г.Калуга |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А64-93/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Николаевой Н.Н.
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Староюрьевском районе Тамбовской области (ОГРН 1026600728833, ИНН 6812005123, ул.Советская, 91, г. Староюрьево, Тамбовская область, 393800) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Радуга" Староюрьевского района Тамбовской области (ОГРН 1026800729053, ИНН 6819003950, ул.Космонавтов, д.15, г.Староюрьево, Тамбовская область, 393800) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Староюрьевском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2015 (судья Игнатенко В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 (судьи Осипова М.Б., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-93/2015,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Староюрьевском районе Тамбовской области (далее - Управление, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Радуга" Староюрьевского района Тамбовской области (далее - учреждение) 50 377 рублей 99 копеек, в том числе: страховые взносы в размере 34 845 рублей, пени в размере 7114 рублей 99 копеек, штрафные санкции в сумме 8 418 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, указывая, что судом первой и апелляционной инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, полноты и достоверности представленных страхователем в пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 17.09.2014 N 079 019 14 АВ 0000543.
В ходе проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму дополнительных единовременных стимулирующих выплат лучшим воспитателям, победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области".
Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял решение от 23.10.2014 N 079 019 14 РВ 0000391 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в сумме 6969 рублей, в также учреждению предложено уплатить 34 845 рублей страховых взносов и 4019,88 рублей пеней. Решением от 23.10.20414 N16/16 учреждение привлечено к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 1449 рублей
Фондом выставлены требования от 19.11.2014 N 07901940058438 и от 20.11.2014 N 6/6 об уплате финансовой санкции, которыми в срок до 09.12.2014 Учреждению надлежало уплатить суммы доначисленных страховых взносов, пени и санкций.
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что единовременные премии победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" осуществлялись не в рамках трудовых отношений, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта РФ, выплачивались за счет целевых бюджетных средств областного бюджета Тамбовской области на основании нормативных актов Администрации Тамбовской области, следовательно указанные выплаты не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов Учреждением как плательщиком страховых взносов.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, утвержденный постановлением администрации Тамбовской области от 14.02.2011 N 122 Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение дополнительных мер стимулирования отдельных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Порядок), определяет условия предоставления, критерии отбора муниципальных районов и городских округов области для предоставления субсидий, механизм расходования субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов области, связанных с обеспечением денежных поощрений лучшим воспитателям, прошедших конкурсный отбор (пункт 1 Порядка).
Пунктом 6 Порядка установлено, что лучшим воспитателям по результатам конкурсного отбора выплачивается 400 денежных поощрений в размере 23 000 рублей каждое.
Распределение субсидий осуществляется в соответствии с методиками распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области из областного бюджета и утверждается Законом области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (пункт 22 Порядка).
В пункте 29 Порядка прямо предусмотрено, что субсидии, перечисляемые из областного бюджета носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели.
Приложениями к приказу Управления образования и науки Администрации Тамбовской области от 21.09.2011 N 2346 "Об итогах областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011", от 28.09.2012 N 2609 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2012" утверждены списки лучших воспитателей МБДОУ детский сад "Радуга" - победителей областного конкурса за 2011, 2012 годы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Пунктом 2 указанных приказов Управления образования и науки Администрации Тамбовской области предусмотрено направление средств в бюджеты муниципальных районов (городских округов) для осуществления дополнительных единовременных стимулирующих выплат лучшего воспитателя.
Сотрудники учреждения (5 человек), признанные победителями областных конкурсов "Лучший воспитатель Тамбовской области -2011", "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2012", получили единовременные поощрительные выплаты на общую сумму 115000 рублей.
Поскольку эти выплаты не являлись оплатой труда работников, в связи с чем, не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов.
Довод заявителя кассационной жалобы о правомерности привлечения Учреждения к ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды 2011-2013 гг. был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, которые, пришли к выводу об отсутствии в действиях МБДОУ детский сад "Радуга" состава вышеуказанного правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу N А64-93/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.