесено без исследования фактических обстоятельств, по формальным основаниям, исходя из неверного применения норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о подведомственности спора, при новом рассмотрении суду следует на основании полного и всестороннего исследования доказательств установить существенные для дела обстоятельства и правильно применив нормы материального и процессуальное права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2015 по делу N А62-3333/2015 отменить, дело направить в Арбитражный суд Смоленской области для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из постановления N 0729, оно принято администрацией МО "Ярцевский район" в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Протоколом внеочередного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 13 мая 2015 года N 5, уведомлениями Главного управления Государственной жилищной инспекции по Смоленской области об отказе в предоставлении лицензии управляющим организациям и об организациях, которые не подали заявление на предоставление лицензии, в целях организации жилищно-коммунальных услуг и осуществления управления многоквартирными домами, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, недопущения срыва подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону 2015-2016 гг.
Из указанного постановления следует, что МУП "Специальное хозяйство" уполномочено администрацией осуществлять в качестве временной организации управление многоквартирными домами, указанными в приложении, оставшимися без управления, до принятия решения о выборе способы управления либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, правовой анализ постановления администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 позволяет суду округа с учетом вышеназванных правовых позиций, содержащихся в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, придти к выводу, что указанный акт является ненормативным правовым актом, поскольку он наделяет полномочиями МУП "Специальное хозяйство" как организацию по управлению многоквартирными домами, оставшимися без управления, исполнение которых предусмотрено нормами раздела VIII Жилищного Кодекса Российской Федерации, срок исполнения которых ограничен наступлением определенного события (до принятия решения о выборе способа управления либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний), а на управление ЖКХ администрации МО "Ярцевский район" возлагает обязанность уведомить собственников многоквартирных домов, указанных в приложении, об отказе управляющим компаниям, осуществлявшим управление этими домами, в выдаче лицензий и совершить действия, предписанные части 4 статьи 200 Жилищного кодекса РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 сентября 2015 г. N Ф10-3640/15 по делу N А62-3333/2015
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3640/15
13.08.2015 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3333/15
12.08.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3952/15
05.08.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3828/15
28.05.2015 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3333/15