г.Калуга |
|
12 октября 2015 г. |
ДелоN А68-6408/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Смолко С.И. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (ОГРН 1067105008365, ИНН 7105037297, г.Тула, ул.Шухова, д.28, 300004) - Балакиной Н.Н. - представитель (доверенность от 19.08.2014 б/н, сроком до 18.08.2016);
от отдела организации применения административного законодательства Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (пр. Ленина, д. 53, г. Тула, 300000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (пр. Ленина, д. 83, г. Тула, 300600, ИНН 7107036186, ОГРН 1027100968510) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2015 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А68-6408/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее по тексту - ООО "Вертикаль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий отдела организации применения административного законодательства Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее - ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области, административный орган) по проверке товарно-сопроводительной документации на алкогольную продукцию, находящуюся в розничном товарообороте Общества, в рамках проведения проверки обращения, незарегистрированного в книге учета сообщений о происшествиях, председателя комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее - УМВД России по Тульской области).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, Общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области считает решение 06.04.2015 и постановление от 11.06.2015 законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
УМВД России по Тульской области и ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, от представителя административного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, заслушав объяснения представителя ООО "Вертикаль", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что 02.04.2014 на "горячую линию" полиции по охране общественного порядка УМВД России по Тульской области от комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку поступило сообщение о фактах незаконной реализации алкогольной продукции в магазине "Сказка", расположенном по адресу: г. Тула, ул.Шухова, д. 28.
В названном магазине осуществляет деятельность ООО "Вертикаль", последнее имеет лицензию 71 АА N 000348, сроком действия с 28.06.2013 до 27.06.2014 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Упомянутое выше сообщение было зарегистрировано в дежурной части УМВД России по Тульской области (КУСП от 04.04.2014 N 1010).
07.04.2014 при проверке этого обращения административным органом было выявлено, что в зале на доске информации для посетителей отсутствует информация о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, а на алкогольную продукцию - "Текила" (Сантинела) предоставлена сопроводительная документация, в которой раздел "Б" отсутствует, на алкогольную продукцию - "Абсент" документация не предоставлена.
В этот же день должностным лицом ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области вынесено определение N 20 о возбуждении в отношении ООО "Вертикаль" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования материалы дела были направлены в судебный участок N 65 Пролетарского района г. Тулы для решения вопроса о привлечении должностного лица Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи от 16.05.2014, вступившим в законную силу, должностное лицо ООО "Вертикаль" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Считая действия административного органа по проверке товарно-сопроводительной документации на алкогольную продукцию, находящуюся в розничном товарообороте Общества незаконными, последнее оспорило их в арбитражном суде.
Действия по разрешению сообщений об административных правонарушениях осуществляются сотрудниками полиции в соответствии с приказом Министерства внутренних дел России от 01.03.2012 N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Основные права и обязанности полиции определены Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции).
Частью 1 статьи 12 Закона о полиции, в числе прочего, установлено, что на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Как следует из части 1 статьи 13 настоящего Закона, полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется, в том числе право проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях определены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях - статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям части 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы внутренних дел (полиция) наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2.1 и 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Министерства внутренних дел России от 05.05.2012 N 403 утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно подпунктам 3.6 и 4.13 которого должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства и должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.3, пункте 1 части 2 статьи 28.3, части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Министерства внутренних дел России от 29.12.2012 N 1156 утверждено типовое Положение об отделе (отделении, группе) организации применения административного законодательства управления (отдела, отделения) организации охраны общественного порядка территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном и региональном уровнях, а также типовое Положение об отделе (отделении, группе) по исполнению административного законодательства территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном и районном уровнях (далее - Типовое положение).
Одной из основных задач ООПАЗ согласно Типовому положению является организация и осуществление пресечения административных правонарушений, требующих проведения административного расследования, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых в порядке арбитражного процессуального производства в установленных законодательством случаях.
По должностному регламенту (должностной инструкции) старшего инспектора отдела организации применения административного законодательства Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления УМВД России по Тульской области, утвержденному начальником ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области 23.04.2013, в обязанности старшего инспектора ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области входит рассмотрение в установленном порядке жалоб и заявлений граждан и должностных лиц (пункт 20), организация и осуществление пресечения административных правонарушений, требующих проведения административного расследования, а также осуществления производства по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых в порядке арбитражного процессуального производства (пункт 21), составление протоколов об административных правонарушениях, сбор доказательств, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и иных мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях (пункт 22).
Таким образом, суды двух инстанций обоснованно заключили, что приведенные выше нормативные положения не ограничивают полномочия административного органа по проведению проверок по фактам нарушения правил продажи алкогольной продукции.
Далее, пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Пунктом 3 статьи 11, абзацем 8 пункта 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без сопроводительных документов.
Отклоняя доводы Общества об отсутствии у ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области полномочий по проверке товарно-сопроводительной документации на алкогольную продукцию, суд первой инстанции и апелляционный суд правильно заключили, что поступившее сообщение о фактах незаконной реализации алкогольной продукции в магазине Общества требовало соответствующей проверки, в том числе товарно-сопроводительной документации на алкогольную продукцию, находящуюся в розничном товарообороте ООО "Вертикаль".
При таких обстоятельствах спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что действия сотрудников ООПАЗ УОООП УМВД России по Тульской области, совершенные в ходе проведения проверки фактов незаконной реализации алкогольной продукции в магазине ООО "Вертикаль", изложенных в сообщении Комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, соответствуют действующему законодательству и не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы данного Общества.
Наряду с изложенным, судебная коллегия также учитывает и тот факт, что заявителем по делу не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные обстоятельства относятся к основаниям для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании действий должностных лиц государственных органов.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пункта 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А68-6408/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.И.Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.